Исследования девиантного поведения

  1. Девиантное поведение как особый социальный и психологический феномен
  2. Анализ ДП как основы отечественных и зарубежных исследований

Исследования девиантного поведения

Девиантное поведение как особый социальный и психологический феномен 

Девиантное поведение (ДП) исследуется специалистами, специализирующимися на разных дисциплинах, так как поведение, отклоненное от нормы, рассматривается не только с точки зрения социологии, но и в рамках психологии, психиатрии и медицины.

Уточнение 1
Чтобы описать девиантное поведение, социологическая наука использует термин «аномия». Под аномией подразумевают дезориентацию в социуме и разобщенность в обществе,  когда нормативная система становится слабой, что провоцирует резкие перепады развитии общества — периоды упадка сменяют периоды расцвета общества.

Э. Дюркгейм первым начал изучать подобные процессы. Подавляющая часть его исследований была посвящена людям, покончивших жизнь самоубийством. Суицид Э. Дюркгейм считал одной из форм ДП. Мысли исследователя стали основополагающими для трудов еще одно ученого — Р. Мертона, который сделал центральной темой своих работ анализ особенно ярких дисфункциональных явлений в социуме. По мнению Р. Мертона, причинами ДП являются очевидные различия между целями, которое ставит общество, механизмами, которые одобряет социум, и средствами, с помощью которых можно осуществить или достичь поставленных целей. Другими словами, индивид в стремлении достичь поставленной цели может использовать средства, которые полностью или частично противоречат общепринятой морали, что автоматически делает его нарушителем и человеком в ДП.

Такое положение вещей вызывает в обществе напряжение, которое присутствует постоянно, но и к нему человек может приспособиться. Мертон говорил о 5 формах подобного приспособления:

  • Конформность — индивид полностью принимает общепринятые нормы и ценности, даже если они не сходятся с его личными представлениями о норме.
  • Инновация — индивид соглашается с общепринятыми нормами, но не прекращает искать другие пути достижения поставленной цели. Иногда эти пути в полной мере или частично противоречат нормам, что приводит к несогласию с инновационными предложениями.
  • Ритуализм — индивид полностью отрицает общепринятые нормы и механизмы достижения поставленных целей, при этом у него отсутствуют собственные варианты. 
  • Ретритизм.
  • Мятеж (бунт). 

Исследователи ДП в своих работах учитывают, что поведение, отклоненное от нормы, возникает вследствие конфликтов, которые возникают между культурными нормами, существующими на территории одной страны, другими словами — в пределах одного социума. С такого ракурса ДП рассматривал Т. Селлин. По его словам, конфликт — это результат несовпадения интересов одной группы с мнением абсолютного большинства. Вот почему стоит акцентировать внимание на исследовании причин, которые провоцируют конфликты, а также прогнозе возможных последствий.

Анализ ДП как основы отечественных и зарубежных исследований 

Если проанализировать отечественные и зарубежные первоисточники, можно заметить, что специалисты, занимающиеся изучением ДП, не могут прийти к единому мнению относительно расшифровки данного термина. По мнению первых, ДП — это любое отклонение от общепринятых норм, которые происходят внутри социума, при этом отклонения могут касаться и правовых норм, и нравственных. По мнению второй группы исследователей, ДП стоит рассматривать так же, как и нарушения норм права.

Третья группа исследователей, рассматривает ДП, как один из видов социальной патологии, и относит к девиациям:

  • Отсутствие постоянного места работы.
  • Психические и душевные заболевания, отклонения.
  • Низкий уровень материального обеспечения.
  • Бродяжнический стиль жизни, отсутствие постоянного места жительства.

Пытаясь дать определение такому понятию, как ДП, исследователи опираются на огромную базу накопленных эмпирических и теоретических данных, но даже это не упрощает процесс исследования. Вопрос ДП и на сегодняшний день остается одним из самых спорных, противоречивых и неоднозначных.

Уточнение 2
Вопрос изучения ДП актуален, поскольку с каждым годом фиксируется все большее количество индивидов, чье поведение значительно отклоняется от общепринятых норм. Проблема перестала быть только социальной и психологической, теперь ее изучением занимаются и в рамках педагогики.

Специалисты из разных исследовательских школ и научных направлений, изучают ДП как своего рода конструктор и феномен. Сюда можно отнести «отклоняющееся поведение», «асоциальное поведение», «противоправное поведение», «деструктивное поведение», «аморальное поведение». И.С. Кон рассматривает ДП как череду поступков индивида, значительно отклоняющихся от нормы, которая принята и подразумевается обществом. Отнести к таким отклонениям можно и выход за нормы здоровья психики, и нормы права, и культурологические нормы, и нормы морали и нравственности, которые должны соблюдать индивиды, но не делают этого, если до конца не осознают степень своей ответственности.

Практикующие специалисты с области психиатрии говорят о том, что ДП — это своего рода стереотип поведенческого реагирования, и можно проследить связь между ним и нарушениями определенных социальных норм, поведенческих норм и правил, которые соответствуют индивидам определенного возраста. Такие отклонения способны спровоцировать социальную дезориентация — человек не в состоянии оценить свою роль и положение в разрезе каких-либо отношений, поэтому и ведет себя неадекватно, показывая тем самым отклонения от норм поведения.

Некоторые специалисты говорят о том, что ДП — это в первую очередь поведение человека, последовательно разрушающее систему взаимодействия между индивидами, которая сложилась до этого. Например, группа людей, с которой индивид взаимодействует, не принимая их понятие о норме и отрицая их ценности. Психологическая основа ДП — это особенности общественной системы, которая стремительно изменяется. Неспособность своевременно осмыслить изменения, становится причиной несвоевременного принятия (или непринятия в целом). Исследования ДП проводятся специалистами из разных научных школ, в различных направлениях науки с точки зрения теории.

Источник