Сравнение образовательной политики Южной Африки и Танзании

Введение

Африка в доколониальный период включала в себя большое количество автономных обществ. Хотя у них были разные политики и правила, определявшие их нормы, некоторые политики, особенно в сфере образования, имели некоторую общность. На раннем этапе колониальной администрации некоторые миссионеры в Африке считали, что они несут образование в совершенно необразованное общество. Этот вывод был бы убедительным, если бы образованных людей сравнивали с грамотностью и формальным школьным образованием.

Фактически, согласно подробному описанию африканцев, антропологи утверждают, что нет никаких сомнений в том, что африканские общества действительно обладали традиционным образованием. Система работала достаточно хорошо, учитывая ограничения общества, в котором ей приходилось действовать. Основная цель африканского традиционного образования заключалась в сохранении культурной традиции большой семьи, клана и племени. Хотя традиционное образование сыграло ключевую роль в совершенствовании системы образования в обществе, эта система способствовала развитию базовых навыков обучения. Анализ сосредоточен на образовательной политике двух колониальных администраций в Южной Африке и Танзании.

Политика в области образования: Южная Африка

Южная Африка была колонизирована двумя колониями подряд. Датч была первой колониальной администрацией, которая взяла на себя ответственность за реализацию политики Южной Африки. За этим последовало британское правление в регионе. Голландцы не проводили многочисленных политических мер, затрагивающих сектор образования, но британцев заботило исключительно образование в регионе. Южная Африка была одной из стран, столкнувшихся с жесткой расовой дискриминацией.

За этим последовала расовая война между африканцами и иностранцами. Африканцы подвергались дискриминации при доступе к образованию, поскольку оно было сохранено только для индийцев и азиатов. В идеале колониальный империализм сыграл жизненно важную роль в улучшении системы образования среди африканцев. Административные решения, касающиеся образовательной политики, учебных программ и финансирования в Южной Африке в 1940-е годы, выявили глубокую двусмысленность в официальном британском отношении к Союзу.

С одной стороны, британцы были все более полны решимости предотвратить объединение HCT, особенно в Южной Африке. Они часто были вынуждены следовать примеру Союза в области образовательной политики и практики по двум противоречивым причинам (Хиггс 63). Во-первых, британцы были полны решимости построить стену в Южной Африке, все больше склоняясь к расовой эксплуатации и угнетению.

Во-вторых, администрация Южной Африки признала, что правительство Союза, что бы о нем ни говорили, было более щедрым в поддержке «туземного» образования, чем сама страна, что подтолкнуло администрацию Южной Африки к более щедрому и прогрессивному образовательному процессу. политика. Его цель заключалась в понимании того, что Южную Африку необходимо усилить в сфере образования, если она хочет выжить самостоятельно ((Hettne 54).

Место, которое Южная Африка занимала в политическом отношении, повлияло на британскую политику в отношении общего развития территории и, в частности, политики в области образования. Хотя британцы в Южной Африке никогда не вводили бесплатное и обязательное образование для южноафриканцев в колониальную эпоху, оно было инициировано в 1940 году в попытке расширить образование, предлагаемое африканцам, и повысить уровень грамотности во всех своих колониях.

Одним из методов, который администрация Южной Африки использовала для реализации развития образования в годы войны, было использование Фондов колониального развития и благосостояния (CD&W)1. Инициатива была принята в 1940-х годах и направлена ​​на укрепление поддержки колоний, поскольку Великобритания столкнулась с самой большой угрозой своему суверенитету за всю свою историю со стороны нацистской Германии. Хотя в законе говорилось о «колонии», он также распространялся на любую британскую территорию. Предоставление средств проводилось с согласия государства в попытке способствовать развитию образования в регионе (Hettne 32).

К концу 20-го века африканцы выразили недовольство прекращением дискриминации в системе образования и справедливым распределением ресурсов. В доколониальную эпоху система образования была дискриминационной и обеспечивала индийцам и азиатам доступ к качественному образованию, в то время как африканцы получали базовое образование. Политика рекомендовала обучать африканцев читать и писать. Это было на руку колонистам, поскольку они могли общаться с африканскими рабочими. В идеале основной целью образования было улучшение общения между иностранцами и африканцами.

Образование в колониальную эпоху было направлено на подготовку рабочей силы, отвечающей потребностям западных стран. Намерением европейцев было расширение рынка западных потребительских товаров. В Южной Африке колониальная администрация нуждалась в рабочей силе более низкого уровня, что способствовало развитию коммерческих транснациональных корпораций. По иронии судьбы, важность западного образования для западных инвестиций в Южную Африку выросла с развитием национализма. Западное образование помогло стимулировать местный национализм, и националисты потребовали создания местных заводов.

