«Похищение локона» — пародийно-героическая поэма Александра Поупа, написанная в 1717 году.

В ней автор описывает жизнь аристократов Лондона XVIII века. В то же время стихотворение можно рассматривать как мощную социальную сатиру, призванную отразить все слабости и отрицательные черты этого общества, такие как пустота, поверхностность, лень, зависть и тщеславие. Статья посвящена поэтическим приемам автора, используемым для высмеивания собственного общества.

В целом Поуп описывает женщин и мужчин как поверхностных и слабых людей, интересующихся материалистической, сладострастной и ищущей удовольствия жизнью, глупыми эмоциями и тривиальными вещами. Общение между дамами и господами сосредоточено вокруг сексуальных скандалов и танцевальных вечеринок (Пушнер и др.). Они не занимаются осмысленной деятельностью и тратят время на переодевания, зависть, маскарады, балы, кофепитие, пошлые шутки, карточные игры, флирт, дешевую поэзию, интриги и мирские удовольствия. Они участвуют в многочисленных половых отношениях, но не женятся. В стихотворении Барон видит волосы Белинды и одержим идеей отрезать прядь:

Он видел, он желал и стремился к награде. Решив победить, он обдумывает путь, Силой изнасиловать или обманом предать (Папа)

В королевском дворце он ищет различные способы сделать это и наконец добивается успеха (Папа). Эта сюжетная линия демонстрирует ограниченность и скуку людей – у мужчины нет другого занятия и темы для размышлений, чтобы сосредоточиться на женских волосах. В то же время, как моралист своего времени, Поуп стремится продемонстрировать деградацию английского общества по сравнению с предыдущими годами, когда для молодой женщины было практически невозможно появиться на улице в одиночестве и не привлечь обидчика.

Кроме того, из-за слабостей аристократов самые незначительные события и мелкие происшествия, например, срезание замка, становятся поводом для больших споров и конфликтов. Поверхностность общества и абсурдность его ценностей отражены в следующих строках:

Тогда сверкнула живая молния из ее глаз, И крики ужаса разорвали испуганные небеса. Не громче вопли жалостливому небу раздаются, Когда мужья, или когда болонки испускают последний вздох… (Папа).

Автор описывает реакцию Белинды на поступок Барона, когда он срезал замок. Если для современного человека это происшествие воспринимается как неприятное, но незначительное, то для аристократа XVIII века это трагедия. Кроме того, смерти мужа и собаки сравниваются как аналогичные события по значимости для женщины. Действительно, можно привести множество примеров авторского косвенного сравнения вещей и добродетелей, демонстрирующих незначительность последних для общества:

То ли нимфа нарушит закон Дианы, Или какой-нибудь хрупкий китайский кувшин получит изъян; Или запятнать ее честь или ее новую парчу; Забудь ее молитвы или пропусти маскарад; Или потерять сердце или ожерелье на балу (Папа).

Здесь автор показывает, что для аристократов фарфоровый кувшин, новая парча, маскарад и ожерелье не менее важны, чем молитвы, сердце или честь.

На протяжении всего стихотворения сатира, ирония, юмор и остроумие Поупа выражаются через использование стиля классического римского и греческого эпоса для описания лондонской действительности, чтобы подчеркнуть недостатки людей. В былинах традиционно представлены описания воинов и оружия, а в «Похищении локона» Белинда готовится к маскараду как к полю боя, используя в качестве оружия и доспехов булавки и гребни:

Здесь булавки вытягивают свои блестящие ряды Пуховки, Пудры, Заплатки, Библии, Заготовки Теперь ужасная Красавица надевает все свои руки (Папа).

Более того, поверхностность общества представлена ​​через появление сильфов. Хотя они и чудесные создания, все их обязанности сосредоточены вокруг глупых и бессмысленных вещей, таких как одежда, аксессуары, волосы и собака Белинды. Более того, нелепой выглядит и паника Ариэль, связанная с намерением Барона разрезать замок Белинды.

В своем стихотворении Поуп высмеивает всю деятельность, манеры и слова аристократов, называя самые тривиальные вещи эпическими, подчеркивая их бессмысленную важность для аристократов. Например, карточная игра во время маскарада представлена ​​как настоящая битва, о которой писали античные поэты:

Мятежный Валет, осмелившийся своего принца вступить в бой, оказывается справедливой жертвой своей королевской ярости. Даже могучая Пэм, которую свергли короли и королевы И косила армии в битвах Лу, Печальная вероятность войны! теперь, лишенный помощи, Падает, незамеченный победившей лопатой! (Папа).

Этим описанием Поуп стремится показать отношение общества к такому тривиальному занятию, которое является не более чем игрой, а существование аристократов не зависит от победы. Кроме того, ножницы, подаренные Барону Клариссой, описываются как «обоюдоострое оружие», чтобы высмеять и несущественность этого момента (Папа). В то же время украденный замок Белинды и ее эмоции сатирически сравниваются с похищением Елены Троянской и его последствиями, чтобы высмеивать ценности и поведение аристократов. Из-за этого инцидента множество людей оказались вовлечены в неприятные, несерьезные и содержательные споры и конфликты.

На протяжении всего стихотворения Поуп использует несколько поэтических приемов, чтобы передать его мощный смысл. В частности, он применяет сравнения, гиперболы, метафоры и восклицания, чтобы продемонстрировать преувеличенное значение слов и действий аристократов («Похищение локона» как «Социальная сатира»). Он высмеивает неважность нравственных добродетелей, целомудрие, а достоинство заменяет поиском удовольствий. Для общества XVIII века репутация и внешний вид были важнее религии и чести. Автор высмеивает такие незначительные вещи, как отрезание локонов Белинды, которым придается огромное значение, чтобы продемонстрировать поверхностность общества, занимающегося мелочами, легкомыслием и эгоизмом. Поуп стремится показать, насколько абсурдно выглядит общество, в котором украденный у женщины замок становится существенной проблемой. Стихотворение демонстрирует, что люди, которых интересуют только развлечения, одежда и незначительные конфликты, деградируют.

В заключение можно сказать, что «Похищение локона» можно считать одним из самых блестящих пародийно-героических повествовательных стихотворений XVIII века. Сочетая сатиру с классическими моделями письма, он стремится продемонстрировать пустоту, поверхностность, лень, зависть и тщеславие английских аристократов, озабоченных материалистической, сластолюбивой и ищущей удовольствия жизнью. Описывая тривиальные события как эпические, автор стремится продемонстрировать абсурдность их значения для аристократов. В то же время в стихотворении показано, как образ жизни людей приводит к их деградации, а банальное событие становится весьма значимым. Вместо этого людям следует не сосредотачиваться на тривиальных и бессмысленных вещах, таких как потеря замка, а искать действительно важные вещи. Вместо того чтобы шокироваться, возмущаться или впадать в депрессию, им следует научиться смеяться над собой и позитивно воспринимать неприятные события.

Цитируемые работы

Папа, Александр. Похищение локона. 1717. Проект Гутенберг.

Пухнер, Мартин и др. Антология мировой литературы Нортона. 4-е изд., WW Norton & Company, 2018.

«Похищение Лока» как «социальная сатира». Английская литература.