Цивилизации с антропологической точки зрения
Введение
Хотя человечество очень гордится прогрессивной природой каждой последующей цивилизации, существуют аспекты прошлых цивилизаций, которые превозносятся как чудеса цивилизационного процесса (Harris 2001). В то время как некоторые из этих аспектов приобретают свою значимость в первую очередь из-за их влияния на культурное и социальное развитие, другие отличаются своей значимостью в содействии пониманию происхождения человека и эволюционной тенденции, которой следовали, чтобы достичь того, что мы имеем сегодня.
Антропология сыграла ключевую роль в обеспечении понимания человеком своего происхождения и того, как различные факторы окружающей среды способствуют формированию цивилизации, которой мы сейчас наслаждаемся (Moore 2004). По определению, антропологию можно охарактеризовать как отрасль естественных и социальных наук, посвященную изучению человеческого происхождения, поведения и последующего развития с точки зрения культурных и социальных аспектов.
Имея это в виду, данное исследование должно быть направлено на описание внутренней связи между антропологией и различными цивилизациями. Это будет попытка изучить различные аспекты, которые привели к возникновению этих обществ, а также то, как они жили и развивались на протяжении всей своей исторической эпохи. Используя антропологические теории, это исследование должно углубиться в социальное, экономическое, религиозное и культурное поведение, которое направляло общества во времени и исторических событиях.
Согласно Лангнессу (1987), эта теория основана на предпосылках, что социальные взаимодействия играют неотъемлемую роль в расширении и сосуществовании различных обществ. Он утверждает, что отдельные личности важны для роста и развития общества и коллективно формируют культуру данного общества. Например, попытку проследить происхождение цивилизации майя можно сравнить с разгадкой загадки, поскольку нам приходится полагаться на доступные подсказки, оставленные столетиями исторических событий.
К таким событиям относятся миграции, культурная и социальная эрозия, вызванные внешним вмешательством и отсутствием надлежащей документации исторических событий, затрагивающих конкретное общество (Хоревитц, 2009). Однако было решено, что майя существовали уже в 2600 году до нашей эры. Кроме того, рост их цивилизации, описанный Хоревицем (2009), указывает на то, что майя занимали значительную часть Центральной и Южной Америки. Однако до настоящего времени все еще существуют спорные вопросы относительно границ, разделявших физическое и культурное влияние ранних майя на другие соседние цивилизации.
Теория культурной эволюции
Теория культурной эволюции (однолинейная культурная эволюция) была использована Лангнессом (1987) для описания цивилизации майя. Эта антропологическая теория основана на убеждении, что все сообщества проходят одинаковые эволюционные стадии при переходе от примитивного общества к цивилизованному. Таким образом, теория предполагает, что существует «психическое единство человечества» (Харрис 2001: стр. 24). Это просто означает, что все общества должны были пройти через этнические периоды Моргана: дикость, варварство и, наконец, цивилизация.
Например, историки всегда соглашались с тем фактом, что существовали древние цивилизации, демонстрировавшие значительный культурный рост и развитие. Одна из великих древних цивилизаций, известных людям, — это народ майя. Майя — мезоамериканская цивилизация, населявшая южную часть современной Мексики. Культура майя стала возможной благодаря сельскохозяйственному завоеванию людей (Шарер и Тракслер, 2003). У этих людей была хорошо развитая система письма, в которой использовались фонетика и идеограммы.
Однако большинство их письменных произведений погибло с исчезновением цивилизации. Священники играли важную роль в сообществе майя. Они оповещали людей о ходе времени, а также выступали в качестве провидцев. Одним из наиболее мрачных аспектов майя были церемонии человеческих жертвоприношений, которым предшествовали почтенные жрецы (Шарер и Тракслер, 2003). Хотя точная причина сокращения численности населения майя остается спорной, Шерер и Трэкслер (2003) утверждают, что серьезные изменения климата от влажного к сухому, продолжавшиеся более века, были причинами упадка этой земледельческой цивилизации. Завоевание испанцами в 16 веке еще больше разрушило цивилизацию. Этот обзор цивилизации майя свидетельствует о теории культурной эволюции. Это можно вывести из архаичных практик, таких как человеческие жертвоприношения, и цивилизованных тенденций, таких как письменность.
Теория функционализма
По мнению Харриса (2001), социология и антропология имеют много общих идей. Как упоминалось ранее, антропология изучает поведение и происхождение человечества. Социология также фокусируется на тех же идеологиях и на том, как они влияют на цивилизационный процесс. Роббинс (2008) утверждает, что эта антропологическая теория фокусируется на изучении социальных сегментов и их влияния на общество. Например, мужчины, женщины и дети играли разные, но одинаково важные роли в развитии цивилизации майя. У женщин были обязанности по уходу, в то время как мужчинам в основном были поручены охота и управление (Роббинс, 2008). Дети собирали и ухаживали за животными (выпас скота). Кроме того, женщинам и детям не разрешалось вмешиваться в дела мужчин, они не могли говорить и есть в присутствии мужчин.
