Введение

Рационально-эмоционально-поведенческая терапия (РЭПТ) была основана в 1955 году личностно-ориентированным терапевтом Альбертом Эллисом. Это была новаторская когнитивно-поведенческая система психотерапии, основанная как на когнитивном, так и на философском подходах. Основная идея РЭПТ заключается в том, что люди страдают от саморазрушительных эмоций и чувств из-за своих собственных иррациональных и дисфункциональных убеждений, а не из-за внешних факторов (Эллис, 2021). РЭПТ стремится заменить негативные убеждения позитивными и рациональными моделями мышления, обучая методам, позволяющим избежать саморазрушительного/саботажа мышления (Шахин и др., 2021). РЭПТ использует методы решения проблем, связанные с борьбой с противниками, и методы когнитивной реструктуризации, направленные на замену иррациональных убеждений (Эллис, 2021). Кроме того, копинг используется для управления неблагоприятными последствиями реальных эмоциональных моделей пациентов (Эллис, 2021). РЭПТ помогает бороться с психическими заболеваниями, включая тревогу, депрессию, фобии, аддиктивное поведение, злоупотребление психоактивными веществами, агрессию, прокрастинацию, нарушения сна и расстройства пищевого поведения.

Основные принципы РЭПТ можно проиллюстрировать с помощью теории ABC Эллиса. Согласно этой модели, люди обычно имеют цели, например, прожить хорошую и счастливую жизнь, и стремятся достичь их с помощью доступных средств. Однако есть некоторые противники (А), которые мешают этим целям. Эти препятствия создают у людей последствия (C) или эмоции и чувства, которые могут либо помочь, либо помешать им достичь своих целей (Эллис, 2021). Индивиды обычно конструируют эти последствия (С) сами, выбирая либо рациональные и полезные, либо иррациональные и дисфункциональные убеждения (Б). Хотя противники (А) несут ответственность за создание эмоциональных и поведенческих последствий людей (С), противники (А) не являются единственной причиной возникновения таких последствий (С). Другими словами, люди выбирают, как реагировать на противников (А) с помощью рациональных и иррациональных убеждений (Б). Выбранные убеждения (B) вместе с противниками (A) создают либо пагубные/тревожные, либо положительные эмоции, называемые последствиями (C) (Эллис, 2021). Таким образом, РЭПТ подразумевает, что внутренние реакции и эмоции людей в основном зависят от их выбора, а не от внешних факторов.

Сильные стороны РЭПТ

Во-первых, РЭПТ оказался чрезвычайно эффективным при лечении генерализованного тревожного расстройства (ГТР). Шенк и др. (2020) опросили 40 студентов-медиков первого курса с диагнозом ГТР. Студенты приняли участие в восьми сеансах РЭПТ, и исследователи проверили их уровень тревоги и иррациональных убеждений до и после вмешательств, основанных на РЭПТ. Они обнаружили, что уровни тревоги были намного ниже в период после вмешательства по сравнению с периодом до вмешательства, а это означает, что РЭПТ был эффективен при лечении ГТР (Schenk et al., 2020). Уровень иррациональных убеждений также был значительно ниже в период после вмешательства, чем до сеансов терапии.

Вторая сильная сторона REBT – это ее способность улучшать психическое благополучие клиентов в плане профессиональных усилий и удовлетворенности своей работой. Эту силу иллюстрирует исследование, проведенное Кимом и Юном (2018). Их исследование показало, что вмешательство REBT эффективно снижает стресс на работе и уровень выгорания, а также повышает удовлетворенность работой и организационную приверженность. Более того, у людей, принимавших участие в сеансах РЭПТ, наблюдалось снижение уровня намерений текучести кадров (Kim & Yoon, 2018). В исследовании приняли участие 47 медсестер из двух больниц; 23 из них посещали занятия РЭПТ восемь раз в неделю, тогда как остальные 24 представляли контрольную группу. Исследователи собрали показатели их стресса, выгорания, удовлетворенности работой и уровня организационной приверженности до и после сессий. Согласно результатам, группа вмешательства из 23 человек продемонстрировала значительные улучшения по всем четырем аспектам (Kim & Yoon, 2018). Таким образом, авторы пришли к выводу, что РЭПТ является эффективным типом терапевтического вмешательства, позволяющим снизить уровень стресса на работе, выгорания и намерений текучести кадров, а также повысить уровень организационной приверженности и удовлетворенности работой.

Третье преимущество РЭПТ заключается в том, что оно может помочь снизить уровень родительского стресса в семьях с детьми, страдающими аутизмом. Исследование Эде и др. (2020) утверждает, что семьи, которые участвовали в рационально-эмоциональной терапии семейного здоровья, лучше справлялись с уровнем родительского стресса после сеансов терапии. Четвертая сила РЭПТ заключается в том, что он помогает усилить позитивное мышление, помимо уменьшения влияния дисфункциональных моделей мышления. В исследовании, проведенном на школьниках с депрессией и тревогой, было установлено, что подростки, проходившие сеансы РЭПТ, достигли снижения уровня депрессии и тревоги, а также более высокого уровня самооценки и надежды (Sælid & Nordahl, 2017). Более того, было обнаружено, что эффект РЭПТ сохраняется в течение более длительного периода по сравнению с другими типами терапевтических вмешательств.

