Субъективные предикторы поведения личности в ситуациях когнитивного диссонанса
В современных условиях потоки противоречивой информации существенно увеличиваются. В результате человек оказывается в проблемной когнитивной ситуации, когда необходимо адекватно оценивать и реагировать на сообщения, поступающие от разных социальных групп, в том числе от органов власти. Личность все чаще оказывается в ситуациях когнитивного диссонанса и не всегда способна найти правильное решение проблемы (Иган и др., 2007). Еще одним фактором, определяющим актуальность исследования, является усиление конкуренции на рынке труда. После получения высшего образования многие специалисты остаются безработными или работают не по основной специальности. Соответственно, на рынке труда наиболее востребованы специалисты, способные быстро и адекватно реагировать в критических ситуациях и ориентироваться на продуктивное поведение в случае когнитивного диссонанса. Таким образом, проблема субъективной детерминированности выбора поведенческих моделей в ситуациях когнитивного диссонанса в современном обществе является значимой.
Гипотеза исследования: предполагается, что предикторами выбора стратегии поведения в ситуации когнитивного диссонанса могут быть такие субъективные характеристики, как тревожность, самооценка и локус контроля.
В этом исследовании участники будут отбираться на основе добровольности и анонимности. Для достижения инклюзивности по возрастным, гендерным и расовым группам будет выделено определенное обязательное количество участников.
Независимые переменные: количество участников исследования, время проведения теста.
Зависимые переменные: разработка и реализация коррекционно-развивающей программы, направленной на изменение непродуктивных моделей поведения при решении противоречивых познавательных задач.
Использовалось несколько методов: теоретический анализ научных источников, методы математической статистики (точечно-бисериальный коэффициент корреляции Пирсона) и качественный анализ полученных данных на основе сравнения и иерархии серьезности переменных и их доминирования. В рамках эмпирического исследования в диссертации были использованы конкретные методы: «Локус контроля» Дж. Роттера; методы самооценочной диагностики.
На первом этапе были исследованы методологические и теоретические подходы к изучению проблемы когнитивного диссонанса вместе с теоретическим анализом психологической, образовательной и философской литературы. Второй этап включал создание выборки респондентов, пилотный этап эмпирического исследования, статистическую обработку и количественный анализ полученных результатов. Субъективными индикаторами поведенческого подхода, связанного с когнитивным диссонансом, являются достаточное чувство собственного достоинства, внутренний локус контроля, низкий или умеренный уровень тревожности, повышение когнитивной активности и разрешение когнитивного диссонанса.
Статистический анализ: за выбранную модель поведения присваивается 2 балла. Сумма баллов, набранных по указанному количеству моделей поведения, свидетельствует о присущем или неприсущем типе поведения в ситуации хронической неудачи. 10-12 баллов – данная модель поведения проявляется устойчиво, 6-8 баллов – данная модель поведения свойственна испытуемому, 0-4 балла – данная модель поведения нехарактерна для испытуемого.
Актуальность: результаты, полученные в ходе теоретических и эмпирических исследований, могут быть успешно использованы при преподавании психологических дисциплин, при разработке специальных курсов, а также при подготовке и проведении лекций и практических занятий по общей, личностной и педагогической психологии.
Ограничения: в разработанном тесте для респондентов необходимо задуматься о правильных вопросах и принципах, на которые будет дан полный и честный ответ. В случае возникновения противоречий результаты исследования могут быть искажены.
Ссылка
Иган, Л.К., Сантос, Л.Р., и Блум, П. (2007). Истоки когнитивного диссонанса. Психологическая наука, 18 (11), 978–983. Веб.