Однако транснациональные компании в Африке рано осознали преимущества найма менеджеров из числа коренных народов, которые понимают местные рынки и могут смягчать враждебные действия на местном уровне. Национализм требовал африканизации как можно большего числа рабочих мест, и транснациональные корпорации были вынуждены назначать местных жителей на более высокие должности (Hettne 45). Все чаще лица за столами менеджеров были африканцами, а в состав советов директоров входили кооптированные африканцы, которые придавали легитимность деятельности компаний. На местном уровне вестернизированная рабочая сила, которую было трудно найти в 1940-е годы, стала в изобилии благодаря успехам африканских университетов в социализации местного персонала на западные пути2.

Дебаты о качестве образования в Южной Африке зависели от меняющихся целей развития. Например, Южная Африка после апартеида переписывает учебные программы, чтобы отражать ценности нового режима и способствовать миру и безопасности. Новая учебная программа промышленно развитой Южной Африки также предназначена для развития важных качеств гибкой рабочей силы — компетентности, ответственности и обучения на протяжении всей жизни. Тем не менее, по-прежнему существует противоречие между упором на базовое образование в целях сокращения бедности и повышения социальной справедливости и сельскохозяйственными фондами.

Политика в области образования: Танзания

Структурирование политики существенно повлияло на сектор образования в Танзании. Арушская декларация и политика обучения самостоятельности, воплощенная Джулиусом Ньерере, обеспечили ликвидацию неграмотности во всей Танзании. Его целью было обеспечить всеобщее начальное образование и изменить содержание унаследованной системы образования. Достижение всеобщего образования, при котором все танзанийские дети имеют доступ к базовому образованию, заслуживает похвалы для одной из беднейших стран мира. В результате активной программы образования взрослых, а также благодаря тому, что Танзания добилась успеха в создании собственного национального языка суахили в качестве языка обучения как в начальной школе, так и в образовании взрослых, в Танзании повысился уровень грамотности (Brock-Utne 16).

В колониальный период вопрос платы за обучение был в Танзании одним из вопросов, вокруг которого было мобилизовано массовое недовольство против колониальных властей. В попытке обеспечить равный доступ к среднему образованию в Танзании плата за обучение была отменена в 1964 году. Основная цель отмены платы за обучение заключалась в обеспечении поддержки легитимности постколониального государства.

Ранее колониальное правительство приняло график оплаты, который люди должны были соблюдать, пытаясь получить доступ к качественному образованию. Это ограничивало ребенка из бедной семьи в доступе к базовому образованию. Большинство семей отвлеклись от образования своих детей на разработку инициатив, повышающих продовольственную безопасность, таких как сельское хозяйство.

Всеобщий доступ к образованию подрывается возобновлением платы за обучение. По рекомендации Всемирного банка и МВФ в Танзании в 1984 году была восстановлена ​​плата за начальное образование в качестве налога на развитие. Плата за обучение была введена на уровне средней школы в 1985 году (Хеттне, 82). Всемирный банк также выступал за политику совместного несения расходов, особенно на уровне среднего и высшего образования. Население Танзании восприняло восстановление платы за обучение в Танзании как крайне непопулярную меру. По словам Хиггса, трудности с оплатой школьного обучения являются гендерной проблемой, а также проблемой класса. Повторное введение платы за обучение в средних школах затронуло девочек больше, чем мальчиков, а девочек из средних классов гораздо больше, чем девочек из старших классов (124).

Помимо высоких сборов за обучение, взимаемых с граждан в колониальный период, существовала строгая политика использования английского языка в качестве способа обучения и общения в школах. Танзанийцам было трудно перейти от обычного языка обучения на суахили. Колониальное правительство хотело обеспечить благосклонность иностранных учителей, которые не понимали язык суахили. Детей заставили освоить некоторые слова, которые использовались в английском языке. Хотя в Танзании было более 120 местных языков, самым отвратительным и общепринятым языком инструкций был кисуахили, на котором говорили 90% танзанийцев (Brock-Utne 18).

Экономический кризис сыграл решающую роль в диверсификации колониальным режимом своих усилий по Африке3. Танзания получила помощь от Великобритании в виде проекта поддержки преподавания английского языка, финансируемого Министерством зарубежного развития в качестве главного приоритета британской помощи образованию в Танзании. Они были направлены на расширение использования английского языка в системе образования. Политическая и экономическая смена фокуса вынудила Танзанию сотрудничать с Международным валютным фондом (МВФ), что отчасти объясняет рост символической ценности английского языка.

