Теология ашари в суннитском исламе

Религия Ислам в первую очередь известна своей верой в Коран как в основной справочный материал, направляющий их в повседневном поведении. Религия также верит в своего первого пророка Мухаммеда, который создает понятную связь между Богом и Его народом. Коран, самая священная книга ислама, представляет широкий спектр богословских тем. Эта тема связана с биографией Мухаммеда, которая вызвала большие споры между верующими, приведшие к разделению верующих и ожесточенному соперничеству. Однако другие ученые установили некоторые богословские учения, связанные с жизненным опытом Мухаммеда в исламскую эпоху. Эти мысли, такие как фатализм, разжигают дискуссию о предсуществовании Бога, его планах и свободной воле человека. Из-за различий в богословских учениях ранний ислам разделился на хариджитов-суннитов и шиитов.

Центральное разделение этих групп было основано на политической и религиозной преемственности в отношении того, как мусульманская община могла руководить после смерти главного пророка Мухаммеда. Хариджиты, также известные как аш-Шурат, отделились от суннитов и шиитов на основании своей твердой политической позиции, в которой они приняли радикальный подход к общению. Они также объявили суннитов и шиитов неверными и лжемусульманами, что еще больше увеличило разрыв во время первой исламской гражданской войны. Хариджиты выразили свою крайнюю ненависть и разногласия, заявив, что соперничающая группа заслуживает смерти.

Исламская религия имеет разные подходы и учения с разделением по вере. Среди самых ранних подходов, обнаруженных в раннем исламе, — Мутазила, школа Ашари и Матуруди. Мутазилиты были первым подразделением, возникшим в начале мусульманской гражданской войны после смерти третьего халифа Усмана (Худа, 2001). Это была эпоха, когда другие мусульмане выступали против руководства Али, но Матазила, похоже, не осуждала и не санкционировала ни его руководство, ни его оппонента; они заняли нейтральную позицию. Мутазилиты верили в разумность и рациональное мышление даже в отношении использования и существования Корана. Они верили в создание Корана Богом, что вызвало горячие споры в исламской теологии, особенно в отношении веры во вездесущность богов.

Школа Ашари была позже развита в 10 веке, чтобы противостоять учению Мутазиласа. Их ортодоксальный догматический подход совпадал с мутазилитами в вопросах понимания и толкования Корана. Однако они разошлись в рассуждениях при открытии моральной истины, а не откровения. Их позиция была опровергнута третьей школой Матуриди, которая считала, что моральную истину можно найти посредством рассуждения, а не обязательно посредством откровения.

Ашаризм как наиболее важная и влиятельная традиция систематического богословия в суннитском исламе

Сравнивая три школы, можно сказать, что школа Ашари имеет тенденцию твердо полагаться на Бога, поэтому ее приняло большинство суннитов. Сунниты — крупнейшая исламская конфессия, широко известная как Ахль ас-Сунна валь-Джамах или Ахль ас-Сунна (Франк, 1991). Приняв суннитами школу ашари, ашаризм стал центральной систематической теологией мусульман, поскольку его рассмотрение основывалось на прочной связи с Богом как Вездесущим.

Для сравнения, на протяжении всей истории люди имели сильную веру в Высшее существо, следовательно, даровали свою веру в это Высшее существо. Ее центральная идеология основана на божественном откровении неоспоримого Верховного творца. Однако, столкнувшись с повседневным жизненным опытом, у людей возникли вопросы по поводу осуществления своей деятельности. Некоторые основывали свой разум как лучший подход, а другие предпочитали откровение от божественных сил. Их претензии противоречат друг другу, вызывая разногласия в идеологии и даже физические драки. Поскольку люди застряли между откровением божественной силы и общественной моралью, это обострило колоссальные дебаты, которые твердо верующие в религию в некоторых областях считают разумом, но твердой верой в откровение.

Большинство участников дебатов сходятся во мнении, что главное различие между ранними исламскими богословскими школами заключалось в идеологических различиях. Суннитский ислам был ведущим последователем Калама, систематического богословия, которое считается истинной традицией ислама (Франк, 1992). Однако они столкнулись с противодействием со стороны атари, которые считали себя остатками ислама. Это дает больше оснований утверждать, что ашаризм по-прежнему является основной систематической теологией в суннитском исламе.