Также сообщается, что REBT улучшает спортивные результаты, что является его пятой сильной стороной. По данным Вуда и др. (2017), после вмешательства на основе РЭПТ спортсмены продемонстрировали «снижение иррациональных убеждений… в сочетании со снижением систолического артериального давления, что свидетельствует об адаптивной физиологической реакции» (Wood et al., 2017, стр. 329). Другие положительные эффекты включали улучшение спортивных результатов во время соревнований-симуляторов и снижение уровня целей по предотвращению результатов (Wood et al., 2017). Более того, результаты показали повышение самосознания, эмоционального контроля и концентрации во время соревнований.

Наконец, РЭПТ также может помочь снизить уровень депрессии среди детей с ограниченными возможностями обучения. Угву и др. (2022) провели исследование нигерийских детей с трудностями в обучении и симптомами депрессивного расстройства. Согласно их исследованию, РЭПТ оказался очень эффективным, помогая участвующим детям справиться с симптомами депрессии (Ugwu et al., 2022). Это исследование предполагает, что дети с ранее существовавшими трудностями в обучении имеют возможность избежать депрессии благодаря РЭПТ.

Слабые стороны РЭПТ

Несмотря на большое количество исследований, подтверждающих эффективность РЭПТ, этот вид терапии имеет и свои недостатки. Его первым недостатком является то, что РЭПТ оказывается относительно неэффективным при тяжелых психических расстройствах и нарушениях развития, таких как шизофрения, расстройства личности и синдром Аспергера (Frolli et al., 2020). Согласно исследованию Кори (2016), РЭПТ не помогает пациентам с шизофренией и расстройствами личности. Методы РЭПТ в основном касаются убеждений клиента и реакции на внешние раздражители, тогда как шизофрения включает в себя реальные психические проблемы, не связанные с восприятием внешних противников (Corey, 2016). РЭПТ не превосходит стандартное психообразование в снижении тяжести симптомов шизофрении (Onyemaechi et al., 2019). Во-вторых, как подтип КПТ, РЭПТ обычно игнорирует прошлое пациента и имеет дело в основном с его настоящими эмоциями (Lina & Valencia, 2021). Однако, по мнению Кори (2016), прошлый опыт, например, детская травма, представляет собой важную часть психологического лечения и должен быть принят во внимание.

Что касается третьего недостатка, то в РЭПТ роли пациентов и терапевтов во время сеансов также могут вызывать некоторые проблемы. РЭПТ может стать для клиентов непростым испытанием, поскольку терапевт обычно занимает позицию решительного и конфронтационного лидера. Практикующим специалистам следует тщательно учитывать пределы своей силы и убеждения, чтобы не навязывать свою философию, а также поддерживать клиентов в преодолении иррационального мышления (Corey, 2016; Erganila & Suwarjo, 2021). Четвертым ограничением практики РЭПТ может быть ее влияние на детей и умственно отсталых людей. Психологи, которые стремятся применить РЭПТ к этим группам людей, могут осознать, что этим клиентам сложно работать с абстрактными идеями, такими как убеждения, из-за их возраста и стадии развития мозга. Хотя при работе с этими людьми можно использовать РЭПТ, эффективность РЭПТ значительно снижается. Другими словами, РЭПТ не может гарантировать положительные результаты у пациентов, которые нуждаются в физическом вмешательстве или не могут полностью участвовать в сеансах из-за своих когнитивных способностей.

Пятый недостаток РЭПТ заключается в том, что некоторые пациенты могут подорвать роль домашнего задания, которое является неотъемлемой частью метода. Во время сеансов РЭПТ обычно подчеркивается, что внутренних изменений недостаточно, если они не применяются на практике и не закрепляются снова в реальности (Rezaeisharif et al., 2021; Yöntem & Özer, 2018). Однако некоторые пациенты игнорируют домашние задания, что может негативно сказаться на общем результате после сеансов РЭПТ. Наконец, РЭПТ — это не метод обучения, проводимый за один раз, и требует от пациентов каких-то взаимных усилий и намерения измениться. В тех случаях, когда пациенты не желают ничего в себе менять, РЭПТ не может показать каких-либо улучшений уровня рациональных убеждений.

Заключение

На мой взгляд, РЭПТ — это мощный и эффективный тип КПТ, обоснованность которого подтверждается подавляющим большинством исследований, проведенных в области психотерапии. Несмотря на определенные недостатки, упомянутые выше, была доказана общая жизнеспособность РЭПТ в облегчении широко распространенных психических проблем, таких как депрессия, тревога, стресс, нарушения сна и другие проблемы. Более того, тот факт, что пациенты могут проводить терапию без какого-либо профессионального вмешательства, также побуждает меня поддержать РЭПТ. Когда пациенты не могут посещать практикующих РЭПТ, они могут использовать дополнительные материалы и психообразовательные подходы, чтобы помочь себе в трудных ситуациях. Таким образом, пациенты могут работать над своим психическим здоровьем и практиковать самопомощь без какой-либо внешней помощи. Учитывая долгосрочные результаты РЭПТ и его положительные последствия для психического состояния пациентов, я могу заключить, что РЭПТ может широко практиковаться психотерапевтами и оказывать поддержку пациентам в преодолении их психических расстройств.

