Тайная полиция Восточной Германии
Введение
Контроль над населением Восточной Германии осуществлял особый орган, известный как Штази или Тайная полиция. Период времени, в течение которого оно действовало, можно считать нестабильным и, следовательно, требующим особых усилий по управлению делами правительства, особенно связанными с общением с другими странами (Орлоу, 2018). Поэтому неудивительно, что была создана организация такого рода, а ее методы были жестокими по отношению к людям, которые часто оказывались в тюрьме (Funder, 2002). Чтобы полностью понять роль Штази как для граждан, так и для властей, крайне важно изучить членский состав, основные процедуры, способы информирования и причины сложившейся практики.
Тайная полиция: кем они были
Тайная полиция была создана под влиянием коммунистических идей, и люди, входившие в эту структуру, имели соответствующие взгляды на структуру правительства и его функции. По словам Орлова (2018), оно было основано в 1950 году и известно как «министерство государственной безопасности», тогда как все его члены имеют воинские звания наряду с министром Вильгельмом Цайссером и шеф-поваром Эрихом Мильке (стр. 312). Последние участники изначально были членами Политбюро, и их основной задачей было установить тайное присутствие во всех общественных институтах для эффективного ведения наблюдения (Орлоу, 2018). Контроль над населением основывался на информации, которую они собирали от обширной сети информаторов, которые шпионили за другими людьми в любых условиях, включая семьи (Funder, 2002). Хотя они были сосредоточены не только на внутренних делах, они кажутся более значимыми для жизни людей по сравнению с инициативами, разработанными в отношении Западной Германии с противоположными взглядами. Таким образом, можно констатировать, что Штази была органом, объединяющим усилия вооруженных сил и чиновников с целью ознакомления граждан с коммунистическими идеалами для их будущего.
Вербовка информаторов
Кто вербовал информаторов
В контексте этой организации одной из наиболее важных процедур была вербовка информаторов, которые помогали властям собирать существенную информацию о людях и тем самым устранять предполагаемые угрозы новой системе. К моменту окончательного роспуска Штази насчитывалось «91 015 штатных функционеров и 173 000 внештатных «неформальных сотрудников», что позволяет сделать вывод об огромном масштабе ее деятельности (Орлоу, 2018, с. 315). Эти лица были выбраны министрами на основании рекомендаций, включенных в так называемую «Директиву 1/79 «О конверсии и сотрудничестве с информаторами» (Funder, 2002, с. 181). Это положение включало ключевые принципы для властей при определении того, какие лица подходят на эту должность.
Как вербовались информаторы
Эта процедура руководствовалась соображениями осуществимости с точки зрения условий, которые были приоритетными с точки зрения наблюдения, и людей, обладающих конкретными характеристиками, делающими их подходящими для этой роли. Ее даже считали «наукой вербовки информаторов» или, как ее называли немецкие активисты, «Специалдисциплин» (Funder, 2002, стр. 179). Таким образом, власти изначально определили места, требующие вмешательства, как потенциально опасные для режима и применили критерии к отдельным лицам, чтобы определить их соответствие задачам. Неудивительно, что эти люди действительно были готовы сотрудничать, поскольку в то время у них было сильно чувство долга, и они, казалось, гордились тем, что могут быть полезны правительству (Орлоу, 2018). Между тем, страх был еще одним фактором, повлиявшим на их общую деятельность внутри организации, поскольку общественные институты уже действовали с привлечением информаторов.
Например, поддержка религиозных лидеров была получена путем отбора тех, кто шпионил за своими сверстниками в церквях Восточной Германии. Как следует из книги Орлова (2018), шестьдесят пять процентов из них были заняты этими задачами, поставленными Штази, а остальные активисты находились так или иначе под наблюдением (с. 181). Это означает, что их возможности были ограничены выбором: либо стать информатором, либо рисковать своей свободой, подчиняясь донесениям коллег непосредственно членам тайной полиции. С точки зрения эффективности этот механизм был продуманным и выгодным для организации, поскольку, похоже, он не оставил никого без внимания, так или иначе связанного с ним. Хотя мотивы людей кажутся очевидными, они все же сложнее, чем просто действия в условиях безысходности, и поэтому их следует учитывать особо.