Внезапная смерть пророка Мухаммеда показывает, что мусульмане не были готовы жить без Него. Мусульмане сильно зависели от него в вопросах пророческих переводов, учений, откровений и хадисов, на которых основывался ислам (Франк и Гутас, 2005). Пророк Мухаммед считается автором Корана под руководством Бога; некоторые хадисы и учения не были легко истолкованы перед Его смертью. Таким образом, его смерть оставила мусульманина во тьме, неспособного перевести все свое учение. Чтобы попытаться понять Коран и применить его в повседневной жизни верующего и добропорядочного мусульманина, был введен Калам, основанный на речи.

Калам часто основывался на рациональных аргументах и ​​обсуждал выводы. Последователи Калама и ученые фальсифицировали Фальсафу, делая упор на греческий текст. Они предпочитали использовать Коран и хадисы только для того, чтобы заполнить любые пробелы, которые могли быть обнаружены в Коране относительно повседневной жизни и принятия решений. Фрэнк объясняет, что пробелы, обнаруженные в Коране, являются атрибутами Бога, различиями, подобными Корану. Откровение, свободная воля человека к жизни и решимости, а также природа греха и веры.

Разногласия заключались в том, как устранить пробел, образовавшийся в результате разногласий, которые другие считали ортодоксальными. Однако это не может быть правдой, поскольку оставшиеся мусульмане не ожидали изменения или изменения учения Пророка Мухаммеда. Вместо этого взрыв идей породил недопонимание между религиями. Первым недоразумением была идея свободы воли, согласно которой многие мусульмане придерживались детерминистской веры в то, что люди не обладают свободной волей к жизни. Они верили, что Бог контролирует всю человеческую деятельность и контролирует то, как люди должны думать, верить и действовать. Эта вера поддерживает силу Бога, выраженную в Коране Пророком Мухаммедом о том, что Бог контролирует все, что происходит в мире.

Однако то же учение о свободе воли противоречит тем же учениям Корана о том, что у людей был верный способ действовать, чтобы не пострадать от каких-либо последствий своего неверия. Среди тех, кто рассматривал этот подход, были катарцы, которые утверждали, что если бы люди не имели контроля над свободой воли, то Коран не должен диктовать людям совершать определенные действия для оправдания своих убеждений. Их позицию также поддержали хариджиты и ибадиты, которые связывали свободу воли с грехом и верой (Намази, 2017). При этом человек имел свободу воли в принятии своих решений. Если бы эти решения были ужасными, он мог бы согрешить и подвергнуться последствиям греха. Следовательно, грех и вера дали человеку свободу выбора: следовать ли учению Корана или стать хафром.

Хариджиты верили в тесную связь между человеком, верой и грехом, когда человек несет ответственность за свои действия, определяющие его веру и грех, если он влюбляется в них. Это заставило хариджитов поверить в то, что они имели право убить Али и тех, кто поддерживал или не занимал никакой позиции по этому вопросу. Среди тех, кто занял эту позицию, были сунниты, принявшие ашаризм. Ашариты считали, что было бы неправильно, если бы последователи преследовали своего лидера и приговорили его к смертной казни за неподчинение священным религиозным законам. Поскольку они были истинными верующими в откровение, они должны были позволить Богу свершиться, поскольку Он мог осудить этого лидера и соответственно наказать его.

Свобода воли ашаритов далее отрицается Ахмадом ибн Ханбалом, который считал ортодоксальный подход лучшим подходом к обучению исламу. Ахмад утверждает, что если бы у людей была свобода воли и автономия в интерпретации текстов Корана на основе своего интеллекта, это было бы неоправданно. Он отстаивал традиционное понимание Священных Писаний в Коране и хадисах. Он верил в традиционную пророческую интерпретацию, в отличие от Калама, который следовал другим логическим оценкам текста и интерпретации (Walzer et al., 1972). Однако из-за повседневного жизненного опыта, когда от человека требовалось принимать решения, некоторые интерпретации Корана, предложенные ашарисами и такими учеными, как Ахмад, не выдержали критики, поскольку их нелегко было соотнести со всеми событиями. Таким образом, для принятия некоторых ежедневных решений требовалась логика и оценка.

