За последнее десятилетие вопрос устойчивого развития стал серьезной проблемой для бизнеса и потребителей. Осведомленность о социологических, институциональных и экономических аспектах воздействия страны на окружающую среду является частью сегодняшней политической повестки дня. Необходимо принять широкий спектр мер, чтобы предприятия активизировали свои усилия по снижению вредного воздействия традиционной пластиковой упаковки на окружающую среду. Восстановление и сокращение количества упаковочных материалов и отходов являются основной частью инициатив по устойчивому производству. Это необходимо делать параллельно с повторным использованием и переработкой утилизированных отходов и минимизацией небезопасных компонентов упаковки. Поскольку неправильные методы упаковки, применяемые к скоропортящимся продуктам, представляют угрозу для здоровья человека и окружающей среды, а также для экономической эффективности и коммуникации бренда, производители и маркетологи должны учитывать многочисленные проблемы безопасности, окружающей среды и здоровья при разработке дизайна упаковки.

Роль упаковки в маркетинге

Текущие потребительские и рыночные тенденции придают все большее значение упаковке для передачи сообщений бренда (Underwood & Klein, 2002). Акцент делается на сокращении затрат на рекламу, что может позволить увеличить расходы на торговлю и стимулирование сбыта наряду с развитием узнаваемости бренда (Underwood & Klein, 2002). Роль упаковки как маркетингового инструмента стала более заметной для отрасли за последние несколько десятилетий (Underwood & Klein, 2002). Однако объем академического внимания к упаковке был почти незначительным за тот же период и только увеличился за последнее десятилетие (Underwood & Klein, 2002).

Успешная стратегия упаковки передает потребителю функциональные, эстетические и символические ценности и провоцирует увеличение спроса на продукцию, одновременно формируя положительное восприятие бренда (Underwood & Klein, 2002). Современные потребители предпочитают упаковочные материалы, которые были бы экологичными или даже многоразовыми. Использование «зеленой» упаковки служит механизмом, который помогает установить долгосрочные отношения с клиентами, подчеркивая устойчивость и «зеленое сознание», превращая, таким образом, заботу об окружающей среде в точку притяжения (Underwood & Klein, 2002). Президент Plastech Эдвард Густафсон говорит, что время, когда люди не обращали особого внимания на устойчивость и считали ее просто «показухой», давно закончилось (Underwood & Klein, 2002). В настоящее время производители должны сделать в центре своего внимания возможность повторного использования, смолы на биологической основе и упаковочные наполнители.

Функциональные свойства упаковки

Организационный производственный процесс может значительно выиграть от внедрения правильных методов упаковки. Основными функциями упаковки являются защита продуктов от порчи и внешних воздействий, а также предоставление важной информации о пищевой ценности и маркетинге (Марш, 2007). Это позволяет производителям транспортировать свою продукцию от производства к потребителям, обеспечивая при этом сохранение пищевой ценности и полезности продуктов питания (Марш, 2007).

Упаковка служит защитой от химического, биологического и физического воздействия окружающей среды. Он защищает от химического воздействия, сводя к минимуму воздействие газов, влаги и света на продукцию. Биологическая защита существенно снижает доступ микроорганизмов к продукту и обеспечивает непроницаемый барьер для передачи запаха, сохраняя при этом внутреннее состояние упаковки (Марш, 2007). Физическое закрытие упаковки служит защитой от механических повреждений и вибрации, риск которых особенно высок при транспортировке пищевых продуктов (Марш, 2007). Ежегодный рост упаковки продукции составляет 13 % в связи с необходимостью продления сроков хранения пищевых продуктов (Маркарян, 2014). Эффективная технология упаковки дает значительные преимущества при переработке продукции, повышая безопасность ее транспортировки и сохраняя ее первоначальные свойства (Марш, 2007).

Использование современных упаковочных материалов приводит к увеличению срока годности пищевых продуктов с точки зрения некоторых показателей качества, таких как текстура, цвет, потеря нетто-веса и конкурентоспособность (Sahoo, Bal, Pal и Sahoo, 2014). По данным исследования, проведенного Департаментом сельскохозяйственной переработки и пищевой инженерии, болгарский перец сохраняет свои первоначальные свойства до 20 дней при консервации методом упаковки MAP, что в пять раз больше по сравнению с условиями окружающей среды (Sahoo, Bal, Пал и Саху, 2014). Использование различных технологий упаковки и адекватных условий хранения позволяет значительно увеличить срок годности продукции.