Почему люди «информированы»
Причины, по которым люди предпочитали информировать сотрудников Штази не только о своих сверстниках, но и о семьях, были многогранными. В противном случае достижение массового участия и широкой поддержки организации за время ее существования было бы маловероятно. Таким образом, лица, занимавшиеся слежкой на территории Восточной Германии, руководствовались главным образом своим патриотизмом, о чем говорилось выше. Однако это явление более сложное, чем кажется, поскольку его корни лежат в предыдущих трудностях, которые они хотели предотвратить в будущем, видя решение в этом типе контроля (Орлоу, 2018). Это мнение дополнялось политическими убеждениями, поскольку многие информаторы искренне разделяли коммунистические идеи, которые лежали в основе тайной полиции (Funder, 2002). С этой точки зрения идеи продвижения выработанной политики информаторами во многом были связаны либо с их собственным согласием с разрабатываемым курсом, либо с потребностью в чувстве сопричастности.
Аналогично, мотивация тех граждан, которые руководствовались страхом, была непростой, поскольку возможные невзгоды касались всех сфер их жизни. Например, можно предположить, что только общественные и религиозные институты были местами распространения деятельности Штази. Тем не менее, это не совсем так, поскольку разработанная система также широко контролировала отношения между людьми. В этой ситуации любые связи с иностранцами были неприемлемы для правительства, а наличие информатора в семье могло привести к трагическим последствиям для пострадавших членов (Funder, 2002). Поскольку даже в таких условиях риск попасть в тюрьму был критическим, не было места, где они могли бы чувствовать себя в безопасности. По этим соображениям они предпочитали шпионить за другими, а не за ними тайно следили.
Что восточные немцы думали о Штази
Противоречивые взгляды сторонников Штази и населения Восточной Германии сформировались под влиянием их убеждений. Подобно герру Винцу, которого Мириам пыталась найти, чтобы получить некоторую информацию о смерти ее мужа в тюрьме, сторонники коммунизма не считали свои действия неуместными (Funder, 2002). Их вера в то, что они представляют в своих документах «объективный взгляд на историю», также была еще одним аспектом, демонстрирующим убеждения этих людей, заменившие рациональность (Фундер, 2002, с. 82). В отличие от них, большинство восточных немцев не воспринимали события в положительном свете, а их отношение определялось пределами свобод во всех сферах человеческой жизни. Тотальный контроль над ними привел к многочисленным неудачным попыткам бегства, которые также были наказаны властями.
Учитывая эту ситуацию, жители Восточной Германии считали ситуацию критической для своего благополучия. Между тем, для такой позиции есть много причин, поскольку их попытки пересечь границу с Западной Германией были вызваны не только общим угнетением населения, но и уровнем его жизни. Мир, который лидеры Штази подчеркивали в результате своей работы в стране, дополнялся финансовыми трудностями (Funder, 2002). Они послужили основным мотивом нелюбви людей к режиму, хотя прямое противостояние во время его существования было невозможно, и гражданам приходилось прибегать к упомянутым радикальным мерам.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что Тайная полиция Восточной Германии, также известная как Штази, представляла собой организацию, созданную вооруженными силами и министрами для осуществления тотального контроля над населением. Деятельность ее членов была эффективной благодаря привлечению так называемых информаторов или простых граждан, которые были готовы шпионить за другими и докладывать правительству. Они были завербованы властями, которые руководствовались официальными положениями, позволяющими им определять подходящих лиц на эту роль и с точки зрения обстановки представляющими угрозу новой системе. В свою очередь, поддержка последних была обусловлена либо их патриотическими настроениями, либо страхом, а отношение восточных немцев к Штази было негативным из-за ограничений, которые она накладывала на финансовое благополучие и свободы.
Рекомендации
Фундер, А. (2002). Стазиленд. ХарперКоллинз.
Орлоу, Д. (2018). История современной Германии: с 1871 г. по настоящее время (8-е изд.). Рутледж Тейлор и Фрэнсис Групп.