Самоидентичность с теоретической точки зрения
Живя в определенной среде, человек неизбежно наблюдает ее и взаимодействует с ее компонентами. Человек существует среди других людей, общается с ними и, наконец, спрашивает, чем отличается каждый человек и в частности он сам. В условиях постоянно меняющегося мира самовосприятие также является подвижным и контекстно-зависимым (Дикерсон, 2012).
Для идентификации себя как отдельной сущности, отличной от других, за основу может быть взято сочетание различных характеристик, таких как возраст, этническая принадлежность, пол, религия, успеваемость и т.п. Научные исследования самости и идентичности рассматривают этот вопрос с разных сторон и помогают сформировать целостную картину. Глубоко разбираясь в сфере самоидентичности, человек имеет возможность разобраться в своих чувствах и достичь гармонии со своим частным миром и окружающим сообществом.
В этой статье рассматриваются развивающие, индивидуалистические и конструктивистские теоретические взгляды на самоидентичность: я описываю, как они соотносятся с моим собственным воспринимаемым «я». Также рассматриваются социальный конструктивистский подход и представление о себе как об относительно стабильной, когнитивно обоснованной индивидуальной сущности. Наконец, я обращаюсь к разнице между моей воспринимаемой Я-концепцией и идеальным Я.
Теоретические перспективы и мое собственное восприятие себя
Одной из основных точек зрения, относящейся к самоидентичности, является теоретическая основа развития. Как следует из этого термина, он концентрируется на развитии человека на протяжении всей его жизни. Возраст становится ключевым критерием. Согласно этой парадигме можно выделить несколько фаз, каждая из которых отличается комплексом отношений, требований и установок.
На любом этапе развития необходимо внести изменения в самооценку: может присутствовать уникальный и существенный переход или кризис, а разрешение проблемы позволяет успешно перейти к следующему этапу (Williams & Nussbaum, 2013). Другими словами, перспектива развития относится к накоплению опыта.
Я предполагаю, что эта точка зрения актуальна для меня. Возраст всегда играл ключевую роль в том, как устроена моя жизнь: мои прошлые и настоящие действия можно рассматривать в контексте моего возраста и соответствующих знаний и навыков. Например, мне, как и любому подростку, нужно было выбрать направление обучения и сформировать видение своей будущей карьеры.
Это была непростая задача; Могу констатировать, что я переживал своего рода кризис и пытался осознать себя специалистом в нескольких сферах. Наверное, мне было довольно тяжело, потому что у меня на тот момент не было достаточного опыта. Сейчас я сталкиваюсь с другим набором требований, характерных, опять же, для моей возрастной группы: в их числе учеба и реализация карьерных планов. Это влияет на мое восприятие себя: я рассматриваю себя как будущего профессионала, оцениваю свои навыки и знания и сравниваю их с тем, чего хочу достичь.
Индивидуалистический подход фокусируется на идее, что человек обладает уникальными чертами, отличающими его от других. Действительно, индивидуальный взгляд на самоидентичность формируется на основе того, как человек воспринимает свой внутренний мир: значимыми становятся заботы, мотивы, стремления и желания (Стейнтон Роджерс, 2011). Для сравнения, социальное «я» относится к влиянию социальной среды. Влияние оказывают процесс социализации, идентификация с определенными социальными группами, типы воспитания (Stainton Rogers, 2011).
Полагаю, что нахожу баланс между индивидуальным и коллективным. Имею собственное мнение и эмоции, но в то же время принадлежу ко многим социальным группам и идентифицирую себя с ними. Влияние моих друзей особенно велико: мы разделяем ценности, имеем воспоминания и шутки, которые никто больше не понимает, и при этом отличаемся друг от друга. Иногда я не могу различить индивидуальные и коллективные качества, потому что они переплетаются.
С конструктивистской точки зрения важен социоцентрированный фокус: то, как человек идентифицируется, выражается и раскрывается, влияет на него и создает многочисленные идентичности, актуальные в конкретных контекстах (Стейнтон Роджерс, 2011). В этих обстоятельствах индивидуальное «я» считается состоянием языка (Герген, 2009). Грубо говоря, использование возможностей языка во многом отражает личность. Для меня конструктивистская перспектива прежде всего связана с языком.
