Лицо со шрамом (1983): межжанровое творение
Образ изрешеченного пулями человека в последней сцене фильма «Лицо со шрамом» (1983), кричащего в агонии, вызывает у зрителей прилив адреналина. Далее в этом эпизоде показано, как армия убийц осыпает пулями уже упавшее тело, когда охваченный пулями человек чудесным образом сопротивляется и принимает больше пуль, чем это возможно для человека, пока не появляется одинокий стрелок, стреляющий единственной пулей, почти милосердно убивая наконец-то мужчина. Его труп падает с веранды, которая была символом его правления, и падает лицом вниз в бассейн.
Вот как Тони Монтана встречает смерть в фильме Брайана ДеПальмы «Лицо со шрамом» (1983). Конец Тони — это не только конец гангстера, но и конец всей идеи о том, что гангстеры кишат улицами Америки. Тони представляет человека, нежеланного и нежеланного обществу, но необходимого как источник его гедонистических удовольствий. Кровавая финальная сцена фильма напоминает сцены из другого жанра — фильмов ужасов. Оглядываясь назад, можно сказать, что эта сцена могла бы быть из фильма о монстрах, где кульминация требует постоянного геркулесового прилива энергии. Наконец все силы вселенной ставят чудовище на колени. Сходство между падением монстра и смертью Тони поразительно. Я считаю, что элемент напряжения в финальных сценах «Лица со шрамом» придается за счет использования перекрестных сцен (в данном случае гибрида гангстера и фильма ужасов).
Прежде чем обсуждать кросс-жанр, важно понять, что означает жанр. По мнению Дэниела Чендлера, слово «жанр» происходит от французского слова «класс» или «вид», который отличается от других (Чандлер, на). Однако некоторые ученые считают, что в любом жанре может появиться любая форма (Welsch, 1997). Другими словами, возможность кросс-жанра оставляет огромный вакуум, который кинематографисты могут использовать для стилизации своих фильмов. «Лицо со шрамом» ДеПальмы (1983) выходит за рамки гангстерского жанра и создает то, чему следовали многие гангстерские фильмы того времени. Даже оригинал Говарда Хоукса 1932 года демонстрирует некоторую приверженность жанру ужасов (Hawks, 1932). Однако принятие гибридного жанра, объединившего две интенсивные формы в одну, помогло ДеПальме создать нечто большее, чем жизнь в Тони Монтане. Это помогло создать культовый статус фильма. Традиционно гангстерские фильмы следуют общепринятым и традиционным структурам и предоставляют временные решения, соответствующие закону. Однако «Лицо со шрамом» ДеПальмы (1983) создает новый гангстерский жанр, реорганизует проблемы, с которыми сталкивались более ранние гангстерские фильмы, и создает более масштабное изображение проблемы.
Раса и этническая принадлежность в Scarface
Традиционно гангстерские фильмы, снятые до 1980-х годов, показывали преступников как социальных инопланетян. Гангстеры кино 1930-х годов были нежелательными иммигрантами без денег и работы. Часто таких гангстеров называли «социальными проблемами», а не людьми (Welsch, 1997, стр. 39). Например, «Лицо со шрамом» 1932 года показывает, что главной заботой администрации Нью-Йорка было сурово по отношению к этим преступникам и депортировать их, поскольку в этих фильмах яростно утверждается, что возможности в Америке были для тех, кто немедленно адаптировался к культуре. Таким образом, через этих злобных преступников в этих фильмах были показаны культурные различия. Таким образом, этническая принадлежность играла важную роль в гангстерских фильмах, поскольку они показывали отклонение от нормального хода жизни. Гангстерские фильмы 1980-х годов стали операционным театром расовой, гендерной и этнической принадлежности, где их тщательно изучали, контролировали или искореняли. Кроме того, включение в фильмы перекрестных элементов было аналогичным проявлением принятия социальных различий.
