Чтение – одна из наиболее сложных и значимых форм мыслительной деятельности человека, выполняющая психологические и социальные функции. Для правильного и быстрого чтения необходима слаженная работа нескольких анализаторов: зрительного, речемоторного и речевого слухового (Олуладе и др., 2020). Процесс чтения начинается со зрительного восприятия, различения и распознавания букв. В дальнейшем буквы соотносятся с соответствующими звуками, воспроизводится звукопроизносимый образ слова и осуществляется его чтение. Наконец, понимание прочитанного осуществляется за счет соотнесения звуковой формы слова с его значением.
Раннее речевое развитие напрямую влияет на речево-моторный и речеслуховой анализаторы, без которых невозможно достичь беглости чтения и понимания в более поздние годы. В рамках раннего речевого развития происходит речево-двигательный прогресс, в том числе по ведущим линиям речевого развития, что обеспечит их интеграцию с другими анализаторами при чтении. Его развитие позволяет качественно изменить уровень развития связной речи, позволяя ребенку прогнозировать фразы при чтении и обеспечивать беглость речи. Речево-слуховой анализатор неразрывно связан со зрительным. Воспринимаемые слуховые или зрительные стимулы анализируются затылочной корой. Скорость распознавания звуков и букв при чтении зависит от раннего развития речи. Таким образом, раннее речевое развитие имеет решающее значение для беглости и понимания чтения в последующие годы, поскольку оно напрямую влияет на работу зрительного, речево-моторного и речеслухового анализаторов.
Ссылка
Олуладе, О.А., Зейделл-Гринвальд, А., Чемберс, К.Э., Туркельтауб, П.Е., Дромерик, А.В., Берл, М.М.,… Ньюпорт, Э.Л. (2020). Нейронная основа развития речи: изменения латерализации с возрастом. Труды Национальной академии наук, 117 (38), 23477–23483.