Введение
Критикуемая древними философами ложь стала неотъемлемой чертой современного общества. Эпизод из «Шоу Энди Гриффита» о мистере МакБиви демонстрирует сложность современной концепции лжи и обмана, которая требует учитывать не только мотивы личности лгать, но и осознание обманчивости слов и достигнутых результатов.
Классические и современные определения лжи и связанных с ней аспектов.
Хотя исторически понятие лжи приобретает негативный оттенок, для пересмотра классического определения этого понятия необходимо учитывать лежащие в его основе мотивы и последствия лжи. Древний философ Августин утверждает, что всякая ложь неправильна, не делая различий между различными причинами, которые могут заставить людей искажать реальность. «Ложная речь является свидетельством попытки владеть и контролировать то, что нам не принадлежит. Когда мы лжем, мы совершаем «своего рода предательство»» (Мейлендер 56).
Подчеркивая, что одна ложь повлечет за собой множество последующих лжи, Августин пренебрегает контекстом и особенностями каждого отдельного случая обмана. Библейское определение лжи также отрицательно. Одно из мудрых высказываний Соломона гласит, что «лживые уста губят душу» (Книга общей молитвы и Священная Библия, красная 44).
Таким образом, традиционные определения понятия обмана не только не доходили до истоков социального явления обмана, но и сулили негативные последствия любых случаев лжи для духовного и физического существования личности. «Лживые уста скрывают ненависть» (Книга общей молитвы и Священная Библия Красная 624).
Однако, учитывая сложность понятия лжи, современные теоретики включают в определение феномена параметры интенциональности и личных целей. «Человек S обманывает другого человека S1 тогда и только тогда, когда S намеренно заставляет S1 поверить в X, где X является ложным, а S знает или считает, что X является ложным» (Карсон 48). Таким образом, расширяя библейскую концепцию лжи, можно утверждать, что осознание человеком ложности определенного сообщения имеет решающее значение для того, чтобы считать это действие ложью.
Примеры лжи и правды из Шоу Энди Гриффита
Случаи более или менее невинной лжи используются для создания комического эффекта в американском ситкоме «Шоу Энди Гриффита», вышедшем на канале CBS в период с 1960 по 1968 год. В эпизоде, в котором Энди просит сына не заходить на кухню с воображаемым Лошадь, они оба осознают тот факт, что лошадь — это лишь часть игры мальчика. Более того, Энди точно знает, что Опи не верит в существование лошади.
Таким образом, данную выборку нельзя признать ложной, поскольку в ней отсутствует корыстный мотив обмана собеседника и не достигается конечный эффект введения в заблуждение. Однако проделывание того же трюка с Барни можно расценить как ложь, поскольку присутствует не только мотив обмана человека, но и конечный эффект введения его в заблуждение. Удачное сочетание компонентов этоса, пафоса и логоса предопределило успех лживого рисунка.
Что касается элемента этоса, именно молчаливая поддержка Энди заставила Барни поверить Опи, потому что он сначала сомневался в достоверности слов мальчика. Элемент пафоса подразумевает воздействие на чувства Барни, потому что он впечатлен и начинает обсуждать ответственность за наличие такого большого животного. Что касается логосного элемента высказывания, то наличие лошади хоть и звучит странно, но за пределы реальности оно не выходит.
Хотя никакого корыстного мотива в обмане Барни не было, эта, казалось бы, невинная ложь задумана как шутка, и Опи как оратор успешно достигает этой первоначальной цели, производя комический эффект. «Ложью иногда занимаются ради самой лжи, без инструментального мотива» (Карсон 42).
Однако эта уловка негативно влияет на репутацию Опи и достоверность его будущих слов. Когда в следующей сцене мальчик рассказывает о своем новом друге мистере Макбиви, ему никто не верит. Таким образом, моральные послания этого эпизода подразумевают, что ложь отрицательно влияет на авторитет человека как оратора, разрушая этосный элемент его последующих слов.
Переосмысленная концепция лжи
Пересматривая классическое определение понятия лжи, необходимо учитывать аспекты контекста, преднамеренности и последующих последствий, чтобы считать определенное действие ложью. Анализируя два примера утверждений Опи о том, что в его саду живет лошадь Блэки и что он встретил мистера Макбиви в лесу, можно констатировать, что элемент логоса сохраняется в них обоих. Таким образом, слушатели могли поверить обоим этим высказываниям.
Основное отличие заключается в элементе этоса, поскольку взрослые не воспринимают слова Опи всерьез. В первом случае с лошадью лживую игру мальчика поддерживал его отец, а во втором случае его отец сам предполагает, что мистер МакБиви — это невидимый воображаемый человек. «Дети вскоре обнаруживают преимущества лжи по той же причине, что и взрослые – чтобы произвести впечатление на других, избежать наказания или неодобрения или уйти от того, чего они не хотят делать» (Скотт 149).
И все же рассматриваемый эпизод содержит интересный пример того, как не путать ложь и правду. Особую привлекательность этому эпизоду придает просмотр игры во лжи глазами ребенка, демонстрирующий, что дети могут быть гораздо искренними и более успешными в обнаружении лжи, чем взрослые со всем их жизненным опытом.
Заключение
Эпизод из «Шоу Энди Гриффита», являющийся примером лжи ради лжи и трудностей с различением лжи и правды, демонстрирует сложность концепции лжи.
Цитируемые работы
Карсон, Томас. Ложь и обман: теория и практика. Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета, 2010. Печать.
Мейлендер, Гилберт. Путь, который ведет туда: размышления Августина о христианской жизни. Кембридж: Eerdmans Publishing Co, 2006. Печать.
Скотт, Джини Грэм. Игра в ложь: обнаружение лжи и лжецов и борьба с ними, от случайных выдумщиков до частых выдумщиков. Санта-Барбара: Издательская группа Greenwood, 2010. Печать.
Соренсен: Ложь — это просто утверждение того, во что человек не верит (36). Книга общей молитвы и Библия Красная. Церковное издательство, 2007. Печать. Новая пересмотренная стандартная версия.