«Экономика в одном уроке» Генри Хэзлитта в контексте микроэкономики
Книга Генри Хэзлитта «Экономика за один урок» предоставляет важную информацию о микроэкономике, которую необходимо знать специалистам, не связанным с экономикой. Автор приводит примеры крупных экономических заблуждений, неверных публичных интерпретаций и провалов государственной политики. В основном автор говорит об экономической политике и ее последствиях. Следовательно, основное правило экономики «состоит в рассмотрении не только непосредственных, но и долгосрочных последствий любого действия или политики» (Hazlitt 1952, 5). Несмотря на то, что книга была впервые опубликована в 1946 году, она не утратила своей актуальности, а изложенные темы можно рассматривать в контексте более широких теорий микроэкономики.
Одна из главных тем книги Хэзлитта — спрос и предложение. Хэзлитт (1952) отмечает, что важно различать потребительские потребности и спрос. По мнению автора, «эффективный экономический спрос требует не просто потребности, но и соответствующей покупательной способности» (Hazlitt 1952, 13). Это утверждение коррелирует с понятием кривой спроса, которая показывает соотношение количества товаров, которые потребители готовы купить, и их цен. Более того, то, что Хэзлитт называет «покупательной способностью», можно назвать уровнем доходов потребителей, поскольку чем больше у них доход, тем больше товаров они могут купить.
С другой стороны, кривая предложения «показывает количество товара, которое производители готовы продать по данной цене» (Пиндик и Рубинфельд 2018, 44). Хотя понятия спроса и предложения характеризуют рынок с разных сторон, они неразрывно связаны между собой. Высокий спрос на одни товары увеличивает предложение, что, в свою очередь, увеличивает спрос среди производителей на товары других производителей.
Оптимальным рыночным вариантом как для потребителя, так и для производителя является тот, который поддерживает экономическое равновесие. Это может быть баланс между количеством товаров и количеством потребителей, желающих купить продукт (Пиндик и Рубинфельд, 2018). В этом случае избежать потерь для обеих сторон можно будет за счет предотвращения ситуаций избытка и дефицита. Достижение равновесия на свободном рынке обусловлено рыночным механизмом. По мнению Хэзлитта (1952), свободный рынок вполне демократичен, поскольку потребитель влияет на цены и количество товаров и производителей. Он отмечает, что другие меры регулирования спроса и государственных цен зачастую менее эффективны. В таких случаях ошибки в экономической политике, такие как необоснованное ценообразование и распределение ресурсов, практически неизбежны.
Обсуждая цены, установленные государством, Хэзлитт поднимает вопрос о тарифах на импортные товары. Тарифы являются основной причиной удорожания иностранных товаров. Однако импортные товары часто имеют специфические характеристики, которые лучше соответствуют потребностям потребителя. Таким образом, потребители платят больше за импортные товары, что снижает их способность покупать местные товары (Hazlitt 1952). Снижение спроса на местные товары косвенно влияет на экономику страны в целом за счет снижения заработной платы и количества рабочих мест. Однако Пиндик и Рубинфельд (2018) отмечают, что квоты и тарифы, наоборот, необходимы для обеспечения отечественной промышленности «более высоких прибылей, чем это было бы в условиях свободной торговли» (351). Отсутствие импорта приведет к росту цен на отечественные товары, что негативно скажется на потребительском поведении и спросе.
Во время инфляции правительство пытается установить цену ниже средней, контролируя рынок и ценообразование. Хэзлитт (1952) считает, что это приводит к экономическому дисбалансу. При снижении цены спрос на товар увеличивается. Однако из-за снижения рентабельности производители сокращают предложение. Это приводит к дефициту товаров и уходу компаний с рынка. Более того, рост цен выше среднего, например, в виде субсидий, Хэзлитт (1952) считает невыгодным. Первоначально вклады подразумевают, что «цена продавцов превышает цену покупателей» (Пиндик и Рубинфельд 2018, 359). Однако субсидии выплачиваются за счет налогов, и потребитель платит больше за товар.
Таким образом, темы, рассмотренные в книге «Экономика за один урок», актуальны и сегодня. Примером может служить необходимость сохранения баланса между кривыми спроса и предложения, а также механизмы свободного рынка и необходимость его контроля со стороны государства. Государственный контроль, как и квоты и тарифы, необходим для поддержания эффективности и прибыльности внутреннего рынка. Однако при формировании экономической политики необходимо заранее учитывать все возможные последствия.
Рекомендации
Хэзлитт, Генри. 1952. Экономика за один урок. Нью-Йорк: Харпер и братья.
Пиндик, Роберт С. и Дэниел Л. Рубинфельд. 2018. Микроэкономика. Пирсон.