Теория материализма
Как утверждает Роббинс (2008), материализм является одной из основных антропологических точек зрения, используемых при изучении человеческого общества. Эта теория основана на убеждении, что материальные блага (физический мир) могут оказывать существенное влияние на поведение людей. Сторонники этой теории согласны с тем, что поведение человека является неотъемлемой частью природы и поэтому его можно исследовать посредством изучения природы. Однако они не согласны с тем, что психический мир также формирует поведение человека. Вместо этого они утверждают, что физический мир может лучше объяснить человеческие общества. Эта теория в основном фокусируется на технологических, экономических и экологических факторах, которые можно использовать для объяснения того, как выжили различные общества. По сути, он основывается на способе производства, используемом для обеспечения выживания человеческого общества.
Например, одомашнивание было, пожалуй, самым драматичным преобразованием природы, осуществленным древними жителями Латинской Америки. Тацсоглу (2009) отмечает, что более 10 000 лет назад первые жители Латинской Америки начали одомашнивать дикие растения и животных. Одомашнивание привело к избыточному производству продуктов питания, что неизбежно привело к росту поселений, таких как цивилизация майя, которые имели сложную систему и богатую культуру. Одомашнивание привело к развитию цивилизации майя, поскольку оно привело к увеличению сельскохозяйственного производства, а также к эксплуатации воды и полезных ископаемых для обеспечения роста и процветания общества.
Кроме того, из-за быстрого роста населения майя были вынуждены чрезмерно возделывать свою землю, чтобы удовлетворить потребности людей в продовольствии. Неизменно чрезмерная обработка почвы приводила к снижению плодородия почвы, что вынуждало майя искать способы обратить вспять это негативное явление (Тасцоглу, 2009). Вырубка и выжигание лесов с целью повышения плодородия почвы практиковались как средство обеспечения провидения.
Тацсоглу (2009) подчеркивает, что майя практиковали оползневое земледелие, которое включало вырубку обширных территорий леса, их сжигание, чтобы урожай получал питательные вещества из золы, а затем оставление земли, пока леса омолаживались. Этот метод был эффективным, поскольку было обеспечено плодородие земли. За вырубкой деревьев последовал сезон работ по лесовосстановлению, что свело на нет негативные последствия вырубки лесов.
Водно-болотные угодья, оккупированные майя, создавали серьезные препятствия как для расселения, так и для ведения сельского хозяйства. Это связано с тем, что постоянные наводнения сделали землю пригодной для жизни, и посевы не смогли выжить в воде. Однако майя разработали методы выращивания сельскохозяйственных культур в этих конкретных районах, строя приподнятые поля, которые защищали посевы от наводнений, используя при этом богатые почвы, обеспечиваемые водно-болотными угодьями (Tastsoglou 2009). Сделав это, майя благоприятно адаптировались к условиям окружающей среды и смогли производить достаточно еды для поддержания населения.
Еще одним нововведением, использованным майя, было террасирование краев плато с множеством низких стен, чтобы остановить эрозию и сохранить богатые почвы (Демарест, 2004). Эта технология привела к использованию крутых обрывов, которые в противном случае бездействовали бы из-за эрозии почвы. В дополнение к этому, небольшие террасы из каменных ящиков также использовались в качестве питомников в районах вблизи крупных центров, что обеспечивало доступность еды в любое время года (Демарест, 2004). Используя эту технологию, майя смогли обеспечить продовольствием разорившееся население, эксплуатируя земли, которые, казалось бы, не подлежали возделыванию.
Исторический партикуляризм
По словам Харриса (2001), эта теория основана на предположении, что каждое общество имеет «уникальное историческое развитие и должно анализироваться на основе конкретного культурного контекста». В связи с этим сторонники этой теории утверждают, что человеческие общества следует оценивать на основе исторических процессов, которые сделали их цивилизации отличными и уникальными от остальных. Они утверждают, что история и полевые исследования являются лучшими средствами проведения культурного анализа различных цивилизаций.
Например, великие пирамиды Египта продолжают очаровывать людей благодаря изобретательности, с которой они были созданы. Исследователи из Европы направлялись в Египет, чтобы стать свидетелями этого великого архитектурного чудеса, и еще в 1842 году прусский исследователь Карл Ричард Лепсиус провел экспедиции в Египет и намеревался документировать количество пирамид, которыми могла похвастаться эта североафриканская страна (Харрис 2001).
