Введение
Республика Индия — светская, демократическая страна с множеством различных религий, включая индуизм, ислам, христианство, сикхизм, буддизм и джайнизм, а также другие вероисповедания меньшинств. Индуизм остается крупнейшей религией в стране, при этом индуистская идентификация и способность говорить на хинди ассоциируются с «быть настоящим индийцем» (Коричи и Эванс, пункт 5). Разнообразие религий в штате привело к нескольким спорам между различными религиозными группами, в первую очередь к конфликтам между хинди-сикхами и индуистами-мусульманами. Обе стороны конфликта могут совершать агрессивные действия и поощрять насилие против своих противников. Этот анализ посвящен комментариям индуистских активистов, выступающих за насилие против мусульман и сикхов-индийцев, которые содержатся в пятой главе «Меч сикхизма» книги Марка Юргенсмейера «Террор в сознании Бога».
Меч сикхизма
Конфликты между сикхами, мусульманами и индуистами в Индии являются одними из самых жестоких в истории страны. До деколонизации Индии и Пакистана в 1947 году британский штат Пенджаб располагался на территории современных Индии и Пакистана (Джеффри и Холл, 998). Во время деколонизации и образования государства Восточный Пенджаб многие сикхи и мусульмане были убиты или экспроприированы (Джеффри и Холл, 998). В 1966 году носители Пенджаба, среди которых сикхи составляли большинство, успешно провели кампанию за разделение штата Пенджаб на меньший Пенджаб, в котором доминируют сикхи, и два индуистских штата, Харьяну и Химачал-Прадеш (Джеффри и Холл 998). Однако конфликт между индусами и сикхами не утих. Более того, рост индуистского национализма привел к тому, что как сикхские, так и мусульманские общины стали стремиться к отделению и независимости от страны (Juergensmeyer 90). При участии полиции мирные протесты мусульман в Индии переросли в жестокие нападения с потерями с обеих сторон (Juergensmeyer 90). Аналогичным образом, сикхско-индуистский конфликт приводит к огромным потерям, которые несут обе общины.
Комментарий Анализ
Дискурс
Дискурс можно определить как любое общение с определенной целью. Линкольн утверждает, что дискурс становится религиозным благодаря своим «притязаниям на авторитет и истину» (5). Объяснение сикхско-индуистских и мусульманско-хинди конфликтов, представленное в «Мече сикхизма», рассматривает насилие и агрессию по отношению к мусульманам и индейцам-сикхам как религиозный долг. В частности, оно представлено как праведный ответ оппонентам, которые рассматривают людей других вероисповеданий как врагов, считают секуляризм нечестивой практикой и оправдывают насилие для защиты своих убеждений (Juergensmeyer 95). Представление насилия против сикхов и мусульман как пропорционального ответа общинам, которые якобы инициировали его, сводит к минимуму ответственность и подотчетность индуистов в конфликте. Более того, это сформулировано как священный долг по защите индуистской общины, религии, языка и идентичности и, следовательно, не может быть оспорено. Таким образом, насилие представляется как средство защиты и ответа на необоснованную агрессию по отношению к сообществу и его религиозным правам.
Практики
Индуистские, сикхские и мусульманские общины имеют разные религиозные практики, в том числе этические и ритуальные. Эти практики рассматриваются как шаги, которые помогают создать правильный мир, определенный конкретной религией (Линкольн 6). Таким образом, они воплощают религиозный дискурс в реальность и призывают людей действовать в соответствии с религиозными текстами и проповедями. Например, после убийства премьер-министра Индии Индиры Ганди ее телохранителями-сикхами в ответ на это во время протестов были убиты тысячи индийцев-сикхов (Juergensmeyer 85). Примечательно, что нападения на лидеров сикхов были направлены на их религиозные обычаи, такие как отказ от стрижки волос в честь Бога. Лидерам сикхов, в том числе Симранджиту Сингху Манну, вырвали волосы и бороды (Juergensmeyer 87). Поддерживая эти акты насилия против сикхов, индуистская община продемонстрировала неуважение к практикам сикхов, подразумевающее неполноценность их религии.
Учреждения
Религиозный дискурс и практика модерируются соответствующими институтами, имеющими большое значение в обществе. Например, операция «Голубая звезда», санкционированная премьер-министром Индирой Ганди, привела к тому, что самое святое место поклонения сикхов, Золотой храм, было разрушено в попытке убить лидера сикхских боевиков Джарнаила Сингха Бхиндранвале (Юргенсмейер, 85). Нападение на Золотой Храм и нападения на мусульманские храмы можно рассматривать как нападение на сикхизм и ислам. В индуистских комментариях эти нападения являются оправданной мерой защиты индуистской общины от агрессии сикхов и мусульманских боевиков.
Сообщество
Сообщество играет жизненно важную роль в формировании религиозного дискурса и поддержании его религиозных практик. В разгар конфликта между индуистами, сикхами и мусульманами последние общины состояли из известных групп активистов и военизированных организаций, таких как Силы освобождения Халистана и Фронт освобождения Кашмира (Juergensmeyer 90). Однако нападения партизан на националистические индуистские правительства комментаторы воспринимали как нападения на индийскую идентичность в целом и, следовательно, как нападения на всю страну. В свою очередь, аналогичные нападения были совершены против всех сикхов и мусульман, независимо от их принадлежности к какому-либо военизированному фронту внутри их общин. Например, после убийства Индиры Ганди сикхские мужчины, женщины и дети подверглись нападению и были убиты в качестве возмездия (Juergensmeyer 84). В целом индуистские комментаторы, призывающие к насилию против своих оппонентов, обращались ко всем индуистам как к единому сообществу.
Заключение
Таким образом, после деколонизации и вывода британских войск в Республике Индия произошло несколько религиозных конфликтов, в частности, между индуистским большинством и сикхскими и мусульманскими религиозными меньшинствами. Хотя все стороны этих конфликтов прибегали к насилию, «Меч сикхизма» рассматривает насилие индуистской общины против сикхов и мусульман как необходимый комплекс мер против агрессоров.
Цитируемые работы
Коричи, Маноло и Джонатан Эванс. «Для большинства индуистов Индии религиозная и национальная идентичность тесно связаны». Исследовательский центр Пью, 2021.
Джеффри, Рене и Ян Холл. «Постконфликтное правосудие в разделенных демократиях: антисикхские беспорядки 1984 года в Индии». Ежеквартальный журнал третьего мира, том. 41, нет. 6, 2020, стр. 994-1011.
Юргенсмайер, Марк. Террор в сознании Бога: глобальный рост религиозного насилия. Калифорнийский университет Press, 2000.
Линкольн, Брюс. Святые ужасы: размышления о религии после 11 сентября. Издательство Чикагского университета, 2003.