Введение
Формирование самоощущения – индивидуальный и общественный процесс. Широко распространено мнение, что когнитивное созревание, происходящее в подростковом возрасте, — это время, когда самоощущение человека формируется на основе его опыта взаимодействия с различными идентичностями и образцами для подражания, которые он видит. Для объяснения процесса формирования идентичности было предложено множество теорий, включая теорию социальной идентичности и теорию социального обучения. Реальное применение СЛТ — это его использование социальными работниками для содействия позитивному изменению поведения. И наоборот, пример, используемый для иллюстрации SIT, представляет собой типичный родительский контекст, в котором родители часто инструктируют детей не общаться с плохими детьми.
Теория социальной идентичности
Социальная идентичность относится к аспекту личности, который формируется посредством принадлежности к группе. Обстоятельства, при которых социальная идентичность человека имеет приоритет над его идентичностью, описываются теорией социальной идентичности. Теория была разработана Анри Тайфелем и Джоном Тернером в 1970 году после исследований, основанных на «парадигме минимальной группы» (Tajfel et al., 1971). Эти эксперименты вдохновили на дальнейшие исследования и разработку модели SIT. Теория объясняет, как чувства людей по поводу собственной идентичности влияют на их отношение к идентичности других людей и на их коллективные реакции на изменения социального положения различных групп (Tajfel & Turner, 1986). Самоклассификация и социальное сравнение, являющиеся важными шагами в создании социальной идентичности, имеют разные результаты (Abrams & Hogg, 1988). Самокатегоризация приводит к повышенному осознанию своих сходств с членами своей собственной группы и отличий от членов своей чужой группы.
Историческое и современное развитие SIT
С момента своей формулировки SIT улучшалась многими исследователями. Самокатегоризация описывает, как люди концентрируются на определенной групповой принадлежности в определенных условиях. Это иллюстрирует, почему, например, некоторые люди могут быть обеспокоены сохранением позитивной гендерной идентичности в определенных условиях, в то время как другие обеспокоены статусом своей религиозной принадлежности (Turner et al., 1987). И теория этнолингвистической идентичности, и теория коммуникативной аккомодации пролили свет на лингвистические выражения механизмов социальной идентичности (Giles & Johnson, 1987; Giles, 2016). Понятие этнолингвистической активности предлагает парадигму для понимания относительного положения и власти различных групп в любых конкретных обстоятельствах (Harwood et al., 1994). Эти понятия до сих пор используются исследователями при исследовании сущности человеческого поведения.
Сильные стороны, ограничения и социокультурные различия SIT
Что касается сильных сторон, SIT способствует формированию у людей положительной самооценки, когда внутри сообщества существует определенный менталитет «мы» и «они». Однако этот менталитет связан с внутригрупповыми предрассудками (Giles, 2016). Чтобы помочь отдельным лицам, SIT не требует обязательного или формального членства. Например, большинство людей ощущают принадлежность или родство с незнакомцем, которого они встречают во время поездки за границу, если они из одной и той же страны происхождения, просто потому, что они оба связаны с этой группой, а другие люди вокруг них — нет.
Что касается ограничений, теория не учитывает социокультурные различия в конкретных сценариях. Тенденция к формированию более прочных связей с членами своей группы представляет собой серьезную проблему для мультикультурных команд. Воображаемые линии разлома могут образовываться, когда люди группируются в категории на основе общих характеристик (Антино и др., 2019). Когда разделение глубокое, линии разлома сопровождаются предпочтением членов своей подгруппы (Baker et al., 2018). Из-за возросшей заметности чужих групп и вероятности возникновения разломов разнообразие, скорее всего, высветит неравенство.
Кроме того, то, как взаимодействуют многочисленные личности, является важнейшим вопросом, оставшимся без ответа. Существует несколько ситуаций вследствие роста социальных связей и возможности пересечения между людьми. Например, в последние десятилетия межрасовые отношения стали более распространенными (Cbsnews, 2021). Более того, технологии позволяют людям узнавать и взаимодействовать с культурами, отличными от их собственной. Они изучают степень пересечения различных идентичностей, а не сосредотачиваются на единой концепции социальной идентичности. Точно так же культура может быть ситуативной, подразумевая, что на идентичность людей влияет их окружение.
