Теории мотивации, эмоций и поведения
Мотивацию можно определить как факторы, побуждающие человека выполнять определенные обязанности. «Мотивацию можно разделить на две группы» (Carpenter & Huffman, 2010). Первый из них называется внутренней мотивацией. Это происходит в ситуации, когда человек стремится выполнить определенную обязанность просто потому, что считает ее интересной или важной. Внешняя мотивация возникает из-за внешних воздействий, которые могут заставить человека вести себя определенным образом. Например, когда учитель обещает дать ученику приз, если он хорошо учится в классе, это может послужить для этого ученика источником мотивации.
Эмоцию можно определить «как сложный психофизиологический опыт душевного состояния человека, взаимодействующий с биохимическими (внутренними) и внешними (внешними) влияниями» (Carpenter & Huffman, 2010). Эмоции также тесно связаны с личностью, настроением и мотивацией человека. То, как ведет себя человек, на самом деле определяется его эмоциональным состоянием. Например, человек, которому грустно, может плакать.
Однако «если у человека может быть эмоция без соответствующего поведения, тогда мы можем считать, что поведение не является существенным для эмоции» (Рив, 2004). Эмоция и мотивация связаны друг с другом в том смысле, что некоторые из наших эмоций могут мотивировать нам что-то сделать. Например, когда я стал международным музыкантом, мной двигала страсть к музыке. Моя страсть к пению развилась благодаря первому интересному знакомству с пением. Поэтому положительные чувства, которые я испытывал, продолжают мотивировать меня петь.
Связь между эмоциями, мотивацией и поведением заключается в том, что наши эмоции могут мотивировать нас при выполнении определенной задачи. Поскольку мы мотивированы, мы можем очень быстро заняться чем-то или чему-то научиться. Поэтому и эмоции, и мотивация оказывают влияние на поведение человека. Например, ученик, который считает, что физика очень сложна и продолжает получать плохие оценки, может не иметь мотивации изучать ее. Следовательно, он или она может избегать посещения занятий по физике из-за отсутствия мотивации.
Теории эмоций
Психологи провели множество исследований, чтобы объяснить, как эмоции влияют на поведение человека. Теории эмоций можно обсудить следующим образом.
Теория Джеймса Ланге
«Теория Джеймса Ланге утверждает, что событие или стимул вызывает физиологическое возбуждение без какой-либо интерпретации или сознательного мышления, и вы испытываете результирующую эмоцию только после интерпретации физической реакции» (Олсон, 2008). Это означает, что действия человека в конкретном случае предшествуют его восприятию ситуации. Поэтому сторонники этой теории утверждают, что эмоции формируют наши действия и их также можно использовать для объяснения поведения человека. Это также означает, что эмоции не могут существовать без возбуждения. Например, когда вы идете домой поздно вечером, вы можете услышать звук, который может вас напугать, поэтому вы можете быстро отреагировать, побежав.
Теория Кэннона-Барда
Согласно этой теории, «определенный стимул вызывает одновременно как физиологическую, так и эмоциональную реакцию, и ни один из них не вызывает другого» (Carpenter & Huffman, 2010). Например, если вы посещаете игровой парк и слышите рев диких животных, вы можете нервничать, и это может заставить вас дрожать и бояться.
Теория Шактера-Зингера
Эта теория использует когнитивную перспективу в объяснении природы эмоций. По мнению Шактера и Сингера, «физиологическое возбуждение может быть вызвано происшествием, но вам следует сначала объяснить причины возбуждения, прежде чем называть эмоцию» (Carpenter & Huffman, 2010). Например, человек обязательно почувствует себя счастливым, если получит что-то престижное.
Теория Лазаря
Эта теория была разработана на основе теории Сингера и фактически улучшила объяснение эмоций. Согласно этой теории, когнитивное суждение обычно выносится во время события. «Результат суждения всегда сопровождается физиологическими и эмоциональными реакциями» (Олсон, 2008). Например, если вы встретите бандитов ночью, вы можете подумать, что они собираются напасть на вас, и это может заставить вас убежать от них.
Судя по приведенному выше анализу теорий эмоций, я считаю, что теория Лазаря является лучшей, поскольку она основана на познании, что делает ее лучше, чем теория Сингера. В дополнение к этому он также признает тот факт, что суждение предшествует действию. Это верно, потому что вы не можете ничего сделать, не подумав об этом. Поэтому я выступаю против теории Джеймса Ланге, поскольку она утверждает, что действие предшествует восприятию. Это неправильно, поскольку в опасной ситуации человек может думать и действовать первым.
Мышление, интеллект и творчество
Мышление относится к интеллектуальному процессу, в котором участвует субъективное сознание человека. Интеллект относится к способности человека понимать, учиться и эффективно общаться (Штернберг, 2003). Креативность – это способность человека придумать что-то уникальное из собственных мыслей. Эти три элемента связаны между собой следующим образом. Творчество тесно связано с мышлением, поскольку оно отражает уровень мышления человека. Это потому, что нельзя изобрести что-то хорошее, не подумав об этом как следует. Креативность также указывает на уровень интеллекта личности. Следовательно, если человек более умен, он, скорее всего, будет более творческим. Современные научные изобретения являются хорошими примерами результатов вышеописанных элементов.
Рекомендации
Карпентер С. и Хаффман К. (2010). Визуализация психологии. Нью-Йорк: Уайли.
Олсон, М. (2008). Введение в теории обучения. Нью-Йорк: Прентис-Холл.
Рив, Дж. (2004). Понимание мотивации и эмоций. Нью-Йорк: Уайли.
Штернберг, Р. (2003). Синтез мудрости, интеллекта и творчества. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.