Многие исследования показывают, что именно гендерная идентичность особенно важна в контексте речи: например, разные темы порождают разный выбор языковых средств (Palomares, 2009). Однако я предполагаю, что использую нейтральный язык, даже если тема мужская или женская. Другой аспект применяется к отдельным невербальным механизмам, посредством которых транслируется подавляющее большинство коммуникативной информации, например, эмпатия, уважение, враждебность, дружелюбие, искренность (Argyle, Alkema & Gilmour, 1971).
Судя по моему собственному опыту, это правда: люди склонны передавать много информации через жесты, тон голоса, мимику и так далее. Осмелюсь сказать, что могу эффективно интерпретировать сигналы языка тела. Когда я разговариваю с человеком, я обычно понимаю его реакцию, а затем автоматически оцениваю, уместны ли мои слова и действия. Таким образом, я воспринимаю себя как успешного или неэффективного коммуникатора. В целом эта перспектива для меня наиболее актуальна, поскольку у меня много социальных ролей и я веду себя в зависимости от ситуации.
Конструктивистская перспектива и индивидуальная сущность
Традиционный подход к человеку как к целостной, когнитивной сущности оспаривается конструкционистской теоретической точкой зрения, поскольку человек взаимодействует в различных социальных контекстах. Человеческая идентичность изменчива; он состоит из многих параметров, которые выдвигаются вперед под воздействием социального окружения (Герген, 2009). Люди участвуют во многих видах деятельности, и в каждой социальной ситуации участвуют разные партнеры, хотя некоторые из них могут вступать в многомерные отношения.
Тем не менее, семейная обстановка, рабочая обстановка, компания друзей и другие ситуации преимущественно привлекают разных людей; таким образом, они создают несколько личностей одного и того же человека. Контексты нестабильны: на протяжении всей жизни человек участвует во многих видах деятельности. Следовательно, личности изменчивы.
Моя воспринимаемая Я-концепция и идеальное Я
Вряд ли можно быть полностью удовлетворен их характером и нынешними достижениями, и я не исключение. Оценивая свою личность, я понимаю, что у меня есть как сильные, так и слабые стороны. Я настойчив, оптимистичен и хорошо понимаю людей. С другой стороны, мне нужно развивать концентрацию и быстроту мышления. Также желательно приобретать больше профессиональных знаний и практических навыков. Хотя я воспринимаю себя определенным образом, мое идеальное Я не является жестким: знакомясь с новыми людьми, изучая и знакомясь с различными культурами, я добавляю некоторые черты к идеальной модели себя и удаляю то, что кажется неуместным.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что различные теоретические точки зрения касаются идентичности и самости. В то время как эволюционный подход предполагает поэтапный прогресс, а индивидуалистический подход фокусируется на сравнении личных и групповых характеристик, конструктивистский подход привлекает внимание к многочисленным идентичностям человека. Моя воспринимаемая Я-концепция отличается от идеального Я: я стремлюсь улучшить некоторые из своих качеств и сделаю все возможное для достижения этой цели.
Рекомендации
Аргайл М., Алкема Ф. и Гилмор Р. (1971). Передача дружеского и враждебного отношения вербальными и невербальными сигналами. Европейский журнал социальной психологии, 1, 385–402.
Дикерсон, П. (2012). Социальная психология: традиционные и критические точки зрения. Харлоу: Пирсон.
Герген, К.Дж. (2009). Реляционное существо: за пределами себя и сообщества. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета.
Паломарес, Северная Каролина (2009). Женщины более осторожны, чем мужчины, не так ли? Как мужчины и женщины используют пробную речь по-разному, одинаково и вопреки стереотипам в зависимости от гендерной значимости. Коммуникационные исследования, 36, 538–560.
Стейнтон Роджерс, В. (2011). Социальная психология (2-е изд.). Мейденхед: Издательство Открытого университета.
Уильямс А. и Нуссбаум Дж. Ф. (2013). Межпоколенческая коммуникация на протяжении всей жизни. Махва, Нью-Джерси: Рутледж.