Философия Востока и Запада: общее и различия. Характерные черты философии Востока
Восточная философия возникла одновременно с античной философией. Они похожи по генезису и проблематике, но отличаются друг от друга типом философствования. Именно это и стало определяющим фактором дальнейшего развития. В свою очередь этот факт стал основанием полагать, что философия Востока и Запада противоположны друг другу. Небезосновательно, поскольку отличия в отдельных сферах бытия: строй, нравственные принципы, культура, мировоззрение.
Западная и восточная философия
Деление философии на западную и восточную активно закрепилось в социологической и культурной мысли. На контраст учений указывал Конфуций и Мо-цзы, а также некоторые другие индуистские и буддистские мыслители. Кроме этого, Платон, Аристотель и Полибий говорили о контрастности. Немногим позже, уже в XVII – первой половины XIX вв. эти идеи получили свою жизнь в работах философов-современников.
Эпоха колониализма была отмечена развитием и рассветом идей расизма, в идеологии которой подразумевалось принижение истории и культурных ценностей всех народов, кроме европейских. Современная эпоха намерена преодолевать принципы европоцентризма, в основе которых заложена мысль о единственно верном пути развития для всех стран, не только Западных и североамериканских, но и восточных. Основоположниками таких идей выступают античные мыслители, которые разделяли мир на варваров и гражданский мир, на мир Божий и языческий.
Философия Востока кажется несопоставимой с западной философией, а её совершенная уникальность даже воспринимается на ином духовном уровне. Хотя обратная сторона восточной философии в том, чтобы не отрицать мифологические традиции, а наоборот их развивать и усложнять, легализовать, тем самым привлекая логикодискурсивную аргументацию. В этом особенность восточного философствования.
Черты восточной философии
Тексты восточных учений наполнены фрагментами символико-метафорических сюжетов, которые отражают традиционные формы архаических культурных выражений. То же самое касается и философских текстов – они сложны по своей структуре, многослойны. В них находит отражение не только воззрения автора, но и целой философской школы.
В конечном итоге происходит формирование мировоззрения рода на основе его биосоциального единения с природой, которое предполагает, что греческая мысль в корне разнится с основами мысли древнеиндийского и древнекитайского философствования. Они направлены на то, чтобы учесть мышление данного народа в конкретной ситуации, в определённых географических рамках, хронологических социально-исторических и культурных условиях. Философский дискурс детерминирован миром этноса с его подсознательными предвосхищениями и архетипами восприятия.
Мифотворчество и мифология являются важнейшими свидетелями неостанавливающегося процесса духовного развития человечества. Установить связь между обеими культурами было идеей многих мыслителей.
Ясперс говорит о том, что философский дискурс возник на Востоке из-за «осевой эпохи» VIII–II вв до н.э.
Ключевыми фигурами осевой эпохи стали Конфуций, Лао-цзы, Будда, Зараструт, а также палестинские пророки. Осевая эпоха повлекла за собой такую проблему, как всеобщность и универсальность истории человеческого духа. Иначе говоря, проблема философской рефлексии и философского дискурса.