Если мы хотим прожить жизнь в гармонии с природой, какими качествами должен обладать наш разум?
Сенека признает, что если люди хотят прожить жизнь в гармонии с природой, человеческому разуму необходимо иметь и развивать несколько качеств. Здравомыслие, здравомыслие, мужество, моральная энергия, способность определять преимущества, «украшающие жизнь» и оставаться не рабом, а пользователем «даров судьбы» (Сенека, 2015, с. 477) – вот это основные качества. Жить в гармонии с природой – нелегкая задача, потому что нужно жить согласно добродетели. Люди должны иметь ум, способный понимать стандарты и использовать вышеупомянутые качества, чтобы осознать, что на самом деле означает добродетель и как она может определять качество и всю суть этой жизни.
Что является единственным истинным добром? Единственное истинное зло?
Сенека принадлежит к числу философов, чьи попытки определить особенности истинного добра и истинного зла действительно успешны. Помимо пояснений, он приводит несколько примеров, поясняющих истинную ценность своих слов. Например, истинное добро, или «высшее благо», представлено как «разум, который презирает случайности и радуется только добродетели» (Сенека, 2015, с. 477). Сенека считает, что единственное истинное благо — это та часть добродетели, которая обеспечивает человеку смысл жизни. В то же время Сенека не уделяет особого внимания определению истинного зла. Он лишь подчеркивает, что отсутствие добродетели нехорошо. Истинным злом может быть все, что свободно от добродетели.
Как удовольствие связано с добродетелью?
Сенека пишет о связи, существующей между удовольствием и добродетелью. На самом деле, то, как связаны эти два понятия, довольно спорно. И удовольствие, и добродетель являются составляющими понятия счастья. Однако Сенека предлагает поверить в то, что счастья можно достичь посредством добродетели, а не через удовольствие. Другими словами, связь между добродетелью и удовольствием заключается в их противоположных позициях по отношению к идее счастья. На самом деле жизнь полна удовольствий и добродетели. Без какого-либо из этих понятий человеку трудно быть счастливым. При этом необходимо помнить, что одно понятие – добро, а другое – зло, и человек волен сам решать, какую жизнь он хочет получить.
Почему было бы ошибкой спрашивать, почему нам следует стремиться к добродетели?
Некоторые люди все еще хотят знать, почему они должны искать добродетели, и Сенека объясняет, что такого рода запросы являются своего рода ошибкой, обусловленной сущностью добродетели. Дело в том, что добродетель – это уже выбор всего в этой жизни. И неверно или даже невозможно полагать, что можно достичь чего-то большего. Вот почему люди должны понять, что их попытки достичь добродетели должны стать главной целью жизни, способствующей смыслу и счастью.
Почему мудрый человек предпочитает иметь богатство, чем не иметь его? Когда у нас есть богатство, как нам следует относиться к нему?
Говоря о счастье и богатстве, Сенека упоминает, что у мудрого человека есть шанс быть счастливым и без богатства; тем не менее, он предпочитает иметь немного. Такое отношение к богатству легко объяснимо: богатство становится серьезным подспорьем для развития и счастья человека. У любого человека больше шансов быть счастливым и успешным, если в жизни присутствуют какие-то материальные ценности и не вызывают никаких эмоций и чувств. Человеку нужна некая гарантия того, что в жизни присутствует что-то материальное.
Ссылка
Сенека, Луизиана (2015). О счастливой жизни. В О. Рока и М. Шу (редакторы), «Исследованная жизнь: критическое мышление и этика» (стр. 475–484). Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: McGraw-Hill Education.