Ашаризм, принятый суннитами, похоже, не учитывал человеческое любопытство, свободное волеизъявление в принятии решений и другие учения, даже из христианства, которое поддерживало Троицу. Пытаясь объяснить любопытство, они применили другой подход, направленный на улучшение человеческого интеллекта (Griffel, 2018). В третьем веке все больше ученых попытались принять диалектическое богословие, хотя и не в прямой попытке снизить и вылечить человеческое любопытство. Однако этот подход, похоже, противоречит традиционному суннитскому учению, которое верило исключительно в буквальный перевод Корана в повседневной жизни. В защиту своих идей эти ученые объяснили, что они пытались сократить увеличивающийся разрыв между свободой воли. Они признают как верховенство откровения, так и рациональный подход, при котором можно использовать свою интеллектуальность для решения своих проблем и опыта.

Кроме того, идея откровения в Ашари у некоторых мусульман зажглась, когда Ашари встал на сторону Ахмада. Ашари родился и вырос в семье убежденного отчима-мутазилита. Ожидалось, что он продолжит защищать идеологию мутазилитов, поскольку она привлекла многих ученых с более высоким интеллектом и дала людям свободу воли. Многие полагают, что его внезапная смена позиции могла быть связана с раскрытием идеи, которую он решительно защищал. Другие ученые считают, что идея откровения, возможно, возникла благодаря его поведению и действиям, благодаря ярким снам, в которых он встретил Пророка Мухаммеда. Этим изменением он поддержал традиционные идеи, связанные с Ахмадом, но усилил их доктринами Калама.

Проведение и принятие доктрин калама заставили все больше суннитов задуматься о его подходе, поскольку они считали, что Ашари, решительный защитник учения мутазилитов, стремился устранить различия внутри верующих. Несмотря на то, что Ахмад получил большую поддержку со стороны других мусульман из-за того, что государство преследовало его за принятие юридической школы мутазилитов, Ашари счел традиционный подход слишком крайним, поэтому занял нейтральную позицию (Thiele, 2021). Мутазилиты, при поддержке правительства, считают использование хадисов для заполнения пробелов в Коране неоправданным подходом. Они увидели, что Ахмад и его последователи могли сфабриковать некоторые истории в своих интересах. Это соображение оправдало Ашари, занявшего нейтральную позицию. Его подход впоследствии может стать наиболее принятым учением в суннитском мире.

В учении Ашариса он объясняет, что у него есть качества, которые не являются ни им самим, ни чем-то иным, кроме него самого. Далее Ашари объясняет, что следует принять учение Корана таким, какое оно есть, и осознать, что в Коране есть пробелы, которые требуют дополнительных рассуждений, чтобы понять их. Кроме того, он объясняет, что создание Корана может быть неоправданным, поскольку, по сути, Коран вечен. До сих пор не было противоречий между двумя соперничающими группировками, мутазилитами и ханбалами, возглавляемыми Ахмадом, поскольку Коран является буквальным переводом прямого слова Бога. Разница заключалась в периоде их появления.

Поскольку Ахмад считал Коран вечным, как и Бог, у которого не было попрошайничества или прекращения жизни, Коран был вечным и был его идеей. С другой стороны, Мутазила рассматривал Коран как созданный, поскольку он был открыт людям в писаниях Мухаммеда под руководством Бога. Наконец, Ашари закрыл этот пробел, заявив, что Коран не был создан, настаивая на том, что он существует как знание Бога, поддерживающее атрибуты Бога, но через слова и звуки Коран становится сотворенным.

Что касается разделения свободы воли, Ашари утверждает, что люди имели контроль благодаря его подходу нейтральной позиции, но он был ограничен. Автономия показала, что Бог доверил людям принимать решения, но предоставил им варианты, из которых они могли выбирать. Теория поддерживает Мутазилу, который настаивал на том, что люди имеют право делать свой собственный выбор, но она также ограничена верой Ахмада в то, что Бог контролирует все варианты в человеческой жизни. Таким образом, люди имели свободу жить, но их выбор был ограничен вариантами, контролируемыми Богом, и каждый выбор имел свои противодействия.