Безопасность пищевых продуктов, окружающая среда и упаковка

Упаковка является ключом ко всей пищевой промышленности. Процесс переработки превращает пищу в потребительский продукт на последовательных этапах с использованием соответствующих технологий и методов консервации (Махалик, 2014). Обработка пищевых продуктов связана с воздействием на продукцию токсинов, влаги, запаха и пыли. Поэтому упаковка, наряду с методами санитарии и стерилизации, должна обеспечивать надлежащую защиту продукта для обеспечения «безопасности и сохранности пищевых продуктов» (Махалик, 2014).

Неадекватное использование упаковочных материалов угрожает экологической устойчивости. Использование пластика может нанести долгосрочный вред экологии; поэтому рекомендуется использовать биоразлагаемые и «экологически чистые» материалы (Махалик, 2014). Новый подход к упаковке, который будет включать использование пластика на основе полилактидной кислоты, целлюлозы сахарного тростника или ее волокнистых композитов, может стать устойчивым решением и обеспечить эффективную замену другим вариантам образования отходов (Махалик, 2014). Такие материалы, как дерево и стекло, также являются химически нейтральной и нетоксичной альтернативой загрязняющей упаковке. Они обеспечивают значительную защиту от процессов окисления и порчи, а также безопасны для окружающей среды.

Несмотря на то, что различные виды пластика обеспечивают достаточную защиту пищевых продуктов от внешних воздействий, таких как газы или биологические опасности, некоторые из них связаны с потенциальными опасностями для окружающей среды и могут представлять серьезную угрозу для здоровья (Марш, 2007).

Учет проблем окружающей среды и здоровья при проектировании упаковки

Использование биоразлагаемых материалов в упаковке пищевых продуктов повышает интерес к исследованию альтернативных упаковочных решений. Использование материалов на основе пластика, таких как алифатический полиэстер, также известный как полилактид (PLA), может быть очень перспективным для дизайна «зеленой» упаковки (Ahmed & Varsheny, 2011). Он связан с превосходными барьерными и резистентными свойствами, а также способностью разлагаться на природные вещества посредством различных ферментативных процессов (Ахмед и Варшени, 2011). Он сохраняет свои свойства паропроницаемости при различных температурах и уровнях влажности. Более того, PLA более устойчив к воде с повышением температуры, а его проницаемость снижается на 75% при 25 C (Ahmed & Varsheny, 2011). Прогнозируется, что стоимость производства PLA, которая в настоящее время выше, чем у обычных пластиков, будет снижена с увеличением объемов производства. Независимо от финансовых ограничений, связанных с производством материалов на биологической основе, внедрение биоразлагаемой упаковки в условиях эффекта масштаба может стать новым и многообещающим способом снижения вредного воздействия упаковочных материалов на основе нефти на окружающую среду.

Сокращение отходов упаковки является ключевым компонентом политики защиты окружающей среды и контроля организационных затрат. Среднее количество упаковочных отходов, которые не перерабатываются в Великобритании, составляет около 10 миллионов тонн (White, Wang & Li, 2014). Сокращение упаковки должно стать одной из наиболее актуальных экологических проблем для широкой общественности, поскольку оно демонстрирует приверженность социальной ответственности. Обратная логистика, контроль над упаковочными материалами и утилизация отходов должны быть в центре внимания политики и инициатив устойчивого развития. Правила, направленные на минимизацию присутствия опасных компонентов в упаковочных материалах, повысят интерес к исследованию альтернативных упаковочных решений.