Применение SIT в реальных условиях
Теорию социальной идентичности можно использовать для моделирования поведения детей. Это подтверждает утверждение о том, что, по мнению родителей, на поведение человека влияют люди, с которыми он взаимодействует (Giles, 2016). Действительно, это объясняет попытки родителей научить своих детей не общаться с проблемными детьми. Например, если вас окружают люди, которые постоянно игнорируют свои обязательства, поведение окружающих может напоминать поведение их группы (Chow & Crawford, 2004). Однако такие применения кажутся этически неуместными, поскольку могут привести к развитию у детей дискриминационного поведения.
Теория социального обучения (SLT)
Согласно концепции социального обучения, люди учатся социальному поведению, наблюдая и копируя действия других. Психолог Альберт Бандура концептуализировал эту теорию как вариант предыдущей работы своего коллеги Б. Ф. Скиннера, известного своим влиянием на бихевиоризм (Альберт, 2017). В отличие от поведенческой психологии, которая концентрируется на том, как окружение и вознаграждения влияют на поведение, Бандура утверждал, что люди могут приобретать поведенческие навыки посредством наблюдения (Альберт, 2017). Наблюдатель также рассмотрит последующие стимулы и наказания в сочетании с самим деянием. Люди более склонны подражать поведению, если считают, что выгоды перевешивают риски. Тем не менее, если наблюдатель не придает достаточного значения замещающему подкреплению, он не будет ему подражать.
Историческое и современное развитие SLT
Альберт Бандура провел множество экспериментов в период с 1961 по 1963 год, чтобы выяснить, можно ли приобрести такое человеческое поведение, как насилие, посредством наблюдения и подражания. Исследование, в котором дети видели, как фигура бьет надутую куклу, похоже, подтверждает представление о том, что молодые люди подражают действиям других (Hollis, 2019). Общее название этих исследований — эксперименты с куклой Бобо. Бандура разработал концепцию социального обучения в 1977 году, основываясь на результатах исследований куклы Бобо. Эта теория в конечном итоге превратилась в социальную когнитивную теорию в 1986 году, которая утверждает, что обучение происходит в социальном контексте при постоянном взаимодействии между учащимся, его окружением и его поведением (Жаклин, 2017). Эти теории существенно повлияли на то, как современные исследователи понимают поведение.
Сильные стороны, ограничения и социокультурные различия SLT
Адаптивность теории социального обучения для объяснения изменений в поведении или обучении является одной из ее главных сильных сторон. Например, если меняется окружение человека, его поведение также может измениться (Жаклин, 2017). Тот факт, что теория социального обучения достаточно гибка, чтобы приспособиться к различным стилям обучения, является еще одной ее сильной стороной. Обучение может проходить разными способами. Теория терпит неудачу, если она не подчеркивает значимость личной ответственности за свои действия (Холлис, 2019). Идея утверждает, что отношение и поведение человека диктуются обществом, а не тем, насколько хорошо он управляет или усваивает информацию и, следовательно, уделяет больше внимания окружающей среде. Кроме того, гипотеза социального обучения не учитывает типичный возраст, в котором дети приобретают определенные навыки. Хотя это правда, что не все дети достигают своих этапов развития одновременно, некоторые все же могут (Babakr et al., 2019). Более того, теория не полностью объясняет каждое поведение, особенно когда нет четкого примера, которому наблюдатель мог бы следовать.
SLT признает, что не все учащиеся учатся одинаково. В свете этих соображений социокультурное обучение может открыть множество путей личностного роста. В результате это связано с теорией когнитивного развития Жана Пиаже, которая утверждает, что интеллект ребенка развивается и изменяется с течением времени (Бабакр и др., 2019). В нем подчеркивается важность социального окружения учащегося в формировании когнитивного роста. Кроме того, это зависит от того, насколько активно человек занимается культурно структурированной деятельностью. Участие в общественной деятельности и размышления об этом опыте позволяют учащимся получить представление и развить навыки, которые помогут им ориентироваться в мире.
Применение SLT в реальных условиях
Концепции СТО широко применяются в образовании и социальной работе. По сути, социальные сети предоставляют учителям прекрасную возможность реализовать концепции SLT о том, как люди учатся и меняются в реальном мире, чтобы работать в классе (Дитон, 2015). Аналогичным образом, социальные работники используют СЛТ в качестве метода вмешательства для поощрения желаемого нового поведения путем изменения вознаграждения (положительного или отрицательного), связанного с источником проблемы (Greene, 2017). Социальные работники иногда могут забрать детей из-под опеки безответственных родителей. Тем не менее, с этической точки зрения это неправильно, поскольку нет никакой гарантии, что такие дети будут в безопасности в новой среде.