«Лицо со шрамом» (1983) был одним из самых выдающихся фильмов в гангстерском жанре, поскольку он стал преемником фильма Копполы «Крестный отец», снятого в шестидесятые годы. Фильм создал себе пространство как преемник последнего. Фильм заметно отличался от своего предшественника, создавая собственный жанр. ДеПальма был наиболее известен своими ужастиками и кровавыми фильмами, снятыми в семидесятых и начале восьмидесятых годов, такими как «Кэрри» (1976) и «Одетые для убийства» (1980). Хотя его работы не привлекли такого же внимания, как работы Копполы и Скорсезе, тем не менее, он создал классический гангстерский фильм с явной злобой и скупым расточительством. Кроме того, представление об иммигранте изменилось в 1980-х годах, когда иммигрант был чужаком, но не был депортирован, а был включен в общество.
История/Сюжет
Этот фильм был отсылкой к своим предшественникам и данью уважения одноименному фильму 1930-х годов. В фильме воссоздан Тони Монтана, которого играет Аль Пачино, кубинский иммигрант в США, ищущий политического убежища в середине семидесятых. Монтана показана хитрой и амбициозной. Наркобарон из Майами Фрэнк Лопес вербует его вместе со своим другом Мэнни. Первая работа, которую поручил Монтане, обернулась резней бензопилой, в которой он победоносно выжил. Этим героическим поступком Монтана официально вступает в банду и жаждет жены своего босса Эльвиры. На пути к успеху Монтана убивает своего босса, забирает его жену в качестве трофея и становится правителем наркомафии. Однако более успешный Тони становится лидером банды, его личная жизнь разбивается на беспорядочную шутку.
Основной сюжет фильма вращается вокруг борьбы за власть нелегальных иммигрантов и американского образа жизни. Борьба заключается в том, чтобы получить контроль над пространством, где Монтана является законным иностранцем. Монтана пытается получить контроль над своей жизнью и пространством вокруг себя, чтобы его присутствие было ощутимо в американском обществе. Фильм не получил признания критиков, как его предшественники этого жанра (Ларк-Уолш, 2010). Однако он приобрел культовый статус, правдиво изображая излишества общества семидесятых.
В фильме показано изобилие семидесятых. Это продемонстрировало контрабанду наркотиков, экстравагантную демонстрацию денег, несуществующую лояльность и чрезмерное насилие. «Лицо со шрамом» стало «культовой классикой» и, следовательно, приобрело большое значение у зрителей (Ларк-Уолш, 2010, стр. 36).
Мизансцена
Музыка
Саундтрек к фильму «Лицо со шрамом» ДеПальмы (1983) заметно отличается от саундтрека к фильму «Лицо со шрамом» Хоука (1932). Звуковое качество, представленное ДеПальмой, подчеркивает гедонизм, который становится центральной темой фильма. Использование сабвуфера и мощное звуковое сопровождение диско-музыки заметно отличается от предшественников. Считается, что использование такой музыки имеет символическое значение для улучшения спектаклей и сюжета. Намеренное использование синтезаторных струн и барабанов создает соответствующую атмосферу ночного клуба семидесятых, которая прожигает барабанные перепонки публики. Музыка представляет собой сверхчеловеческий мир всепоглощающей власти и зависимости Монтаны. Музыка почти выходит за рамки зрителей в голове Монтаны, показывая вечеринку, происходящую внутри нее. Музыка, использованная в фильме, потусторонняя и нарочито громкая, символизирующая причудливость и избыток мира Монтаны.
Редактирование
В фильме есть длинные напряженные сцены, изображающие насилие и излишества в жизни Монтаны. В интервью Билл Пэнкоу, редактор «Лица со шрамом» (1983), заявляет, что в качестве монтажера самым важным инструментом, который он использовал в фильме, было использование «воображения аудитории» (Oldham, 1992, стр. 182). Редактор использует подразумеваемые предложения, которые могут донести изображение до сознания аудитории. Другими словами, наводящие на размышления эпизоды помогают зрителям разбудить воображение. Поэтому в «Лице со шрамом» (1983) редактор попытался показать стилизованные версии насилия, при этом он предпочитал либо не показывать насилие, либо показывать его фрагменты. Например, в «Лице со шрамом» (1983) душевное состояние главного героя демонстрируется его чрезмерным желанием употреблять кокаин. Далее, в Монтане ДеПальма создает постмодернистский гибрид монстра и преступника.