Рекомендации

Кори, Дж. (2016). Теория и практика консультирования и психотерапии (10-е изд.). Cengage Обучение.

Эде, М.О., Аньянву, Дж.И., Онуигбо, Л.Н., Ифелунни, Колорадо, Алаби-Опараоча, ФК, Океньи, Э.К., Агу, М.А., Угвуаньи, Л.Т., Угвуаньи, К., Эсеади, К., Уоке, Н.Н., Нвезе, Т. и Виктор-Эгбодион В. (2020). Рациональная эмоциональная терапия семейного здоровья для снижения родительского стресса в семьях детей с расстройствами аутистического спектра: групповое рандомизированное контрольное исследование. Журнал рационально-эмоциональной и когнитивно-поведенческой терапии, 38, 243-271. Веб.

Эллис, диджей (2021). Рационально-эмоционально-поведенческая терапия. В А. Венселе (ред.), «Справочник по когнитивно-поведенческой терапии: обзор и подходы» (стр. 445–463). Американская психологическая ассоциация. Веб.

Эрганила Т. и Суварджо С. (2021). Анализ индивидуального консультирования с использованием рациональной эмоциональной терапии, проведенной со студентом с низкой уверенностью в себе. КнЭ Социальные науки, 303-313. Веб.

Фролли А., Риччи MC, Торторелли Ф.А., Кавалларо А., Валенцано Л., Рега А., Оперто ФФ и Корриветти Г. (2020). Эмоциональное воспитание при шизофрении с ранним началом и синдроме Аспергера. Поведенческие науки, 10 (9), 1-13.

Ким Х. и Юн С. (2018). Влияние групповой рационально-эмоционально-поведенческой терапии на стресс на работе, выгорание медсестер, удовлетворенность работой, организационную приверженность и намерение текучести кадров. Журнал Корейской академии медсестер, 48(4), 432-442. Веб.

Лина, М.В., и Валенсия, КМ (2021). Когнитивно-поведенческая терапия: общие аспекты и особенности техники. Журнал психологии и психотерапии, 11 (5), 1-7. Веб.

Оньемаечи К., Агу Р., Эзеокана ДЖО и Уменвеке О. (2019). Сравнительное влияние рациональной эмоционально-поведенческой терапии и психообразования на психиатрические симптомы у пациентов с шизофренией. Зик Журнал междисциплинарных исследований, 2 (1), 78-87. Веб.

Резаишариф А., Карими А. и Наим М. (2021). Эффективность подхода когнитивной реструктуризации в отношении иррациональных убеждений и безнадежности у людей с расстройствами, вызванными злоупотреблением психоактивными веществами: рандомизированное контролируемое исследование. Аддиктивные расстройства и их лечение, 20 (4), 326–335. Веб.

Салид, Джорджия, и Нордаль, Х.М. (2017). Рационально-эмоционально-поведенческая терапия в средних школах для обучения психическому здоровью и расширения возможностей здоровья молодежи. Рандомизированное контролируемое исследование краткосрочного вмешательства. Когнитивно-поведенческая терапия, 46(3), 196-210. Веб.

Шахин Э., Гулеч Кескин С. и Терзи М. (2021). Эффект программы психообразования, основанной на рациональном эмоционально-поведенческом подходе, у лиц с диагнозом рассеянный склероз: рандомизированное контролируемое исследование. Перспективы психиатрической помощи, 1-7. Веб.

Шенк А., Попа Колорадо, Олах П., Сучу Н. и Кожокару К. (2020). Эффективность вмешательства рационально-эмоционально-поведенческой терапии при генерализованном тревожном расстройстве. Acta Marisiensis – Seria Medica, 66 (4), 148–151. Веб.

Угву, GC, Угвуаньи, CS, Океке, CI, Узондинма, UE, и Анеке, АО (2022). Эффективность рациональной эмоционально-поведенческой терапии при депрессии у детей с ограниченными возможностями обучения: значение для оценки преподавания естественных наук. Журнал рационально-эмоциональной и когнитивно-поведенческой терапии, 40, 313–333. Веб.

Вуд, А.Г., Баркер, Дж.Б., Тернер, М.Дж., и Шеффилд, Д. (2017). Изучение влияния рациональной эмоционально-поведенческой терапии на результаты выступлений элитных паралимпийских спортсменов. Скандинавский журнал медицины и науки в спорте, 28 (1), 329–339.

Йонтем, МК, и Озер, О. (2018). Влияние адаптационного обучения, основанного на рационально-эмоционально-поведенческой терапии, на адаптацию к университету. Международный журнал высшего образования, 7 (4), 90–98. Веб.