Эти великолепные сооружения делают египетскую цивилизацию уникальной благодаря огромному интересу, который пирамиды вызывают у людей, а также древним культурным знаниям о древних египтянах. Несмотря на то, что многие другие древние цивилизации строили пирамиды, которые служили храмами или гробницами, пирамиды Египта являются, безусловно, самыми великолепными и известными.
Древнеегипетская религия учила, что за земной жизнью следует загробная жизнь, и переход из мира живых в мир мертвых занимал особое место в египетской культуре. Сохранение мертвого тела важного человека считалось обязательным, поскольку дух этого человека блуждает неудовлетворенным, принося живым большое несчастье. По этой причине египтяне практиковали процесс мумификации, направленный на сохранение тела умершего, а также строительство прочных гробниц (Haughton 2006).
Вначале мертвых фараонов хоронили в гробницах, известных как Мастабы. Эти гробницы были построены из прочного материала, в отличие от домов, в которых жили египтяне, которые были построены из тростника, дерева и другого легко разлагаемого материала. Физически мастабы представляли собой прямоугольные блоки, сделанные из обожженной глины, а в более поздние годы — из камней. Именно эти мастабы были увеличены в виде пирамиды, сложив их друг на друга.
Религиозную основу пирамид невозможно переоценить, и, как документирует Хотон (2006), «пирамида, ступенчатая форма, на вершину которой падали первые лучи утреннего света, была эмблемой бога Солнца, которому поклонялись в Гелиополе» (стр. .123). Хотон (2006) далее отмечает, что египетские пирамиды были предназначены для обеспечения комфортной загробной жизни умершим, и поэтому они были построены из камня, поскольку должны были служить вечно.
Что касается цивилизации майя, календарь майя является одной из самых важных реликвий цивилизации майя. Широко распространено мнение, что величайшим достижением майя было создание этой сложной календарной системы, основанной на астрономических событиях, таких как циклы Солнца, Луны и планет (Haughton 2006).
Календарь был центром жизни и культуры майя. Значение календарной системы в сельскохозяйственной жизни майя сформулировано Хотоном (2006), который подтверждает, что календарь майя указывал время, когда земля должна была лежать под паром и когда ее нужно было обрабатывать. На основе этих примеров теория исторического партикуляризма была использована для того, чтобы подчеркнуть исторические события, произошедшие в цивилизации, и то, как эти события сформировали культурное и социальное поведение этих цивилизаций.
Феминистская антропология
В настоящее время женщинам приписывается ключевая роль в построении наших обществ. Эта задача возникла не в последние годы, но ее начало можно проследить еще в эпоху, когда традиционная роль женщин заключалась в основном в служении своим коллегам-мужчинам. Однако на протяжении всей истории роль, которую женщины играли в развитии цивилизаций, не получала должного внимания (Haughton 2006). Таким образом, сторонники теории феминистской антропологии основывают свои аргументы на том факте, что гендер играл центральную роль в развитии человеческого общества. Они считают, что, несмотря на предвзятость, возникшую при аккредитации женщин в общественном развитии, женщины должны сыграть огромную роль в продвижении и поддержании культурных и социальных основ своего общества.
Например, женщины в греческой и египетской цивилизациях обычно выполняли работу по дому, связанную с уходом за детьми. Как объясняет Тацоглу (2009), греческие женщины часто выполняли повторяющиеся задачи, которые можно было легко прервать, если бы их внимание потребовалось в другом месте. Кроме того, они были обязаны работать в районах, которые не требовали от них поездок далеко от дома, и выполнять работу, которая не приносила бы никаких потерь при уходе за своими детьми.
Тацсоглу (2009) имеет в виду, что на женщин смотрели как на мулов, основной обязанностью и целью которых было удовлетворение потребностей своих мужей и детей. То же самое относилось и к египетским женщинам. Они редко вступали в какое-либо социальное взаимодействие с другими членами общества, поскольку часто оставались дома или выполняли случайную работу, такую как сбор морских ракушек, дикорастущих растений, изготовление одежды и различные виды деятельности по переработке пищевых продуктов (Harris 2001).
Ожидалось, что женщины в обеих цивилизациях будут рассказывать своим детям о культуре и обычаях своего народа. Обязанностью каждой женщины было научить своих детей вести нравственную жизнь. Стыд, исходящий от гибели женщины, рассматривался как отсутствие контроля мужчины над своей семьей. Таким образом, Хотон (2006) повторяет, что женщины должны были следовать установленному кодексу морального поведения, который включал скромность, уступчивость, подчинение и, что самое важное,; целомудрие. Наказание за несоответствие было суровым и в некоторых случаях включало избиение палкой или даже отречение.