Хотя и не напрямую, ашаримов поддерживает более поздняя богословская школа, известная как Матуриди. Матуриди переняли влияние Муриджи, хотя они ближе к Мутазилам, чем Ашари. Они настаивают на том, что человеческая вера и действия не были неразрывно связаны и только Бог знал одно истинное убеждение человека. Поэтому не следует судить другого по его действиям, поскольку только Бог знал Свой народ духовно, поскольку вера не увеличивается и не уменьшается в зависимости от действий. Матуриди объясняют, что у людей была свободная воля решать, что хорошо, а что плохо, без помощи откровения или строгого рассмотрения учений Корана и хадисов, которые широко были приняты ханбалитами. Подход Матуриди можно приравнять к подходу других философов, например, Франк утверждал, что Ашари не осуждал свое раннее учение Мутазилы. Ашари принял идею Альхадисов, общая приверженность традиционной позиции, а не подтверждение того, что он принял ханбалитский традиционализм.

Первоначально ашаризм считался менее влиятельным, поскольку у него не было достаточного количества ученых и последователей, чтобы и дальше отстаивать идею Ашари после его смерти. Однако позже появилось больше ученых и последователей из самых разных регионов, что показало, что его учение широко распространилось. Выяснилось, что эти ученые были учениками одного из последователей Ашари, Абу л-Хасана аль-Бахили. Этим студентам приписывают закладывание основы будущего ашаризма. Хотя и не напрямую, им также приписывают создание фондов, которые способствовали искоренению Калама в Андалусии, что способствовало распространению ашаризма в этом регионе. Устранив другого основного конкурента, Калама, он создал больше возможностей и большего влияния на то, что ашаризм мог бы быть лучшим подходом, чем другие учения, тем самым привлекая больше последователей.

Позже ашаризм столкнулся с разногласиями и судебным преследованием со стороны некоторых правителей; однако это было облегчено приходом Низама аль-Мулька к руководству Нишапуром. Подобно тому, как раннее преследование Ахмада лидерами, связанными с Мутазилой, последователи Ашари получили массовую политическую поддержку за отстаивание своей веры. Низам, один из последователей учения Ашари, выступал за создание первого исламского учреждения (Макдиси, 1981). Будучи аширитом, Низам назначил больше ученых на высшие руководящие должности в школе, гарантируя, что ученики получат учение ашаризма, тем самым распространяя эту религию и приобретая влияние.

Макдси мог бы далее обсудить этот подход как стратегию проникновения в традиционную юридическую школу, основанную Ахмадом. В условиях, в которых ашариты ранее находились и даже подвергались преследованиям, но оставались верными своей вере, обращаясь к традиционалистам, они получили легитимность, поэтому их высоко приветствовали, а их идеи еще больше затмили идеи традиционалистов Ахмада. Доминирование привело к открытию новых исламских институтов во главе с Газали, который вышел за рамки традиционного ашаризма (Макдиси, 1990). Газали в основном способствовал возникновению неоашаризма, который отказывался от традиционного ашарского способа калама, принятого большинством его учеников. Поскольку его учение не полностью отражало доктрины ашаризма, доктрины Газали не представляли ашаризм в его типичном подходе.

Несмотря на то, что Макдиси пытался доказать, что Газали одобряет традиционную теологию традиционных ханбалитов, действия Газали были противоположными. Однако, согласно учению Ашари, он настаивает на том, что общественность не должна судить лидера по его действиям; только Бог знает его веру. Учитывая эту мысль, Газали по-прежнему считался сторонником ашаризма по вере (Ghazali.org, 2021). Более того, благодаря тому, что у него появилось больше последователей в его учении неоашаризма и больше учеников, его учение в дальнейшем было принято теми мусульманами, которые поддерживали Мурджида, поскольку оно было ближе к их учению.

С развитием системы медресе, которая существовала до этой эпохи, аширизм приобрел популярность и другие религиозные убеждения, которые верующие должны терпеть. Верующие Ашари в основном описывают стойкость, с которой они столкнулись во многих преследованиях и гонениях. Кроме того, еще больше привлекло последователей учение о выборе нейтральной площадки для объединения верующих, в отличие от экстремистской. Что касается сегодняшнего дня, исламу предлагается выбрать мир, который является учением, вытекающим из ашаризма.

