Этическое лидерство и теория социального обучения
Основные положения
В качестве актуальной теории, связанной с этическим лидерством в организациях и способностью поддерживать благоприятный микроклимат в коллективе, может быть рассмотрена теория социального обучения. По мнению Мо и Ши (2017), которые анализируют эту концепцию применительно к эффективности работы организации, сотрудники склонны проявлять большее доверие и лояльность к лидерам, которые придерживаются этических принципов взаимодействия. Авторы также предоставляют эмпирические результаты оценки применения этой концепции; как они отмечают, «сотрудники с высокими мотивами организационной заботы с большей вероятностью будут ставить цели организации и коллег выше своих собственных целей», что достигается за счет этического лидерства (Mo & Shi, 2017, стр. 152). В этом контексте теория социального обучения играет важную роль как основа, которая действует как стимул для принятия соответствующего поведения и механизмов взаимодействия в команде и способствует продуктивному общению через ролевую модель эффективного и этического лидерства.
Принимая во внимание положения этой теории, лидеры выступают координаторами, формирующими соответствующие принципы взаимодействия в коллективе, которые, в свою очередь, отвечают целям и задачам конкретной организации. Одна из гипотез, предложенных Мо и Ши (2017), заключается в том, что этическое лидерство положительно влияет на организационное поведение сотрудников. Эмпирические данные также подтверждают, что такая форма взаимодействия в команде влияет на «мотивационную ориентацию сотрудников, которая подчеркивает достижение желаемых для организации конечных состояний» (Мо и Ши, 2017, с. 153). Гипотеза о положительной корреляции между этическим лидерством и устойчивым организационным поведением подтверждается сравнением результатов деятельности в различных условиях работы. Авторитарные принципы контроля над подчиненными характеризуются слабой организационной приверженностью, а этическое лидерство, в свою очередь, поощряет вовлеченность и, следовательно, продуктивное общение (Mo & Shi, 2017). Таким образом, обоснование применения теории социального обучения для повышения производительности и улучшения организационного поведения измеримо и может доказать эффективность такой стратегии управления персоналом.
Чтобы проверить гипотезу о положительном влиянии теории социального обучения как методологии продвижения этического лидерства, можно просмотреть рисунок 1, на котором представлен механизм взаимодействия между задействованными переменными. В качестве независимой переменной представлена теория социального обучения, которая определяется путем создания условий для стимулирования соответствующего поведения. В качестве зависимой переменной предлагается позитивное организационное поведение, которое включает в себя такие характеристики, как приверженность, результативность, командное доверие и другие аспекты, связанные с эффективной рабочей средой. Эта схема подчеркивает влияние рассматриваемой концепции на микроклимат и продуктивность в коллективе и доказывает, что организационное поведение является гибкой переменной, находящейся под влиянием соответствующих стимулов.
Рисунок 1. Влияние теории социального обучения.
Учитывая предложенные взаимосвязи, теорию социального обучения можно оценить как концепцию, связанную с положительными проявлениями организационного поведения в случае ее эффективного применения. Задача лидеров – создать среду, в которой подчиненные перенимают и адаптируют соответствующие поведенческие навыки и в то же время осознают их значимость по отношению к поставленным задачам. Этическое лидерство в данном случае является основой продуктивного использования теории. Как утверждают Мо и Ши (2017), без такого принципа контроля возникают риски конфликтов из-за неадекватного распределения обязанностей и различий во взглядах сотрудников на операционный процесс. Следовательно, для реализации теории социального обучения в организационной среде менеджеры должны продвигать этические формы взаимодействия с подчиненными, чтобы избежать недопонимания и добиться доверия и высокой производительности.