Кроме того, женщины должны были беречь честь своего дома. Их обязанностью было обеспечить, чтобы их мужья и родственники-мужчины пользовались заслуженным уважением. Согласно Хотону (2006), женщины должны были быть сексуально сдержанными. Это было сделано для того, чтобы они не препятствовали соблазнению других мужчин (и греческие, и египетские женщины были очень красивы и рассматривались мужчинами как источники искушений). С этой целью от них требовалось полностью прикрывать свое тело на публике, и им не рекомендовалось говорить в присутствии мужчин.
Что касается религиозных убеждений, религия играла ключевую роль в жизни каждого человека. Это произошло главным образом потому, что в Древней Греции и Египте были разные боги, которые, как считалось, были неумолимы перед лицом непослушания. Чтобы умилостивить этих богов, регулярно приносились жертвы (Haughton 2006). Женщины считались чистыми сосудами, и поэтому на них возлагалась обязанность готовить и приносить жертвы богам. Харрис (2001) повторяет, что дни, равные полугоду, отводились для различных религиозных церемоний. Ожидалось, что женщины будут рассказывать своим детям о религиозных верованиях, нормах и ритуалах своего общества. Ожидалось, что они будут прививать своим детям нравственность и гарантировать, что они понимают ценность и значение богов.
Самая важная роль, которую женщинам в этих цивилизациях приходилось играть, заключалась в замужестве и рождении детей. Брак как институт пользовался большим уважением, и каждая женщина должна была выйти замуж (Langness 1987). Мужчины считали детей источником гордости, а наличие большого количества детей было достаточным поводом для хвастовства. Это произошло потому, что беременная женщина считалась благословенной. Следовательно, чем больше у человека было детей, тем больше благословений он должен был иметь. Это произошло главным образом потому, что бесплодие рассматривалось как форма наказания богов. Поэтому рождение детей было важнейшей ролью, которую должны были выполнять женщины в этих цивилизациях.
Сторонники теории феминистской антропологии утверждают, что женщины должны были выполнять все вышеперечисленные задачи в обществе. Однако всегда отдается должное мужчинам, которые охотились, и отказывали женщинам, которые воспитывали мужчин, собирали и обеспечивали передачу культурных и социальных верований и манер от одного поколения к другому (Авдела и Псарра, 2005). Эта теория утверждает, что пол сыграл ключевую роль в формировании поведения цивилизации. Женщины сыграли значительную роль в выживании этих цивилизаций, и их следует учитывать, если мы хотим провести окончательный анализ человеческого общества.
Заключение
Антропология оказалась полезной областью исследований, способствующей дальнейшему пониманию человека. Антропологические основы не только помогли понять общество, но и сыграли решающую роль в сравнении человеческого развития с этими обществами. В результате этого исследования были использованы различные теории для объяснения различного культурного, социального и религиозного поведения, демонстрируемого разными цивилизациями на протяжении всей истории. Эти теории использовались для содействия пониманию человеческого поведения и роли, которую оно играет в развитии цивилизаций. Можно без сомнения утверждать, что антропология будет оставаться актуальной в изучении человеческих обществ даже в ближайшие десятилетия.
Рекомендации
Авдела Э. и Энн Псарра. 2005. Порождение «гречности»: эмансипация женщин и ирредентистская политика в Греции девятнадцатого века. Исторический обзор Средиземноморья. 20:67 – 79.
Демарест, Артур. 2004. Древние майя: взлет и падение цивилизации тропических лесов. Лондон: Издательство Кембриджского университета.
Харрис, Марвин. 2001. Возникновение антропологической теории: история теорий культуры. США: Роуман Альтамира.
Хотон, Брайан. 2006. Скрытая история: утраченные цивилизации, тайные знания и древние тайны. Нью-Йорк: Карьера Пресс.
Хоревиц, Элизабет. 2009. Понимание антропологии иммиграции и миграции. Журнал поведения человека в социальной среде. 19: 745 – 758.
Лэнгнесс, Льюис Л. (1987). Изучение культуры. Нью-Йорк: публикации Chandler & Sharp.
Мур, Джерри Д. 2004. Видения культуры: введение в антропологические теории и теоретики. США: Роуман Альтамира.
Роббинс, Ричард Х. 2008. Культурная антропология: проблемно-ориентированный подход. Нью-Йорк: Cengage Learning.
Шерер, Роберт и Лоа Тракслер. 2006. Древние майя. США: Издательство Стэнфордского университета.
Тастсоглу, Эванс. 2009. Женщины, пол и жизнь диаспоры: труд, сообщество и идентичность в греческой миграции. Калифорния: Лексингтонские книги