Положительное влияние технологий зеленой упаковки

Рассмотрение и внедрение принципов зеленого дизайна и соблюдение требований безопасности для здоровья при упаковке могут дать организациям многочисленные преимущества. Они могут положительно повлиять на экологическую устойчивость. Восприятие потребителями «натуральности» продукта существенно влияет на их выбор при покупке (Биннингер, 2015). Эмоциональные элементы упаковки, связанные с экологическими качествами, такими как «уважение к окружающей среде» и «хорошее здоровье», объясняют различия в том, как покупатели относятся к различным брендам (Binninger, 2015). Недавнее исследование показывает, что воспринимаемая натуральность продукта значительно выше, когда упаковка содержит эмоциональные сообщения (Биннингер, 2015). Если дизайн упаковки отражает заботу о здоровье и окружающей среде, он «улучшает хорошее восприятие продукта с точки зрения надежности, качества и намерения совершить покупку» и, таким образом, помогает повысить уровень лояльности клиентов и конкурентоспособности (Биннингер, 2015).

Внедрение материалов биологического происхождения, минимизация упаковки и использование переработанных материалов для многочисленных вариантов «конца срока службы» может не только значительно повысить устойчивость производства продуктов питания, но также может привести к уменьшению пищевых отходов (Маркарян, 2014). Количество продуктов, требующих различной упаковки, растет со скоростью 13 % в год, что напрямую связано с ростом населения (Маркарян, 2014). Тем не менее, по данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций, около 30% мирового производства продуктов питания выбрасывается впустую (Маркарян, 2014). Надлежащие методы упаковки связаны с эффективным управлением отходами, что может помочь решить проблему защиты здоровья человека и окружающей среды, а также сохранить природные ресурсы (Марш, 2007).

Заключение

Необходимо запретить внедрение неэффективных технологий упаковки и использование опасных и неперерабатываемых материалов в упаковке, чтобы избежать негативного воздействия на здоровье человека и окружающую среду. Использование биоразлагаемых материалов и материалов на основе пластика в упаковке пищевых продуктов может стать многообещающим решением проблемы устойчивости. Хотя существуют некоторые финансовые ограничения, связанные с производством материалов на биологической основе, внедрение биоразлагаемой упаковки является жизнеспособным вариантом снижения вредного воздействия упаковочных материалов на основе нефти на окружающую среду. Хотя переход к ориентированному на потребителя внедрению экологически чистой упаковки для пищевых продуктов связан с увеличением маркетинговых и производственных затрат, обзор литературы показывает, что применение технологий «зеленой» упаковки может положительно повлиять на долгосрочные финансовые показатели бизнеса, здоровье потребителей, и окружающая среда. Поэтому производителям необходимо сбалансировать непосредственную финансовую выгоду и экологические проблемы, чтобы удовлетворить потребности потребителей и обеспечить долгосрочную устойчивость производства.

Рекомендации

Ахмед Дж. и Варшни С.К. (2011). Полилактиды – химия, свойства и технология «зеленой» упаковки: обзор. Международный журнал пищевых свойств, 14(1), 37-58. Веб.

Биннингер, А. (2015). Восприятие натуральности упаковки пищевых продуктов и ее роль в оценке потребительского продукта. Журнал маркетинга пищевых продуктов, 1-17. дои: 10.1080/10454446.2014.885868. Веб.

Марш, Р. (2007). Упаковка пищевых продуктов – роли, материалы и проблемы окружающей среды. Журнал пищевой науки, 72 (3), R39–R55.

Махалик, Н. (2014). Достижения в методах, процессах и системах упаковки. Вызовы, 5 (2), 374–389. Веб.

Маркарян, Дж. (2014). Обновление упаковки 2014: пластиковая упаковка становится прочнее, умнее и экологичнее. Техника пластмасс, 70 (6), 6-8.

Саху, НР, Бал, Л.М., Пал, США, и Саху, Д. (2014). Сравнительное исследование влияния упаковочного материала и условий хранения на срок хранения свежего болгарского перца. Журнал измерения и характеристики пищевых продуктов, 8 (3), 164–170.

Андервуд, Р.Л., и Кляйн, Нью-Мексико (2002). Упаковка как коммуникация бренда: влияние изображений продукта на реакцию потребителей на упаковку и бренд. Журнал теории и практики маркетинга, 10 (4), 58-68.

Уайт, Г.Р., Ван, К., и Ли, Д. (2014). Межорганизационный дизайн «зеленой» упаковки: тематическое исследование влияющих факторов и ограничений в цепочке поставок автомобилей. Международный журнал производственных исследований, 53(21), 6551-6566.