Анализ статьи
В качестве соответствующей статьи, использующей теорию социального обучения в качестве концепции, раскрывающей принципы этического лидерства и его влияние на результаты сотрудников, можно назвать статью Качмара и др. (2013) будут рассмотрены. В своем исследовании авторы соотносят эту концепцию с влиянием на организационное поведение и предлагают соответствующие гипотезы относительно взаимодействия между этическими переменными лидерства и восприятием политики, или POP (Kacmar et al., 2013). С помощью эмпирических тестов были выявлены конкретные корреляции между рассматриваемыми переменными. Во-первых, как утверждают исследователи, «восприятие неэтичного лидерства вызывает у людей ПОП» (Kacmar et al., 2013, стр. 41). Это означает, что неэтичные принципы контроля над деятельностью коллег и подчиненных связаны с низким доверием к решениям, продвигаемым на управленческом уровне. Во-вторых, Качмар и др. (2013) отмечают, что этическое лидерство не обязательно связано с вознаграждением, поскольку стимулы персонала в условиях неадекватного контроля не оказывают такого же влияния на производительность, как этический контроль, как доказано эмпирически. В результате теория социального обучения эффективно коррелирует с этическим лидерством и малоэффективна в авторитарной среде лидерства с плохим межпрофессиональным взаимодействием.
Что касается исследовательского предложения, логическая модель выполнения необходимой работы предполагает выявление положительных корреляций между этическим лидерством и влиянием на производительность сотрудников посредством концепции социального обучения как одной из эффективных организационных теорий. Условия соблюдения необходимых лидерских практик будут рассматриваться в контексте воздействия на такие значимые характеристики, как продуктивность, доверие, вовлеченность, взаимная поддержка и другие аспекты организационного поведения. Предлагаемые корреляции будут оцениваться с точки зрения эмпирических данных.
Разработка теста
Экспериментальный и неэкспериментальный дизайн
Для планируемой работы по выявлению влияния этического лидерства на результаты работы сотрудников может быть актуален следующий исследовательский вопрос: Как этическое лидерство, реализованное в контексте организационной политики, влияет на результаты работы сотрудников и проявление соответствующих навыков в рабочем процессе? Чтобы проверить этот вопрос, можно сравнить экспериментальные и неэкспериментальные исследования, чтобы определить лучший подход к исследовательскому процессу.
Ключевым отличием заявленных конструкций является использование переменных в качестве оценочных рамок. В качестве примера неэкспериментального дизайна можно рассмотреть исследование Алкааби и Вонга (2019), которые используют алгоритм опроса в качестве ключевой стратегии для анализа взаимосвязи между этическим лидерством и аспектами невежливости менеджеров и доверия сотрудников. Этот подход призван эмпирически доказать заявленные корреляции и использовать ответы респондентов в качестве основного источника данных для оценки. В случае планового исследования данный подход может быть применен посредством взаимодействия с сотрудниками отдельной организации. Данная конструкция предполагает механизм качественного исследования, поскольку основные результаты получаются посредством ответов целевой аудитории и анализа ее мнений.
План эксперимента, в свою очередь, предполагает использование зависимой переменной(й) для доказательства соответствующих корреляций. Пример такой конструкции представлен в исследовании Eva et al. (2018). Они заявляют, что этот подход снижает «обеспокоенность по поводу обратной причинно-следственной связи, когда ориентация долга сотрудника может повлиять на его восприятие поддержки, оказываемой организацией в связи с его долгом перед миссией, и этического лидерства своего менеджера через его долг перед членами» (Eva et др., 2018, с. 637). Основным принципом такого принципа является применение управляющих переменных для выявления их влияния на зависимые переменные. Чтобы ответить на поставленный исследовательский вопрос, экспериментальный дизайн является предпочтительным подходом, поскольку этическое лидерство является независимой переменной, а соответствующие критерии организационного поведения, такие как доверие, приверженность, производительность и некоторые другие, являются зависимыми.
Чтобы избежать проблем и ошибок, вызванных неправильной оценкой сообщаемых корреляций для запланированного исследования, крайне важно учитывать возможные угрозы внутренней достоверности. Учитывая результаты Flannelly et al. (2018) из предложенного авторами перечня угроз можно выделить историю, распад инструмента и статистическую регрессию. Первый из них касается опыта участвующих участников, который может повлиять на их решение; второй связан с изменениями в измерениях и, следовательно, с искаженными итоговыми показателями; третий представляет собой изменения в статистических результатах, поскольку участники могут не захотеть менять взгляды в ходе исследования (Flannelly et al., 2018). С точки зрения экспериментальных и неэкспериментальных проектов для устранения этих потенциальных угроз можно применять различные меры.
