Основополагающими требованиями при выполнении любого из видов деятельности являются высокое мастерство и профессионализм. Помимо этих критериев, к педагогу предъявляется и ряд других требований, о чем в разные времена высказывались лучшие представители данной профессии. Из истории педагогики можно выделить некоторые идеи ведения педагогической практики.

Ф.И.О. педагога
Основные идеи к описанию требований к педагогу

Гельвеций
Быть носителем глубоких и всесторонных знаний. «Человек взявший на себя труд обучать других, не имея для этого глубоких знаний, поступает безнравственно».

Я.А. Коменский
Призвал учителейлюбить свою профессию, понимать, что она «настолько превосходная, как никакая другая под солнцем».

К.Д. Ушинский
Систематически обновлять и пополнять свои знания. «Учитель учит до тех пор, пока учится сам. Как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Знать психологию детей, интересоваться их внутренним миром, изучать их индивидуальные способности.

А.С. Макаренко
Быть патриотом, гражданином своего Отечества, активным носителем моральных убеждений.

В.А. Сухомлинский
Быть великим гуманистом, любить детей, понимать, «чтобы стать настоящим воспитателем детей, надо отдать им свое сердце».

Требования, предъявляемые к педагогу в истории педагогики.

Положительные и отрицательные качества в личности современного учителя

Личность учителя – это сложное социально-психологическое образование, формирующееся из подструктур. В истории педагогики требования к этой личности были сформулированы многими деятелями своего времени, но и современное общество обозначило ряд критериев, которым должен отвечать педагог сегодня. К таким требованиям относится:

  • Корректность, любознательность, гибкость, неординарность, чувство юмора, терпеливость, реформаторство, мудрость, тактичность, энергичность, грамотность.
  • Устойчивость к раздражителям, работоспособность, концентрация в стрессовых ситуациях, доброта, активность, умение сохранять тонус на протяжении всего рабочего дня.
  • Сдержанность в выражении чувств и эмоций, терпеливость, уравновешенность, собранность, четкая дикция и умение грамотно излагать мысли.
  • Высокая работоспособность, многозадачность, импровизация, непринужденность, легкость общения, способность подстраиваться под ситуацию и окружающую обстановку.

В педагогической практике существуют обозначенные качества, которые не должны сопровождать личность современного учителя, а именно:

  • Корысть, эгоизм.
  • Равнодушие к учащимся.
  • Низкий уровень убеждений и идеалов.
  • Низкий уровень интеллектуального развития.
  • Безынициативность, безволие, несобранность, отсутствие выдержки, целеустремленности, находчивости.
  • Наличие психических заболеваний.
  • Серьезные нарушения работы опорно-двигательного аппарата.
  • Ярко выраженные дефекты слуха и речи.

В процессе профессионального отбора и медицинских освидетельствований выявляется степень готовности гражданина к профессии педагога. Таким образом, личность учителя начинает свое становление еще до начала освоения профессии как таковой.

Преподаватель – как субъект педагогической деятельности

Определение 1

Учитель – профессионал, обладающий компетенцией в осуществлении деятельности педагогического направления в рамках образовательного учреждения.

Определение 2

Компетентная деятельность педагога – это труд, при котором на высоком уровне обеспечивается профессиональная деятельность, общение, реализуются личностные качества преподавателя и достигаются высокие результаты при передаче знаний к младшему поколению.

Основными свойствами субъективности являются:

  • Психофизиологические.
  • Профессионально-педагогические и предметные знания.
  • Направленность личности.

Помимо перечисленных свойств, основным требованием современного профессионального педагога является четкость его социально-профессиональной позиции, в которой он выражает себя, как субъект педагогической деятельности.

Определение 3

Позиция преподавателя – совокупность интеллектуальной, волевой, эмоционально-оценочной точки зрения на мир в профессиональной деятельности, представляющей источник активности педагога.

Данная позиция представляется социальным и профессиональным компонентом. В основе социальной позиции заложены взгляды, ценности и убеждения, сформировавшиеся в процессе становления личности. При выборе направления профессиональной деятельности важнейшими регулирующими факторами становятся профессиональные установки, индивидуальные особенности личности, темперамента, характера.

В рамках данной темы стоит рассмотреть и такие понятия как «педагогический талант» и «педагогическая квалификация».

Определение 4

Под понятием «педагогический талант» подразумевается высокий уровень индивидуальных способностей создающих условия для успешного, творческого выполнения профессиональных обязанностей.

Определение 5

Термин «педагогическая квалификация» определяется как особенность подготовленности кадра к осуществлению профессиональной деятельности, а именно комплекс полученных знаний, умений и навыков.

Таким образом, педагогический талант, подкрепленный профильными знаниями, умениями и навыками, является основой формирования образа высококвалифицированного современного педагога.

Направленность личности педагога

Определение 6

Направленность личности учителя – мотивационная направленность действий, поступков, поведения человека конкретными жизненными целями, источниками которых являются потребности, общественные требования.

Социально-профессиональная направленность

В качестве профессиональной направленности личности преподавателя принято понимать мотивацию, обусловленную профессиональными ценностями, гуманистическими установками, взглядом на обучающегося, как на итог, а не средство, развитием рефлексии, эмпатии, социальных способностей способствующих обеспечению продуктивного общения и успешного взаимодействия с окружающими.

Определение 7

Педагогическая направленность – это компонент характеризующийся наличием интереса к самим обучающимся, а также творческим подходом к решению поставленных профессиональных задач, глубокой заинтересованностью профилем деятельности, склонностью к постоянному совершенствованию и внедрению полученных знаний в повседневную практику.

Учитель с ярко выраженным компонентом педагогической направленности активнее включается в процесс профессионального самопознания. Он связан с пониманием норм, правил, моделей профессионального поведения, формированием индивидуального кредо в рамках выбранной профессии. Такой учитель осознает и принимает установленные эталоны и образцы характерного поведения, соотнося с ними себя, основываясь на личной оценке и мнении других участников педагогического процесса относительно педагогических способностей, характера и эффективности практики.

Гуманистическая направленность

В случае с гуманистической направленностью личности учителя ориентация осуществляется на создание условий для многогранного развития личности.

Определение 8

В целом понятие «гуманизм» подразумевает признание ценности человека как личности, его права на свободное, полноценное развитие и проявление своих индивидуальных способностей.

Определение 9

Гуманность, в свою очередь, означает наличие в личности таких качеств, как человечность, человеколюбие, уважение к чести и достоинству другого человека.

Определение 10

В свете вышесказанного, гуманистическая направленность личности определяется как стремление подчинения всех профессиональных действий преподавателя интересам личности обучающихся.

Это позволяет полноценно реализовать задачи личностно-ориентированной педагогики, а именно, оказать содействие человеку в определении отношения к себе, другим людям, окружающему миру. Этот компонент педагогической деятельности формируется на основании общепринятых человечеством ценностей и является основополагающим фактором успешной педагогической практики.

Познавательная направленность

Определение 11

Познавательная направленность личности учителя подразумевает культуру научно-педагогического мышления, где основным признаком выступает диалектичность.

Проявление этого компонента выражается в способности обнаруживать в каждом педагогическом проявлении и его противоречия. Диалектический взгляд на явления профессиональной действительности позволяет учителю воспринимать ее как процесс, где через борьбу старого и нового осуществляется непрерывное развитие, а также влиять на эти процессы, своевременно решая все возникающие вопросы и задачи.