Плетение (нейрональной) сети: страх обучения при паукофобии
В статье Швекендика и др. «Плетение (нейрональной) сети: обучение страху при паукофобии» исследуется нейробиологическая разница между стандартным механизмом проявления страха и формированием дисфункциональной реакции мозга, то есть паукофобии. Исследование включает анализ врожденных и приобретенных механизмов формирования страха как реакции на ожидание опасности. Центральная гипотеза авторов состоит в том, что фобия возникает, когда нарушается механизм регулярного возникновения и угасания реакции на эмпирические или неэмпирические стимулы (Schweckendiek et al., 2011). Целью работы было изучить здоровых людей и людей с фобией и понять, чем отличается их нейропсихологическая реакция на раздражитель, в частности, на пауков. Реакции 15 пациентов с фобиями и 14 здоровых людей на изображения пауков были изучены с помощью МРТ (Schweckendiek et al., 2011). Испытуемым показывали нейтральные картинки с геометрическими фигурами и изображениями, вызывающими реакцию страха. В результате ученые установили, что у людей с фобией миндалевидное тело реагирует активнее, а процесс раздражения затихает медленнее. Однако других существенных различий в активности мозга обнаружено не было.
Данное исследование дает представление о взаимосвязи физиологических и биологических процессов. Интересно, что исследователи не смогли обнаружить существенных различий в неврологических реакциях между разными группами испытуемых. Возможно, в статье указано, что страх и фобия различаются больше на психологическом уровне, чем на нейробиологическом. Однако можно отметить, что в исследование было включено небольшое количество участников, история болезни которых не была включена (Schweckendiek et al., 2011). Поэтому невозможно узнать, сколько лет и насколько сильно они страдали фобией до исследования.
Специфические страхи и фобии среди населения в целом
В статье Depla et al. «Специфические страхи и фобии среди населения в целом». представляет собой эпидемиологическое исследование различных фобий и их распространенности в Нидерландах. Цель работы — изучить процент населения, страдающего фобиями, и выяснить, какие триггеры вызывают фобии чаще всего. Методом исследования был сбор данных из Нидерландского обследования психического здоровья и исследования заболеваемости. В исследование были включены данные общей численности населения Нидерландов в возрасте от 18 до 65 лет, хотя исследователи отмечают, что самая молодая группа в возрасте 18-24 лет была недостаточно представлена в анализе (Depla et al., 2008). Статистический анализ показал, что 41,2% респондентов страдали иррациональными страхами. В общей массе особенно выделялись боязнь высоты (19,1%) и боязнь различных животных (12,6%) (Депла и др., 2008). Более того, исследование показывает, как конкретные фобии коррелируют с возможными психологическими и психиатрическими состояниями и осложнениями – невротизмом, внешним локусом контроля, детской травмой и т. д. Ученые на основе этой работы пришли к множеству различных наблюдений, в том числе к тому, что разные группы страхов связаны с различными психологическими тенденциями.
Эту статью можно проанализировать с другими аналогичными эпидемиологическими исследованиями в разных популяциях или в разное время. Таким образом, можно будет сделать вывод, является ли процент людей, страдающих фобиями, примерно постоянным и меняется ли распределение по категориям фобий. Например, было бы интересно узнать, растет ли в современном мире количество социальных страхов, таких как страх одиночества, или люди продолжают бояться высоты, животных и крови. К недостаткам исследования можно отнести выборку, поскольку использовались только данные людей, уже поступивших в систему охраны психического здоровья.
Виртуальная реальность в лечении паукофобии
Статья Гарсиа-Паласиоса и др. «Виртуальная реальность в лечении паукофобии». описывает контролируемое исследование, в котором люди с боязнью пауков пытаются уменьшить симптомы своего заболевания. В исследовании приняли участие 23 молодых человека с арахнофобией, которые решили пройти лечение и не имели сопутствующих психологических или физических заболеваний (Garcia-Palacios et al., 2002). Целью исследования было использование технологии VR для проверки терапевтических возможностей виртуальной реальности. Исследование предположило, что мозг воспринимает любую визуальную информацию как реальную; следовательно, VR-терапия поможет уменьшить симптомы фобии. Участникам лечения предстояло завершить различные здания виртуальными пауками с постепенным увеличением сложности. Субъекты выполнили от 3 до 10 сеансов, в зависимости от того, насколько быстро они выполнили задания (Garcia-Palacios et al., 2002). Затем результаты VR-терапии сравнивали с результатами других видов лечения фобии; ученые обнаружили аналогичный уровень эффективности.
Это исследование интересно тем, что с помощью лечения фобия снижается, а реакция человека становится более здоровой, связанной с рациональным страхом. Более того, в исследовании приводятся показатели, по которым анализируется уровень ужаса, включая физиологические и субъективно-психологические ощущения. Испытывая испуг, люди ощущают целый ряд неприятных симптомов, которые сами по себе становятся пусковыми механизмами развития фобии. Для исследования может быть полезным проанализировать причины развития фобии и клинические симптомы, изучить процесс лечения. Терапия может быть показательной, поскольку она раскручивает психические симптомы в противоположном направлении, минимизируя негативные психологические искажения в процессе формирования страха.
Рекомендации
Депла, М.Ф., Тен Хаве, М.Л., ван Балком, А.Дж., и де Грааф, Р. (2008). Специфические страхи и фобии среди населения в целом: результаты Нидерландского обследования психического здоровья и исследования заболеваемости (NEMESIS). Социальная психиатрия и психиатрическая эпидемиология, 43(3), 200-208.
Гарсиа-Паласиос А., Хоффман Х., Карлин А., Фернесс III Т.А. и Ботелла К. (2002). Виртуальная реальность в лечении паукофобии: контролируемое исследование. Поведенческие исследования и терапия, 40 (9), 983–993.
Швекендик Дж., Клюкен Т., Мерц К.Дж., Табберт К., Уолтер Б., Амбах В., Вайтл Д. и Старк Р. (2011). Плетение (нейронной) сети: страх обучения при паукофобии. НейроИмидж, 54(1), 681–688. Веб.