Теология ашари входит в число первых основных теологий, зарекомендовавших себя как наиболее важная, доминирующая и влиятельная традиция систематического богословия среди мусульман-суннитов. То, что сунниты составляют большинство в исламской религии, показывает, что ашариты были доминирующим учением в центральных исламских учениях (Парет и Карти, 1954). Поскольку теология повлияла на исчезновение других учений, таких как Мурджид, ашаризм утвердился в качестве доминирующей религии. Считалось, что оно точно перевело учение Пророка Мухаммеда и направило мусульман на лучший образ жизни, не будучи экстремистами и не ставя под угрозу свободную волю других к жизни. Доминирование еще больше усилилось за счет создания лучших школ и исламских учреждений с обязательными занятиями в медресе.

Главный принцип, которого придерживаются ашари, заключается в том, что у Бога были атрибуты, которые не были ни Им Самим, ни чем-то иным, кроме Него. Эта теория была призвана разрешить спор между традиционалистами, хариджитами и мутазилитами. У них было разделение на то, похож ли Бог на человека, потому что в Священных Писаниях части тела продолжали называться рукой Бога. Идеологически они различались: традиционалисты настаивали на откровении и буквальном понимании, в то время как мутазилы и хариджиты вместо этого утверждали, что людям необходимы интеллектуальные оценки для интерпретации учения Корана.

Кроме того, ашариты рассматривали как антагонистические групповые идеи, так и настаивали на том, что Коран вечно изображает, что он существовал ранее, а не был создан. Однако посредством слов, звуков и времени то, что было написано Пророком Мухаммедом, таким образом становилось сотворённым. Наконец, ашари поддерживали свободу воли, но под ограничениями со стороны Бога. Они верят, что Бог дал людям свободу воли, но ограничил их возможности, и каждый из них имеет свои последствия. Учение о свободной воле привлекло больше последователей: каждому мусульманину разрешено следовать своей интуиции и стремиться удовлетворить свое любопытство, но с ограничениями свободы воли. Таким образом, ашаризм рассматривается многими мусульманами как лучшая теология.

Список литературы

Фрэнк Р., 1991. Элементы развития учения Аль-Ашари. Ле Музеон, 104 (1), стр. 141–190.

Франк Р. и Гутас Д., 2005. Философия, теология и мистицизм в средневековом исламе. Олдершот, Великобритания: Ashgate Variorum.

Франк Р., 1992. Наука Калама. Арабские науки и философия, 2 (1), стр. 7–37.

Ghazali.org, 2021. Аль-Газали – ghazali.org. (онлайн) ghazali.org.

Гриффель Ф., 2018. Ибн Таймия и его оппоненты-ашариты о разуме и откровении: сходства, различия и порочный круг. Мусульманский мир, 108(1), стр.11-39.

Худа, К., 2001. История исламской теологии: от Мухаммеда до наших дней, Тилман Нагель. Перевод Томаса Торнтона. 329 страниц, индекс. Принстон, Нью-Джерси: Markus Wiener Publishers, 2000. 28,95 долларов США (бумага), ISBN 1-55876-203-5. Бюллетень Ассоциации исследований Ближнего Востока, 35 (1), стр. 67-68.

Макдиси, Г., 1981. Рост колледжей. Институты обучения в исламе и на Западе. Издательство Колумбийского университета.

Макдиси, Г., 1990. Схоластика и гуманизм в классическом исламе и христианском Западе. Журнал Американского восточного общества, 109 (2), стр. 175.

Намази, Р., 2017. 403Коран, разум и откровение© 2017 Interpretation, Inc. Коран, разум и откровение: исламское откровение и его связь с разумом и философией. Чикагский университет, 43 (3).

Парет Р. и Карти Р., 1954. Теология аль-Ашари. Арабские тексты аль-Аш представляют собой Китаб аль-Лума и Рисалат Истихсан аль-Хавд фи Ильм аль-Калам с краткими аннотированными переводами, а также приложениями, содержащими материалы, имеющие отношение к изучению аль-Ашари. Die Welt desИсламс, 3(3/4), стр.304.

Тиле, Дж., 2021. Препринт: Ян Тиле. «Ашаризм в эпоху Хафсида». В «Философской теологии в исламе: поздний ашаризм Востока и Запада». Лейден: Брилл, стр. 298–336.

Уолцер Р., Стерн С., Хурани А. и Браун В., 1972. Исламская философия и классическая традиция. Колумбия: Издательство Университета Южной Каролины.