Колониальная администрация дискриминировала африканцев в пользу азиатских торговцев с хорошими связями и европейского бизнеса. Хотя образовательная политика 1947–1956 годов предусматривала начальное и среднее сельскохозяйственное образование для всех расовых групп, среднее образование распространялось только на европейцев и азиатов. В 1960 г. половина бюджета образования тратилась на иностранцев, около 2 процентов населения; только 25 процентов африканцев посещали начальные школы, а уровень грамотности взрослого населения среди африканцев составлял 10 процентов (Hettne 124). Доступ к другим социальным услугам был столь же неблагоприятным для африканцев. Тем не менее, эта дискриминационная колониальная политика представляла собой объединяющую силу среди африканского населения4.

Хотя немцы открыли в Танзании светские школы в 1890-х годах, британцы, захватившие колонию после Первой мировой войны, оказали большое влияние на развитие ее образования. Британская администрация сделала новый акцент на политических и экономических целях образования. Политика «Образования для адаптации» была введена в 1925 году, целью которой было объединить западные ценности с улучшением потребностей танзанийцев.

Правительство считало образование ключом к политическому и социально-экономическому развитию и расширило его возможности. Тем не менее, африканское образование в основном обеспечивалось миссионерами в деревенских школах или школах кустарников, которые к 1931 году все еще составляли примерно 82 процента от общего числа учащихся в начальной школе. После Второй мировой войны больший упор был сделан на политику «Образования для модернизации». Эта политика была направлена ​​на развитие посленачального образования, чтобы предоставить знания и навыки для политического и экономического развития.

Следовательно, существовала двойная система: «Образование для адаптации» для африканских масс и «Образование для модернизации» для азиатов, европейцев и некоторых избранных африканцев. Учебная программа и стоимость двух систем существенно различались. В африканских школах начальное образование преподавалось на суахили, а учебная программа основывалась на профессиональном сельскохозяйственном образовании (Мазруи 12).

Напротив, в европейских и азиатских школах преподавание велось на английском языке, а чисто академическая учебная программа готовила детей к посленачальному образованию. Удельные затраты в европейских школах были в пять раз выше, чем в азиатских школах, и более чем в 50 раз — в африканских школах. Хотя размер африканской системы был большим по сравнению с европейской и азиатской системами, очень немногие африканцы имели доступ к среднему образованию. Таким образом, это серьезно ограничивало их доступ к официальной занятости, где языком управления был английский и для которой они не были должным образом подготовлены.

Сходства состояния образования

По словам Моултона, колониальный режим в двух африканских странах сосредоточил свое внимание на образовании коренных жителей Африки. Гражданам этих двух стран не разрешалось приобретать обширные знания в обществе (8). До колониального режима образование среди африканцев было направлено на то, чтобы дать человеку знания о том, как справляться с семейными обязанностями. Обучение осуществлялось на протяжении всей жизни человека.

При передаче знаний человеку строго соблюдались этапы, и это было в основном практичным. Процессом управляли старейшины общины, и все члены общества должны были усвоить принципы и правила, изложенные в их учениях. В отличие от нынешней системы образования, традиционная система образования не носила дискриминационного характера. Учитель проводил формальные занятия, где по вечерам место проведения было у камина. Старшие члены семьи рассказывали младшим о важности своих традиционных верований и обычаев.

Однако после исследования и колонизации Африки в девятнадцатом веке система образования существенно изменилась. Первое учреждение заключалось в том, что иностранные миссии – исламские или христианские – с интересами в Африке, были пионерами и доминировали в образовательном секторе в течение многих лет. Основы европейского образования в Африке были заложены главным образом миссионерами XIX века из Великобритании, Франции, а затем и Америки. Эту новаторскую работу в сфере образования следует оценивать в контексте раннего признания миссией высочайшей важности образования для успешного выполнения своих евангелизирующих задач.

Статус системы образования в Танзании связан с ее историческим прошлым. Традиционное образование, предоставляемое старейшинами, церковью или мечетью, предшествовало созданию формального образования. Христианские миссионеры, чьи цели были достигнуты путем обучения местного населения чтению Библии, первыми ввели формальное школьное образование. Светские школы были открыты в конце девятнадцатого века. В то время как система образования в Танзании развивалась на основе колониального наследия, Южная Африка развивала свою систему по европейскому образцу, отчасти для облегчения связи с внешним миром.

