Изучение истории человечества убеждает в том, что среди людей, в их группах и объединениях должен поддерживаться определенный социальный порядок, который основывается на сложившихся либо специально устанавливаемых образцах поведения. 
Механизмом регуляции социального взаимодействия является культура. Культура организует жизнь общества с помощью своих элементов: ценностей, норм, идеологии, знания, убеждения и языка. 

Ценности

Ядром культуры являются ценности. Ценности — социально значимые, одобряемые обществом явления действительности: предметы, представления, идеи, отношения. 

Ценности определяют как:

  • состояние социальных связей, идей, которые предпочтительны для социального субъекта;
  • критерий оценки реальных явлений;
  • регулятор социальных взаимодействий.

М.Вебер указывал на соотношения смысла человеческого акта и ценностей. Ценности ориентируют человека, побуждают его к активной деятельности.

В каждом обществе своя система ценностных ориентаций и иерархия ценностей, которая делится на:

  • общечеловеческие ценности ( ценность жизни, рождения, любви и т.д.);
  • общесоциальные ценности конкретного общества ( индивидуализм или коллективизм, свобода или подчинения и т.д.)

Так же ценности классифицируются по принадлежности к подсистемам или сферам социокультурной жизни людей, ценности общества, группы и личности:

  • политические (свобода слова, законность);
  • художественные (гармония, прекрасное);
  • нравственные (совесть, добро, зло);
  • правовые (правовой статус, юридические права);
  • экономические (собственность, доход, богатство).

Культура является механизмом воспроизведения, развития, сохранения и передачи ценностей. С помощью ценностей человек выбирает ориентиры, в соответствии с которыми соотносит свою жизнь.

В социологических исследованиях изучаются ценности личности и группы, выявляется ценностная иерархия, доминирование одних ценностей над другими, ценностные ориентации различных слоев населения и т.д.

Нормы

Социальные нормы представляют собой образцы конкретного поведения.  Социальные нормы воспроизводятся на основе социальных ценностей.
Нормы выполняют функции формирования ожидаемого поведения и исключения влияния субъективных мотивов и обстоятельств. 

Конкретная сфера деятельности определяет содержательную сторону норм. В различных культурах способы нормирования отличаются. Например, во всех обществах есть нормы, регулирующие сексуальные отношения людей. Так, нормы многих современных стран допускают сексуально свободное поведение девушек до замужества, в отличие от норм в этих же странах в 1950–1960-ых гг.

Т. Парсонс классифицировал социальные нормы следующим образом:

  • нормы, которые устанавливают порядок в отношениях в обществе и группе;
  • экономические нормы, которые выделяют критерии хозяйственной деятельности, профессионализма;
  • политические нормы, поддерживающие принципы политической системы страны;
  • культурные нормы, которые закрепляют принципы коммуникации между индивидами и различными группами.

Так же нормы делятся на:

  • универсальные («не убий»);
  • частные (хозяйственные, научные и т.д.); 
  • групповые (нормы студентов, военных и т.п.);
  • межиндивидуальные.

Нормы могут классифицироваться по форме фиксации:

  • формальные (устав, закон) и неформальные (мнение); 
  • устные и письменные нормы. 

По степени обобщенности выделяют нормы:

  • общего принципа деятельности (например, деятельности менеджера);
  • конкретного образца определенного действия ( например, нормы поведения менеджера при найме работников).

Так же нормы подразделяются на моральные и правовые.

Правовые нормы выражаются в законе или другом акте, имеют конкретное применения и санкции за их несоблюдение.
Моральные нормы поддерживаются общественным мнением, моральным долгом личности.

Компонентами культуры, которые регулируют общественную жизнь, являются обычаи и традиции.

Обычаи – образцы поведения, одобренные определенным обществом и выполняющие форму регуляции социальной деятельности (обычаи гостеприимства, празднования Рождества, Пасхи). В современном обществе обычаи консервативны и действуют в сфере быта и морали.
Традиции– образцы поведения, которые имеют более широкие сферы применения, нежели обычаи. Кроме сферы быта и морали традиции действует в экономике, политике, праве, религии, науке, искусстве.

В отличие от социальных ценностей нормы имеют более строгий характер, предписывающую объективную силу (ценности – субъективную силу).
Нормы и ценности как компоненты культуры регулируют жизнедеятельность людей и являются способом освоения индивидом окружающей действительности.

Идеология

Идеология  представляет собой систематизированные и обоснованные выражения интересов конкретного класса, группы или общества.
Идеология решает общие задачи социальной регуляции, обеспечивает понимание общественных ценностей и формирует мировоззренческую ориентацию на длительную перспективу.

Идеология может быть общечеловеской (права человека),конкретного общества (американского, российского), класса или группы (предпринимателей).

В социологии выделяют следующие функции идеологии:

  • обоснование и утверждение ценностей  и норм отдельных групп или общества в целом;
  • установление ориентиров и перспектив общественного развития, активности социальных субъектов (общества, индивидов);
  • интеграция индивидов в коллективы и движения;
  • снижение социальной напряженности в результате рационализации отношений между группами.

В одном обществе могут существовать различные идеологии: религиозные, экономические, национальные и т.д. Каждая идеология имеет разную степень влияния на общественную жизнь. 

Знания и убеждения

Знание представляет собой результат познавательной деятельности человечества, которое фиксируется в виде представлений, понятий, суждений, теорий. 

Выделяют следующие виды знания:

  • практическое знание определяется конкретной деятельностью (строительство дома,  лечение больных людей и т.д.);
  • духовное знание закрепляется в мифах, истории, художественных образах и связано с регуляцией общественных отношений (классовых, национальных, религиозных);
  • эмпирическое знание основывается на  чувственном и экспериментальном опыте и фиксируется в специальных научных дисциплинах;
  • теоретическое знание представляет собой осмысление практики, предмет науки и объясняет идеологию, социальные и религиозные учения.

Знание имеет социальную основу, вырабатывает мотивацию поведения человека, является важным инструментом управления обществом.

Убеждение – это чувственно переживаемое знание. Знание становится убеждением при приобретении личностно значимой окраски. Таким образом, не каждое знания является убеждением. 

Язык

Язык представляет собой средство хранения и передачи информации. Язык как элемент культуры выступает в качестве словесной фиксации знаний, убеждений, норм, ценностей.

Благодаря языку происходит связь исторических эпох и преемственность поколений. Языковые формы отражают уровень развития и особенности конкретного  общества. Основная роль языка выражается в передаче социального опыта от поколения к поколению.