Введение
В XX веке появился приток выдающихся психологов, которые не только изучали поведение детей, но и предлагали теории развития, актуальные и сегодня. Ярким примером является Б. Ф. Скиннер, чье открытие оперантного обучения оказало большое влияние на изучение современной психологии. Положения Скиннера не только оказали значительное влияние на теории изменения поведения, но и сформировали подход к области развития младенчества и детства. Хотя теория психосоциального развития Эрика Эриксона была бы полезна для измерения развития детей, она все еще ограничена, поскольку в основном фокусируется на личности, тогда как теория Скиннера «стимул-реакция» объясняет, как можно скорректировать окружающую среду для осуществления поведенческих изменений.
Теория психосоциального развития Эриксона против теории стимул-реакция Скиннера
Теория психосоциального развития Эрика Эриксона предполагает, что развитие личности происходит поэтапно, от детства до зрелости. На каждом этапе человек переживает уникальный психосоциальный кризис, который оказывает постоянное положительное или отрицательное влияние на его личность. В хронологическом порядке выделяются восемь стадий: доверие против недоверия, анатомия против стыда, инициатива против вины, трудолюбие против неполноценности, идентичность против смешения ролей, близость против изоляции, порождаемость против застоя и эго против отчаяния ( Мари, 2021). Успешное завершение каждого этапа обеспечивает приобретение человеком основных человеческих добродетелей.
Единственное сходство между теориями Эриксона и Скиннера состоит в том, что они обе фокусируются на определенных аспектах человеческого развития. С одной стороны, основное внимание Эриксона уделяется развитию личности, тогда как теория Скиннера в основном сосредоточена на поведенческом развитии. Однако на разных уровнях они во многом различны. Например, теория Эриксона вращается вокруг аспекта социального развития, который происходит в определенных возрастных группах жизни (Мари, 2021). С другой стороны, теория Скиннера вращается вокруг обучения поведению в соответствии с руководящими принципами оперантного обусловливания. Скиннер предполагает, что изменения происходят, когда последствия усиливаются, в то время как изменения в теории Эриксона происходят в результате преодоления психосоциальной дилеммы.
Теория Б. Ф. Скиннера утверждала, что стимул можно использовать либо для усиления позитивного поведения, либо для подавления нежелательного поведения. Искоренение нежелательного поведения требует введения наказания или враждебности. Теория стимул-реакция предположила, что частоту поведения можно увеличить при соответствующем подкреплении. Процесс подкрепления часто запланирован и может осуществляться в виде переменного соотношения, фиксированного интервала, переменного интервала или фиксированного соотношения (Шлингер, 2021). Таким образом, в отличие от классической обусловленности, где обучение считается бессознательным и неконтролируемым, эксперименты Скиннера по классической обусловленности показали, что обучение представляет собой запланированный процесс.
Обучение Скиннера «стимул-реакция» предлагает прочную основу для изучения поведения ребенка в процессе развития. Поскольку стимулы не существуют в вакууме и они сильно влияют на поведение ребенка по мере его роста, можно сделать вывод, что окружающая среда играет важную роль в развитии ребенка. Используя оперантное обусловливание, исследователи обнаружили, что начало таких явлений развития, как раннее общение, аудиторское восприятие, социальные ссылки и совместное внимание, развивается в результате взаимодействия с окружающей средой (Pelaez & Monlux, 2017). При таком понимании оперантное обусловливание можно использовать для изменения поведения ребенка путем манипулирования окружающей его средой.
Ребенок, выросший в семье, полной враждебной агрессии, пострадает в своем развитии. Согласно теории «стимул-реакция» Скиннера враждебная агрессия может быть отнесена к категории негативных стимулов, способных отрицательно повлиять на поведение ребенка. Однако использование соответствующего положительного подкрепления может помочь такому ребенку преодолеть воздействие обычно враждебного окружения. Подкрепление является фундаментальным блоком теории Скиннера, поскольку оно представляет собой все, что усиливает и вызывает желаемую реакцию (Pelaez & Monlux, 2017). Например, словесная похвала, материальные награды и невербальные сигналы являются положительным подкреплением, которое направит ребенка на путь позитивных изменений в поведении.
Теория стимула-реакции Скиннера во многом опирается на идею о том, что поведение податливо в зависимости от окружающей среды, поскольку его можно либо уничтожить, либо усилить. Это также предполагает, что развитие окружающей среды вызывает прогрессивные изменения во взаимодействии людей с окружающей средой (Шлингер, 2021). Хотя взаимодействие с окружающей средой является тонким, оно является фундаментальным триггером изменения поведения. Для ребенка, подвергшегося враждебности, изменение окружающей среды приведет к появлению новых способов взаимодействия, которые вызовут у него желаемое поведение.
Чтобы стимул-реакция была эффективной, необходимо разработать план или программу поведения. Он учитывает необходимость активного подхода к осуществлению изменений. Например, в классе учителя или тренеры по поведению не могут предполагать, что дети автоматически освоят социальные навыки без надлежащего планирования (Gil-Madrona et al., 2019). Совместная деятельность — это платформа, на которой учителя и учащиеся могут обмениваться отзывами, чтобы способствовать развитию социальных навыков и навыков автоматического контроля. Без программы поведения процесс модификации поведения не состоится. В случае ребенка, находящегося на почве враждебности, первостепенное значение имеет последовательное выполнение программы поведения.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что теория стимул-реакция Б. Ф. Скиннера является важным инструментом, способствующим переменам. Теория во многом основана на идее использования подкреплений для изменения окружающей среды и последующего внесения изменений. Поскольку теория сосредоточена на том, как можно повлиять на поведение, ее можно использовать для положительного воздействия на поведение ребенка, чье прошлое наполнено враждебной агрессией. При наличии конкретной программы поведения можно использовать положительные подкрепления, чтобы побудить такого ребенка вести себя более желательно.
Рекомендации
Хиль-Мадрона П., Гутьеррес-Марин Е.К., Купани М., Самалот-Ривера А., Диас-Суарес А. и Лопес-Санчес Г.Ф. (2019). Влияние соответствующей программы поведения на развитие социальных навыков детей начальной школы в области физического воспитания. Границы психологии, 10, 1–8. Веб.
Мари, JG (2021). Теория психосоциального развития Эрика Эриксона: критический обзор. Развитие и уход за детьми раннего возраста, 191(7-8), 1107-1121. Веб.
Пелаес М. и Монлюкс К. (2017). Методики оперантного кондиционирования для исследования обучения младенцев. Европейский журнал поведенческого анализа, 18(2), 212-241. Веб.
Шлингер, HD (2021). Влияние науки оперантного обучения Б. Ф. Скиннера на исследования, теорию, лечение и уход за детьми раннего возраста. Развитие и уход за детьми раннего возраста, 191(7-8), 1089-1106. Веб.