Заключение
Развитие идентичности — это личный опыт и усилия; однако теория социального обучения утверждает, что социальные контакты необходимы для обучения. В этом нет ничего удивительного, учитывая, что большая часть информации и способностей, которыми люди обладают в настоящее время, были приобретены с помощью сети поддержки, пока они не были усовершенствованы. И наоборот, теория социальной идентичности утверждает, что люди формируют идентичность через принадлежность к группе. Обстоятельства, при которых социальная идентичность человека имеет приоритет над его идентичностью, описываются теорией социальной идентичности. Хотя обе теории используют разные подходы, они дают решающее представление о том, как люди развивают идентичность.
Рекомендации
Абрамс Д. и Хогг Массачусетс (1988). Комментарии к мотивационному статусу самооценки при социальной идентичности и межгрупповой дискриминации. Европейский журнал социальной психологии, 18 (4), 317–334. Веб.
Альберт, Б. (2017). Теория социального научения агрессии. В Б. Альберте (ред.), Контроль агрессии (стр. 201–252). Рутледж.
Антино М., Рико Р. и Тэтчер С.М. (2019). Структурирование реальности через призму линий разлома: влияние структуры, справедливости и статуса конфликта на активированные связи между линиями разлома и производительностью. Журнал Академии менеджмента, 62 (5), 1444–1470. Веб.
Бабакр З., Мохамедамин П. и Какамад К. (2019). Теория когнитивного развития Пиаже: критический обзор. Ежеквартальные обзоры образования, 2 (3), 517–524. Веб.
Бейкер С.Д., Сайфуддин С.М. и Стайтс-Доу С. (2018). Устранение пробелов: упражнение по выявлению и пониманию недостатков разнообразных и мультикультурных команд. Журнал управления организацией, 15 (3), 130–143.
Cbsnews.com. (2021). Межрасовые браки сейчас более распространены, но не без проблем. Веб.
Чоу И. и Кроуфорд Р. (2004). Гендер, этническое разнообразие и карьерный рост на рабочем месте: перспектива социальной идентичности. Журнал SAM Advanced Management, 69 (3). 22-31. Веб.
Дитон, С. (2015). Теория социального обучения в эпоху социальных сетей: последствия для практиков образования. Журнал образовательных технологий, 12 (1), 1-6.
Джайлз, Х. (Ред.). (2016). Теория приспособления к общению: обсуждение личной и социальной идентичности в разных контекстах. Кембридж: Издательство Кембриджского университета.
Джайлз Х. и Джонсон П. (1987). Этнолингвистическая теория идентичности: социально-психологический подход к поддержанию языка. Международный журнал социологии языка, 68, 69–99.
Грин, Р. (2017). Теория человеческого поведения и практика социальной работы. Рутледж.
Харвуд Дж., Джайлз Х. и Бурхис Р.Ю. (1994). Генезис теории жизнеспособности: исторические закономерности и дискурсивные измерения. Международный журнал социологии языка, 1994 (108), 167–206. Веб.
Холлис, LP (2019). Уроки экспериментов Бандуры с куклой Бобо: Намеренное безразличие руководства усугубляет издевательства на рабочем месте в сфере высшего образования. Журнал изучения послесреднего и высшего образования, 4, 085-102.
Жаклин, А. (2017). Анализ агрессии Альберта Бандуры: анализ социального обучения. Библиотека Маката.
Тайфел Х. и Тернер Дж. К. (1986). Теория социальной идентичности межгруппового поведения. В С. Уорчеле и В.Г. Остине (ред.), Психология межгрупповых отношений (стр. 7–24). Чикаго, Иллинойс: Нельсон.
Тайфел Х., Биллиг М.Г., Банди Р.П. и Фламент К. (1971). Социальная категоризация и межгрупповое поведение. Европейский журнал социальной психологии, 1 (2), 149–178.
Тернер Дж.К., Хогг М.А., Оукс П.Дж., Райхер С.Д. и Уэзерелл М.С. (1987). Новое открытие социальной группы: теория самокатегоризации. Оксфорд: Блэквелл.