Основные элементы культуры. Понятие ценностей, норм, идеологии, знания, убеждения, языка
Изучение истории человечества убеждает в том, что среди людей, в их группах и объединениях должен поддерживаться определенный социальный порядок, который основывается на сложившихся либо специально устанавливаемых образцах поведения.
Механизмом регуляции социального взаимодействия является культура. Культура организует жизнь общества с помощью своих элементов: ценностей, норм, идеологии, знания, убеждения и языка.
Ценности
Ядром культуры являются ценности. Ценности — социально значимые, одобряемые обществом явления действительности: предметы, представления, идеи, отношения.
Ценности определяют как:
- состояние социальных связей, идей, которые предпочтительны для социального субъекта;
- критерий оценки реальных явлений;
- регулятор социальных взаимодействий.
М.Вебер указывал на соотношения смысла человеческого акта и ценностей. Ценности ориентируют человека, побуждают его к активной деятельности.
В каждом обществе своя система ценностных ориентаций и иерархия ценностей, которая делится на:
- общечеловеческие ценности ( ценность жизни, рождения, любви и т.д.);
- общесоциальные ценности конкретного общества ( индивидуализм или коллективизм, свобода или подчинения и т.д.)
Так же ценности классифицируются по принадлежности к подсистемам или сферам социокультурной жизни людей, ценности общества, группы и личности:
- политические (свобода слова, законность);
- художественные (гармония, прекрасное);
- нравственные (совесть, добро, зло);
- правовые (правовой статус, юридические права);
- экономические (собственность, доход, богатство).
Культура является механизмом воспроизведения, развития, сохранения и передачи ценностей. С помощью ценностей человек выбирает ориентиры, в соответствии с которыми соотносит свою жизнь.
В социологических исследованиях изучаются ценности личности и группы, выявляется ценностная иерархия, доминирование одних ценностей над другими, ценностные ориентации различных слоев населения и т.д.
Нормы
Социальные нормы представляют собой образцы конкретного поведения. Социальные нормы воспроизводятся на основе социальных ценностей.
Нормы выполняют функции формирования ожидаемого поведения и исключения влияния субъективных мотивов и обстоятельств.
Конкретная сфера деятельности определяет содержательную сторону норм. В различных культурах способы нормирования отличаются. Например, во всех обществах есть нормы, регулирующие сексуальные отношения людей. Так, нормы многих современных стран допускают сексуально свободное поведение девушек до замужества, в отличие от норм в этих же странах в 1950–1960-ых гг.
Т. Парсонс классифицировал социальные нормы следующим образом:
- нормы, которые устанавливают порядок в отношениях в обществе и группе;
- экономические нормы, которые выделяют критерии хозяйственной деятельности, профессионализма;
- политические нормы, поддерживающие принципы политической системы страны;
- культурные нормы, которые закрепляют принципы коммуникации между индивидами и различными группами.
Так же нормы делятся на:
- универсальные («не убий»);
- частные (хозяйственные, научные и т.д.);
- групповые (нормы студентов, военных и т.п.);
- межиндивидуальные.
Нормы могут классифицироваться по форме фиксации:
- формальные (устав, закон) и неформальные (мнение);
- устные и письменные нормы.
По степени обобщенности выделяют нормы:
- общего принципа деятельности (например, деятельности менеджера);
- конкретного образца определенного действия ( например, нормы поведения менеджера при найме работников).
Так же нормы подразделяются на моральные и правовые.
Правовые нормы выражаются в законе или другом акте, имеют конкретное применения и санкции за их несоблюдение.
Моральные нормы поддерживаются общественным мнением, моральным долгом личности.
Компонентами культуры, которые регулируют общественную жизнь, являются обычаи и традиции.
Обычаи – образцы поведения, одобренные определенным обществом и выполняющие форму регуляции социальной деятельности (обычаи гостеприимства, празднования Рождества, Пасхи). В современном обществе обычаи консервативны и действуют в сфере быта и морали.
Традиции– образцы поведения, которые имеют более широкие сферы применения, нежели обычаи. Кроме сферы быта и морали традиции действует в экономике, политике, праве, религии, науке, искусстве.
В отличие от социальных ценностей нормы имеют более строгий характер, предписывающую объективную силу (ценности – субъективную силу).
Нормы и ценности как компоненты культуры регулируют жизнедеятельность людей и являются способом освоения индивидом окружающей действительности.
Идеология
Идеология представляет собой систематизированные и обоснованные выражения интересов конкретного класса, группы или общества.
Идеология решает общие задачи социальной регуляции, обеспечивает понимание общественных ценностей и формирует мировоззренческую ориентацию на длительную перспективу.
Идеология может быть общечеловеской (права человека),конкретного общества (американского, российского), класса или группы (предпринимателей).
В социологии выделяют следующие функции идеологии:
- обоснование и утверждение ценностей и норм отдельных групп или общества в целом;
- установление ориентиров и перспектив общественного развития, активности социальных субъектов (общества, индивидов);
- интеграция индивидов в коллективы и движения;
- снижение социальной напряженности в результате рационализации отношений между группами.
В одном обществе могут существовать различные идеологии: религиозные, экономические, национальные и т.д. Каждая идеология имеет разную степень влияния на общественную жизнь.
Знания и убеждения
Знание представляет собой результат познавательной деятельности человечества, которое фиксируется в виде представлений, понятий, суждений, теорий.
Выделяют следующие виды знания:
- практическое знание определяется конкретной деятельностью (строительство дома, лечение больных людей и т.д.);
- духовное знание закрепляется в мифах, истории, художественных образах и связано с регуляцией общественных отношений (классовых, национальных, религиозных);
- эмпирическое знание основывается на чувственном и экспериментальном опыте и фиксируется в специальных научных дисциплинах;
- теоретическое знание представляет собой осмысление практики, предмет науки и объясняет идеологию, социальные и религиозные учения.
Знание имеет социальную основу, вырабатывает мотивацию поведения человека, является важным инструментом управления обществом.
Убеждение – это чувственно переживаемое знание. Знание становится убеждением при приобретении личностно значимой окраски. Таким образом, не каждое знания является убеждением.
Язык
Язык представляет собой средство хранения и передачи информации. Язык как элемент культуры выступает в качестве словесной фиксации знаний, убеждений, норм, ценностей.
Благодаря языку происходит связь исторических эпох и преемственность поколений. Языковые формы отражают уровень развития и особенности конкретного общества. Основная роль языка выражается в передаче социального опыта от поколения к поколению.