В каждой из стран формальное образование изначально было доступно только для мальчиков. Хотя были созданы школы для девочек, в дальнейшем количество мест для девочек постоянно отставало от мест для мальчиков. Например, в Южной Африке в середине девятнадцатого века обучалось менее 10 процентов населения школьного возраста, и только около 25 процентов из них составляли женщины. В Танзании из-за британской политики обучения с целью адаптации школы были более распространены, и местные власти имели некоторый контроль над предоставлением образования. Однако к 1960 году только 25 процентов населения школьного возраста посещали школу, из которых около трети составляли женщины (Моултон 86).

Кроме того, текущая политика обеих стран направлена ​​на улучшение образования для всех своих граждан. За последние десятилетия число начальных и средних школ резко возросло. В сельских районах созданы образовательные учреждения с целью просвещения общества о важности образования, особенно в развивающейся стране. Образование девочек получило поддержку благодаря тому, что правительства двух стран установили строгие законы для лиц, причастных к дискриминации. В настоящее время Южная Африка входит в число стран с самым высоким процентом девочек, посещающих школу5.

После достижения независимости Южной Африкой и Танзанией эти страны добились прогресса в африканском образовании за счет содействия высшему образованию. До обретения независимости в обеих странах не было собственных университетов. Они не были нужны людям, которым предстояло занимать должности с низким статусом. После обретения независимости в Южной Африке были построены различные университеты, в том числе Кейптаунский университет — лучший университет в Африке, Университет Форт-Хэйр и другие.

В то время как в Танзании после обретения независимости было создано множество престижных университетов. Некоторые из них включают Университет Арди, основанный в начале 2007 года, Университет Мзумбе, Университет Маунт-Меру и другие. Вскоре после открытия этих высших учебных заведений последствия политики структурной перестройки экономики начали ощущаться и в секторе образования. Эти меры ударили по всей системе образования, от начальной до университетской. Достижения, достигнутые после обретения независимости, были сведены на нет.

Заключение

Приручение современности и диверсификация культурного содержания Африки не будут полностью достигнуты до тех пор, пока сама Африка не сможет влиять на западную цивилизацию. В Южной Африке было два колониальных администратора, английский и голландский, а Танзанию колонизировали британцы. В обеих странах система образования была в основном ориентирована на базовое образование. Колониальный режим хотел предоставить африканцам базовые знания, чтобы они могли эффективно общаться, когда им поручают работу по дому.

В настоящее время система образования существенно изменилась, акцент сделан на экономическом развитии региона. Южная Африка создала престижный университет, конкурирующий с академическими кадрами высшего уровня. Танзания, с другой стороны, располагает широким спектром университетов. Большинство африканских стран заявили о своей независимости и не полагаются на западные страны в финансировании своей экономики.

Африканские страны должны сосредоточиться на развитии системы образования, чтобы быть конкурентоспособными. Страны богаты ресурсами, как рабочей силой, так и техническими, и правительству следует разработать стратегию эффективной политики, которая будет использовать эти ресурсы. Южная Африка зависит от своих местных ресурсов, и это помогло ей достичь своей долгосрочной цели – стать пристанищем знаний.

Цитируемые работы

Брок-Утне, Биргит. Образование для всех – на чьем языке? Fornecedor: Garland Publishing, 2009. Печать.

Хеттне, Бьёрн. Теория развития и три мира: на пути и международная политическая экономия развития. Харлоу: Longman Scientific & Technical, 1995. Печать.

Хиггс, Филип. Африканские голоса в образовании. Западный Кейп: Juta and Company Ltd, 2000 г.

Мазруи, Али. Африканский университет как транснациональная корпорация: сравнительные проблемы проникновения и зависимости. Лондон: Институт исследований развития Университета Сассекса, 1975. Печать.

Моултон, Жанна. Реформы образования в странах Африки к югу от Сахары: утрата парадигмы? Вестпорт: Издательская группа Greenwood, 2002. Печать.

Сноски

  1. Моултон, Жанна. Реформы образования в странах Африки к югу от Сахары: утрата парадигмы? (Вестпорт: Издательская группа Greenwood, 2002), 23.
  2. Хиггс, Филип. Африканские голоса в образовании. (Западный Кейп: Juta and Company Ltd, 2000), 32.
  3. Брок-Утне, Биргит. Образование для всех – на чьем языке? (Fornecedor: Garland Publishing, 2009), 18.
  4. Хеттне, Бьорн. Теория развития и три мира: на пути и международная политическая экономия развития. (Харлоу: Longman Scientific & Technical, 1995), 25.
  5. Мазруи, Али. Африканский университет как транснациональная корпорация: сравнительные проблемы проникновения и зависимости. (Лондон: Институт исследований развития Университета Сассекса, 1975), 25.
Прокрутить вверх