В исследовании неэкспериментального плана угрозу истории можно устранить, привлекая сотрудников, которые работали в конкретной организации относительно недавно. Это может помочь исключить влияние внешнего опыта на их взгляды и восприятие заявленной проблемы. Что касается угрозы выхода из строя прибора, следует применять надежную программу измерений, например, алгоритмы цифровой оценки, чтобы избежать неправильной интерпретации анализируемых данных. Для решения вопроса статистической регрессии можно привлечь несколько групп участников, чтобы исключить субъективность в предоставлении данных и получить максимально точные результаты.
В ходе экспериментального исследования методы предотвращения вышеупомянутых угроз внутренней валидности могут предложить дополнительные решения по обеспечению безопасности. Чтобы избежать угрозы анамнеза, отбор участников может основываться на принципе выборочной выборки с учетом не только опыта работы, но и индивидуальных особенностей, таких как возраст или семейное положение. Проблема износа приборов решается за счет использования альтернативных механизмов оценки данных, которые могут представлять собой концептуальные основы, разработанные специально для конкретного исследования. Наконец, угрозы статистической регрессии можно избежать, построив несколько шкал оценок, в которых полученные данные распределяются в соответствии с несколькими сеансами тестирования.
Анализ статьи
Исследование Мура и др. (2019) — это работа, изучающая этическое лидерство с точки зрения влияния на такие важные аспекты организационного процесса, как поведение сотрудников и моральное познание. В качестве исследовательской основы авторы используют экспериментальный дизайн как подход, который помогает им «исследовать его причинное влияние на моральное отстранение сотрудников и последующее неэтичное поведение» (Moore et al., 2019, стр. 129). Моделирование принятия решений — это практика, предназначенная для проверки того, как этическое лидерство, продвигаемое руководством, влияет на обозначенные показатели. Такой метод позволяет подойти к исследованию нестандартно и выявить нужные связи, используя индивидуально разработанную систему. Практическая значимость этого исследования высока, поскольку благодаря экспериментальному плану Moore et al. (2019) раскрывают, как можно улучшить организационное поведение с помощью адекватных лидерских инициатив, основанных на этических принципах взаимодействия. Таким образом, рассматриваемая конструкция соответствует поставленным целям и является удобной методикой проверки корреляций между заявленными переменными.
Рекомендации
Алкааби О. и Вонг К. (2019). Отношения между подлинным лидерством, невежливостью менеджера и доверием к менеджеру. Лидерство в сфере здравоохранения, 33 (1), 27–42.
Ева Н., Ньюман А., Мяо К., Ван Д. и Купер Б. (2018). Предшественники ориентации долга и поведения последователей: интерактивные эффекты воспринимаемой организационной поддержки и этического лидерства. Журнал деловой этики, 161 (3), 627–639.
Фланнелли, К.Дж., Фланнелли, Л.Т., и Янковски, КР (2018). Угрозы внутренней валидности экспериментальных и квазиэкспериментальных исследований в здравоохранении. Журнал капеллана здравоохранения, 24 (3), 107–130.
Качмар, К.М., Эндрюс, MC, Харрис, К.Дж. и Теппер, Б.Дж. (2013). Этическое лидерство и подчиненные результаты: посредническая роль организационной политики и сдерживающая роль политического мастерства. Журнал деловой этики, 115 (1), 33–44.
Мо С. и Ши Дж. (2017). Связь этического лидерства с организационным гражданским поведением сотрудников: проверка многоуровневой посреднической роли организационной заботы. Журнал деловой этики, 141 (1), 151–162.
Мур, К., Майер, Д.М., Чанг, Ф.Ф., Кроссли, К., Карлески, М.Дж., и Берч, Т.А. (2019). Лидеры имеют моральное значение: роль этического лидерства в формировании морального познания сотрудников и их неправомерном поведении. Журнал прикладной психологии, 104 (1), 123–145.