ДеПальма известен своими дальними необрезанными ударами. Однако Панков отмечает, что такие длинные планы монтировались даже тогда, когда зрители об этом не знали. Одной из неразрезанных сцен фильма было убийство бензопилой Ангела, друга Монтаны, колумбийскими наркобаронами. Ангела разрезали на куски пилой. ДеПальма включил эту сцену в фильм, поскольку, по его мнению, она драматизировала насилие, возникающее в этой сцене. Однако в фильме ДеПальма не показывает настоящую версию Ангела. Напротив, он умело и гениально оформлен и смонтирован таким образом, что вызвал возмущение кинокритиков. В этой сцене Монтана прикована цепью к штанге для ванной, а Ангела разрезают на куски. Сцена была насыщенной дикостью и энергией, в сочетании с политической демонстрацией рэкета по контрабанде наркотиков, что сделало ее незабываемой, хотя ДеПальма не показал никакого кровопролития. Таким образом, монтаж этой конкретной сцены был сделан настолько прекрасно, что она стала одной из самых запоминающихся сцен в фильме, даже несмотря на то, что в ней нет явного насилия.
Свет
Техника освещения, использованная в сцене, типична для гангстерского жанра. Освещение в сцене с бензопилой просто гениальное. ДеПальма использовал два разных типа освещения. Когда на месте убийства бензопилой торговля наркотиками пошла не так, как надо, ДеПальма использует трехлучевой фонарь, вероятно, расположенный спереди так, чтобы свет падал на объект, на котором фокусируется камера. Этот свет подчеркивал ужас и жестокость этой сцены. Этот свет помог увидеть капли пота, которые собрались на лбу Монтаны, когда он смотрел, как зарезают его друга. Создание одновременно страха и отвращения наблюдается в сцене, где Монтане приходится наблюдать жестокую смерть своего друга (Goodykoontz & Jacobs, 2014).
Далее Де Палам обильно использует естественный солнечный свет, свет от абажуров, люстр, комнатный свет и т. д. Сделанное в традициях классического нуара такое освещение усиливало ощущение ужаса в сценах. Освещение в фильме показывает серьезную или зловещую сторону жизни гангстера с его игрой с тенью. Использование двух источников света помогает зрителям лучше понять сцену, поскольку делает персонажа более реальным. Кроме того, использование высокого и низкого света в сцене квартиры помогло продемонстрировать настроение актеров. В трагической сцене в квартире яркий свет не соответствовал бы настроению. Однако яркое освещение помогло продемонстрировать сцену графически и серьезно. Однако в сценах дискотеки разноцветные вращающиеся огни создают счастливые узоры. ДеПальма использует подходящее освещение, чтобы передать настроение сцены.
Кинематография
В фильме используются следящие кадры, которые позволяют зрителям почувствовать себя частью сцены. Далее, использование черно-белого цвета в постере и начале фильма указывает на наличие в фильме бинарной оппозиции. В сцене, где сотрудники иммиграционной службы допрашивают Монтану, первому задают много вопросов о его криминальном прошлом. Монтана почти на все вопросы дает отрицательный ответ. Тем не менее, его самодовольное выражение лица ясно дает понять зрителям, что он лжет. Эта сцена особенно интересна, поскольку она была снята одним кадром, почти минуту, когда камера крупным планом кружила над Монтаной. Это показало Монтану с точки зрения сотрудников иммиграционной службы. Мизансцена особенно важна, поскольку в ней Монтана сидит в центре комнаты, а его окружают сотрудники иммиграционной службы. Когда офицеры изображены стоящими, сидящая фигура Монтаны выглядит маленькой, что указывает на то, что офицеры подозревают его в преступнике. Это также указывает зрителям на то, что фильм представляет собой криминальную драму. Далее использование кадров крупным планом указывает на то, что Монтана — центральный персонаж фильма. Эта сцена особенно важна, поскольку она дает представление об истинном характере Монтаны и характере фильма.
