Ресурсный подход в стратегическом управлении
Существует множество подходов к оценке стоимости организации; однако подход, основанный на ресурсах, позволяет провести наиболее точный и всесторонний анализ ключевых возможностей, которые организация может реализовать на выбранном рынке. Предлагая, по сути, анализ ключевых компонентов потенциального конкурентного преимущества компании, подход, основанный на ресурсах, дает организации возможность минимизировать свои затраты и инвестировать в те области, которые с наибольшей вероятностью приведут к долгосрочному улучшению.
Интеграция подхода, основанного на ресурсах, в организационную среду открывает множество возможностей для развития сильного и надежного конкурентного преимущества. В частности, широкий набор инструментов, которые требует применения указанный процесс, предлагает всестороннюю и тщательную оценку основных активов компании, а также нюансов целевой среды, в которой компания будет работать. А именно, применение ресурсной линзы к деятельности компании подразумевает включение инструментов для оценки внешних и внутренних факторов, влияющих на ее деятельность, для определения сильных и слабых сторон фирмы. Поэтому в оценку интегрируются такие системы, как SWOT, PESTEL, «Пять сил Портера» и VRIO (Bruijl & Gerard, 2018). Поскольку указанные инструменты обеспечивают детальную оценку целевого рынка, характеристик компании и связанных с этим вопросов, выявляются возможности выхода на рынок и установления присутствия на нем.
Кроме того, включение подхода, основанного на ресурсах, позволяет организации изучить варианты, связанные с управлением талантами, тем самым создавая команду экспертов с отличными показателями производительности. Введение конкретной точки зрения помогает создать основу для активного развития и непрерывного роста внутри организации. Более того, указанный подход к управлению производительностью компании и созданию конкурентного преимущества стимулирует инновационный подход, поскольку он ориентирован на постепенное улучшение. Таким образом, это позволяет организации не только приспосабливаться к быстрым изменениям рыночных тенденций, но и активно использовать их для максимизации возможностей, связанных с сильными сторонами компании, одновременно снижая неблагоприятные последствия ее слабостей (Барни, 1991). Более того, предлагаемые инструменты помогают создать долгосрочную основу, ориентированную на инновации и активное продвижение изменений внутри организации. В результате компания может оставаться гибкой и выбирать те ресурсы, которые позволяют добиться наилучшего результата и наиболее эффективной реализации поставленных целей. В целом, применение структуры, основанной на ресурсах, следует рассматривать как расширение подхода стратегического управления благодаря сосредоточению внимания на долгосрочных целях и возможности определить основные тенденции и стратегии, позволяющие компании оставаться актуальной.
Следует признать, что подход, основанный на ресурсах, не лишен своих проблем. Например, указанный подход ограничивает диапазон возможностей компании определением ресурса, который она применяет к своему корпоративному контексту. Например, если организация не признает своих сотрудников важнейшим ресурсом, инвестирование в профессиональное развитие сотрудников становится невозможным (Wernerfelt, 1984). Таким образом, указанный подход имеет свои проблемы как средство формирования конкурентного преимущества.
Из-за акцента на корпоративный потенциал на целевом рынке и возможности изучить характеристики компании, которые позволят создать сильное и устойчивое конкурентное преимущество, подход, основанный на ресурсах, следует рассматривать как жизненно важное дополнение к ряду корпоративных стратегий. Указанная концепция создания конкурентного преимущества помогает определить основные сильные стороны организации и гарантировать, что выбранное преимущество послужит основным инструментом для создания присутствия на рынке в долгосрочной перспективе. Таким образом, подход, основанный на ресурсах, следует рассматривать как жизнеспособную основу для поддержания сильного присутствия на рынке.
Рекомендации
Барни, Дж. Б. (1991). Ресурсы фирмы и устойчивое конкурентное преимущество. Достижения в области стратегического управления, 203–227.
Брюйль Д. и Жерар ХТ (2018). Актуальность пяти сил Портера в современной инновационной и меняющейся бизнес-среде. Электронный журнал СИОЗС, 1, 1-6.
Вернерфельт, Б. (1984) Ресурсная теория фирмы. Журнал стратегического менеджмента, 5, 171–180.