Социальный контроль при расстройствах пищевого поведения

Потребность в пище – базовая потребность, направленная на поддержание гомеостаза и получение энергии и питательных веществ, необходимых для жизни. Однако пищевое поведение большинства людей определяется не только потребностями их организма, но и социокультурными стереотипами, воспитанием, способами реагирования на внешние обстоятельства, влиянием средств массовой информации. Эти факторы нередко провоцируют возникновение двух патологических состояний — ожирения и анорексии, распространение которых заставляет многих специалистов задуматься над вопросом социального контроля пищевого поведения. Методы социального контроля ожирения и снижения веса существуют в настоящее время в негативных формах; они включают ограничения образа жизни, вызывают психические проблемы и рецидивы и не способствуют изменению ситуации.

Изменение образа жизни, являющееся одним из традиционных способов лечения проблем с весом, не приводит к долгосрочным результатам. Этот метод более чем в половине случаев не улучшает ситуацию и приводит к рецидиву (Meule 253). Контролировать повседневные привычки и повышать уровень физической активности не только рекомендуют диетологи и диетологи на частных консультациях, но и становятся частью массовой пропаганды. Однако эффект последнего часто бывает негативным и даже непредсказуемым. Кэролайн Кнапп приводит многочисленные примеры того, как социальные условия заставляют людей чувствовать себя некомфортно при употреблении высококалорийной пищи (21). Принципы ограничения в питании провоцируют чувство вины за расстройство пищевого поведения. Те, у кого были проблемы с похудением, став жертвами социального контроля, впоследствии могут страдать анорексией.

Стремясь соответствовать социальным стандартам здорового питания, люди, страдающие ожирением, стараются ограничить потребление пищи, но то же самое делают и люди, у которых нет проблем с весом, и те, кому необходимо набрать массу. При заказе в кафе даже здоровому человеку будет неприемлемо заказывать более калорийную еду, чем окружающие его люди (Кнапп 24). В магазине покупатель будет чрезмерно озабочен тем, насколько то, что он покупает, соответствует нормам калорийности. В компании друзей тот, кто хочет поесть, чувствует себя некомфортно, если другие люди не голодны (Кнапп 30). Таким образом, социальный контроль, борясь с расстройствами потребления, провоцирует еще более неадекватное поведение.

Любые внешние ограничения, налагаемые обществом на людей, вызывают парадоксальное противоположное действие. Пропаганда активного сжигания калорий или запрета жирной пищи неизбежно приведет к рецидиву, а суицидальный набор веса также приведет к дальнейшему сокращению рациона. По аргументам Кнаппа, это происходит потому, что социальный контроль не принимает во внимание психологический аспект таких заболеваний (21). Если рассматривать ожирение и анорексию как вредные привычки, то одним из наиболее неэффективных средств является навязывание пациенту требований и ограничений (Ортиз 60). Некоторые психологи утверждают, что, борясь с компульсивным перееданием или тягой к снижению веса, людям следует позволить стать жертвами этих состояний (Meule 252). Им приходится пережить негативные последствия своего здоровья и психического состояния, в том числе упомянутые в очерке Проза (7). Такая стратегия создала бы у людей желание взять на себя личную ответственность за собственное здоровье и встать на осознанный путь к выздоровлению, не зависящий от внешних факторов.

Более того, социальный контроль во всех его формах не способен учитывать личностные особенности. Часто расстройства пищевого поведения скрывают психологическую травму, которую необходимо лечить (Диксон 47). Осуждение и порицание могут только ухудшить состояние человека и спровоцировать появление других комплексов и зависимостей. Лечение ожирения и анорексии всегда основано на принципе индивидуализма и не допускает создания универсальных рекомендаций и норм.

Важно помнить, что расстройства пищевого поведения – это, прежде всего, личная проблема, накладывающая множество ограничений на жизнь. Поэтому общество должно не создавать дополнительных ограничений, а способствовать облегчению положения таких людей (Ортис 48). Популяризация должна перейти от наложения дополнительных ограничений на людей к расширению культурных границ, показывая, что общество понимает и принимает социальные, бытовые и психологические трудности, связанные с неадекватным весом.

Людям, страдающим тяжелым ожирением или анорексией, трудно найти работу, они испытывают дискриминационные ограничения по продвижению по службе и неудобства в повседневной жизни. Возникают ограничения в движении, выборе одежды, дискомфорт при проведении адекватных гигиенических мероприятий, часто наблюдаются сексуальные расстройства (Диксон 11). Франсин Проуз использует эту идею как аргумент в пользу необходимости социального контроля, добавляя, что он поможет послушным людям (9). В любом случае в данной ситуации уместнее говорить об изменении существующих социальных стандартов. Например, если у людей с ожирением есть обширный выбор одежды больших размеров, то анорексичкам часто приходится ходить в детские отделы, чтобы найти себе одежду. Пересмотр необходим и в сфере общественного питания, поскольку стандарты нужны не только для больших порций, но и для меньших порций. Размеры мест в самолетах являются большой проблемой для людей с ожирением, так как им приходится покупать еще один билет (Проза 8). В любом случае введение социального контроля не избавит от этого неудобства тех, кто уже много лет борется с лишним весом.

Таким образом, социальный контроль, выражающийся в наборе пищевых ограничений и требований к образу жизни людей, не может считаться однозначно эффективным. Такой подход не учитывает психологическую природу заболевания и способствует формированию стереотипов, комплексов, избеганию личной ответственности. Для решения проблемы, ставшей в последние годы глобальной, нужен не контроль, а понимание и толерантность, которые позволят людям достичь желаемой осведомленности о питании и образе жизни.

Цитируемые работы

Диксон, Джен. Бреннан: Анорексия, ОКР и я. Джей Ди Ассошиэйтс, 2022.

Кнапп, Кэролайн. «Добавь торт, убавь самооценку». Аппетит: чего хотят женщины, Counterpoint, 2011, стр. 22–54.

Меуле, Адриан. «Психология тяги к еде: роль пищевой депривации». Текущие отчеты о питании, том. 9, нет. 3, 2020, стр. 251–57.

Ортис, Рейван Геованни Хенаро. Привычки пищевого поведения. Академическое издательство LAP LAMBERT, 2022.

Проза, Франсин. «Плата за грех». Чревоугодие: семь смертных грехов, Oxford University Press, 2003, стр. 7–15.