Костюм
Костюм, использованный в фильме, хорошо отражает то время. Гламурные ночные клубы семидесятых с гибкими женщинами в блестящих одеждах и Аль Пачино в рубашках с короткими рукавами, которые отражают стиль эпохи. В одной из сцен Аль Пачино сидит пьяный в ресторане, одетый в смокинг, а остальные актеры сцены одеты в костюм. В этой сцене ДеПальма попыталась воспроизвести наряд представителей высшего общества во время их вечернего выхода. В других случаях костюмы персонажей были удачно спланированы и правильно передавали время.
Действуя
Игра актеров, особенно Аль Пачино, заслуживает похвалы. Он превосходно сыграл роль кокаинового наркомана, злодея-гедониста. Неоднократное использование нецензурной лексики в сценах исполнено убедительно.
Отражение
«Лицо со шрамом» (1983) Брайана ДеПальмы создал собственный жанр, во многом отличающийся от своих предшественников «Лицо со шрамом» (1932) и «Крестный отец». Мне фильм понравился, так как это смелый пересказ истории Аль Капоне, но со значительными изменениями в сюжете. Например, в большинстве гангстерских фильмов главный герой, который в итоге становится лидером, имеет итальянские корни, а Тони Монтана родом с Кубы. Кроме того, криминальные лидеры, показанные в гангстерских фильмах, становятся преступниками, потому что это был способ их выживания в Америке. Однако Монтана становится преступником по своему выбору. Другими словами, он хотел стать преступником, в то время как Вито Корлеоне в «Крестном отце» должен был стать преступником.
ДеПальма использовал различные приемы, чтобы подчеркнуть присутствие преступности в фильме. Например, ДеПальма использовал замедленные кадры, которые помогли подчеркнуть кровавые сцены. Кроме того, усиленное изображение цвета в кадрах показывает, что в фильме есть насилие. Хотя многократное использование следящих кадров иногда отвлекает. Повторяющаяся демонстрация капающей крови и пота заставляет зрителя осознать кровавое содержание фильма.
ДеПальма создал жанр фильма. Музыка, использованная в «Лице со шрамом» (1983), полностью отличалась от музыки «Крестного отца». Использование диско-музыки вместо западных классических произведений, используемых Копполой, показывает разницу в звуковой обработке фильмов.
Социальное влияние фильма огромно, поскольку он оказал значительное влияние на культуру хип-хопа и рэпа. Культурное влияние Scarface стало очевидным, когда многие рэп-исполнители в восьмидесятых начали называть себя Scarface. Фильм оказал значительное влияние на жанр гангста-рэпа с его патриархальным превосходством и расовой принадлежностью. Тони Монтана стал символом сообщества небелых иммигрантов, которые считались гражданами второго сорта в США. Гангста-рэп, возникший в восьмидесятых, находился под сильным влиянием героя-злодея из «Лица со шрамом».
Ссылки
Чендлер, Д. (н.а.). Введение в теорию жанра. Веб.
ДеПальма, Б. (Директор). (1983). Лицо со шрамом (DVD). США: Юниверсал Пикчерз.
Гудикунц Б. и Джейкобс К. (2014). Фильм: От просмотра к просмотру. Сан-Диего, Калифорния: Bridgepoint Education.
Хоукс, Х. (Директор). (1932). Лицо со шрамом (DVD). США: Компания Каддо.
Ларк-Уолш, GS (2010). Экранизация «Мафии: мужественность, этническая принадлежность и бандиты» из «Крестного отца». Джефферсон, Северная Каролина: Макфарланд.
Олдхэм, Г. (1992). Первая версия: беседы с редакторами фильма. Лос-Анджелес, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета.
Уэлш, Т. (1997). За работой в лаборатории жанров: «Лицо со шрамом» Брайана ДеПальмы. Журнал кино и видео, 49 (1/2), 39–51.