Вестерны представляют собой значительный слой в американской культуре на протяжении нескольких поколений. Среди режиссеров этого жанра одним из самых известных кинорежиссеров является Джон Форд. Его творчество стало новой ветвью в истории кино и вдохновило многих современных режиссеров. В годы своего становления Форд развивал идею Запада, и эволюцию его мысли можно увидеть в трех знаменитых фильмах: «Дилижанс», «Искатели» и «Человек, который застрелил Либерти Вэлэнс». В оригинальных фильмах Форд фокусируется на приключенческом фильме, однако со временем в его творчестве развивается тема внутренней трагедии и боли.

Кинопроизводство постоянно адаптируется к запросам и настроениям общества. Так произошло с работами Форда, в которых подчеркивались психологические и ревизионистские настроения населения. Форд принес жанру массовую популярность и вселил в него любовь многих людей (Грант, 2012). «Дилижанс» — фильм о довоенном Западе и социальных различиях. В этой работе Форд акцентирует внимание на характере как на явном признаке определения личности. В «Дилижансе» Форд видит Запад как квинтэссенцию напряжения и мужского героизма. Это подтверждается тем, как режиссер в каждой сцене своего произведения передает нарастающее напряжение надвигающейся гибели и опасности с приближающимися апачами (Форд, 1939). Таким образом, в «Дилижансе» Форд видит довоенный запад и транслирует свое выступление зрителю.

Однако автор раскрывает сложные социальные проблемы того времени. Форд раскрывает расслоение общества, где показывает плохую репутацию героев из-за их низкого класса. Режиссер передает это в форме контрастов между хорошими пассажирами и беднейшим слоем населения (Форд, 1939). Кроме того, динамика фильма раскрывает рамки и стандарты, установленные обществом и цивилизацией. Это проявляется в том, что единственной надеждой Ринго на счастливую жизнь, кажется, является побег через границу и остановка на ранчо. Таким образом, Форд показывает несовершенство социальной системы и толерантности на довоенном Западе.

В «Искателях» Форд фокусируется на послевоенном периоде и проблемах, которые это событие принесло населению западных мест. В фильме воплощены американские идеалы и темы, актуальные для общества того времени (Китсес, 2019). Форд больше не описывает Запад как место, полное приключений и опасностей. «Искатели» поднимают проблему личного искупления, обладания и человеческих страданий. Эволюция жанра сводится к более жестокому и динамичному зрелищу и сопротивлению различных взглядов общества (Шац, 1977). Форд показывает зрителям дикую природу приграничной территории, таящую в себе опасность и опасности. Драматическое состояние цивилизации и окружающей среды показано на примере домов и пещер, постоянно существующих поблизости.

Кроме того, в этом фильме Запад приобретает черты горечи и боли. Попавшие в беду женщины и личная месть главного героя отражают тяжелое положение региона в годы после войны (Форд, 1956). При этом ощущение единения с семьей и родными местами, куда главный герой возвращается после войны, выскальзывает как жизненный мотив. Таким образом, с авантюрного взгляда на запад Форд открывает зрителям место страданий и искупления.

«Человек, который выстрелил в Либерти» Вэлэнс прослеживает следующий этап эволюции Запада и жанра кино глазами Форда. Работа является своего рода прощанием с технологическим фронтиром и прошлым, с которым связаны мифы Старого Дикого Запада. Местность приобретает все более трагический оттенок, и в окружающей природе постоянно виден призрак смерти (Форд, 1962). Пыльная старинная карета посреди пустынного поля раскрывает печальную судьбу героев и самого запада.

Форд усиливает драматизм зрителей по поводу меланхолического настроения Запада и его истории. Режиссер раскрывает мир, которого больше нет и люди не могут в него вернуться. Главный мотив фильма – утрата в истории мифологических ассоциаций и национальных традиций о Западе (Форд, 1962). Режиссер подчеркивает важность исторического контекста и овеществления народных сказок. Однако сейчас Запад больше всего проникся трагедией уходящего и невозвратного прошлого.

Кроме того, в созданных фильмах прослеживается отношение великого кинорежиссера к жанру. Режиссер использует вестерны, чтобы представить зрителю американскую историю, которую он глубоко ценит и уважает (Китсес, 2019). Форд использует свою работу, чтобы раскрыть трактат о человеческой доброте и страданиях. Для него это не просто приключенческий жанр, а возможность показать реалии жизни в пустынной местности. Таким образом, позиция Форда определяется диалогом и противостоянием человеческой драмы и исторического контекста.

В заключение «Дилижанс», «Искатели» и «Человек, который стрелял в Либерти Вэлэнса» раскрывают динамику и эволюцию взглядов автора на запад. Изначально его творчество отражает дух авантюризма и смелость героев в сложной ситуации. Однако позже контекст меняется на проблемы и трудности послевоенного периода в пустынной местности. Наконец, третий фильм отражает внутреннее отношение Форда к истории Запада как безвозвратно утраченному явлению.

Рекомендации

Форд, Дж. (1939). Дилижанс (Фильм). Уолтер Вангер Продакшнс.

Форд, Дж. (1962). «Человек, который застрелил Либерти Вэлэнс» (фильм). Парамаунт Пикчерз

Форд, Дж. (1956). Искатели (Фильм). Warner Bros.

Грант, БК (2012). Читатель жанра фильма IV. Издательство Техасского университета.

Китсес, Дж. (2019). «Горизонты Запада»: режиссура вестерна от Джона Форда до Клинта Иствуда. Издательство Блумсбери.

Шац, Т. (1977). Структурное влияние: Новые направления в изучении жанров кино. Ежеквартальный обзор кино и видео, 2 (3), 302–312.