Долгое время подход к лечению психологических проблем был ориентирован на учет особенностей поведения, эмоций и чувств личности. Однако в середине двадцатого века эта точка зрения стала меняться и больше внимания стало уделяться семейной терапии. Вирджиния Сатир была одним из пионеров этого направления в психотерапии, которое подчеркивает необходимость работы с отношениями между членами семьи с целью устранения причин поведенческих проблем у людей.

Вирджиния Сатир — американский психотерапевт и создательница уникального подхода к семейной терапии. Благодаря этому она известна как «один из пионеров семейной терапии» (Corey & Corey, 2021, стр. 46). Сатир окончила школу социальной работы, после чего работала частным врачом. Во время совместной работы с Психиатрическим институтом Иллинойса она начала активно пропагандировать необходимость отдавать приоритет семейной терапии над индивидуальной терапией. Переехав в Калифорнию, Сатир стал соучредителем Института психических исследований (МРТ) в Пало-Альто. Национальный институт психического здоровья (NIMH) предоставил MRI возможность предложить официальную программу семейного обучения терапии. Эта официальная программа была первой в своем роде и уникальной, и Сатир был назначен директором по обучению.

Психиатр считал, что основой всех психологических проблем и расстройств является семейная ячейка, что и послужило основой для создания подхода Трансформационной Системной Терапии (ТСТ). В рамках этого терапевтического метода лежит коллективная работа членов семьи. Каждый из них должен научиться не только осознавать отдельные чувства, но и понимать, как они влияют на других членов и семью в целом. Сатир считал, что психологические состояния затрагивают сразу всех членов семьи и поэтому нуждаются в семейной терапии.

Семейная системная терапия — это сочетание социальной работы и психиатрии, ориентированное на работу с парами и семьями. Он предполагает, что лучший способ понять человека — это рассмотреть взаимодействие всей семьи. Эта точка зрения подчеркивает, что «симптомы являются выражением дисфункции внутри семьи, а не отдельного человека, и дисфункции часто передаются из поколения в поколение» (Corey & Corey, 2021, стр. 215). Таким образом, индивидуальные поведенческие проблемы являются результатом устоявшихся дисфункциональных моделей взаимоотношений членов семьи. Основная цель семейной терапии — устранить эти шаблоны и построить новую структуру отношений внутри семьи.

Семья рассматривалась как система со своими правилами и взаимодействиями. Сатир признал, что «семейные правила, которые мы изучили, часто имели форму, в которой не было выбора и которые было невозможно реализовать» (Corey & Corey, 2021, стр. 50). Она призвала клиентов заменить иррациональные установки, усвоенные в семье, более гибкими, актуальными и выполнимыми правилами. Данная терапевтическая деятельность основывалась на ее трансформационном подходе и была направлена ​​на устранение возможных семейных конфликтов. По мнению Сатира, правила в семье должны способствовать индивидуализации и общению, что позволяет разным людям гармонично существовать внутри одной семьи. Кроме того, эти трансформации позволяют людям развивать необходимые методы преодоления стресса и адекватно переживать процессы изменений.

Семейная системная терапия использует консультирование и ряд различных терапевтических методов. Структурная терапия и стратегия являются основными из них, поскольку они помогают изучить и реорганизовать модели взаимодействия в семье. Системная терапия помогает трансформировать семейные правила и убеждения, чтобы сделать их более гибкими. Другие методы используются для поддержки прогресса и решения конкретных проблем семьи. Продолжительность терапии, как и во всех подходах семейной терапии, невелика, поскольку участники стремятся решить наиболее насущные проблемы взаимодействия и поведения. Практиков семейной системной терапии больше интересуют взаимоотношения внутри семьи, а не индивидуальные психологические особенности ее членов. Цель семейной терапии — научить членов справляться с различными стрессами и конфликтами, изменив их восприятие индивидуальной реакции.

Ссылка

Кори, М.С., и Кори, Г. (2021). Стать помощником (8-е изд.). Cengage Обучение.