Введение

Тема дискриминации по различным признакам, в том числе расовому, не нова. Люди, отличающиеся цветом кожи и культурой, часто становятся изгоями в обществе. Само существование дивергентного человека порождает социальный конфликт. Шекспировский «Отелло» посвящен такому противостоянию, показывая зрителю историю мавра, вынужденного приспосабливаться к христианской Венеции. С точки зрения литературных канонов и традиционных тем, творчество Шекспира учитывает религиозные и этнические различия Отелло. Однако история молодого венецианского генерала, который не вписывается в общество и становится объектом зависти, также пропитана расистским отношением к чужаку. Его путь отягощен необходимостью защищать свою честь в негостеприимном обществе, которое строит против него сеть интриг, приводящую к гибели невиновных. Таким образом, большая часть разворачивающихся в пьесе конфликтов построена вокруг проблем расизма, которые не теряют своей актуальности даже по прошествии нескольких столетий со времени написания «Отелло».

Культурный контекст

Культура имеет большое значение при рассмотрении проблем, поднятых в «Отелло». Время написания пьесы и происходящие события относятся примерно к одной эпохе – концу 16 и началу 17 века. В районе Кипра, на месте действий Отелло, в это время разворачивается венецианско-турецкая война. В «Отелло: Венецианский мавр» Уильяма Шекспира турки продвигаются, чтобы захватить остров: «Часто с разницей, но все они подтверждают / турецкий флот, направляющийся к Кипру» (Шекспир). Война и столкновение двух культур – венецианской и турецкой – служат фоном для разворачивающихся событий. Религиозная противоречивость между христианами и турками, исповедующими ислам, является существенным элементом, составляющим основу этих культурных противоречий. Акцент на духовной составляющей — характерная черта литературы этого времени. Однако к моменту написания пьесы проблемы расизма становились все более актуальными (Гайдо 1). Шекспир в «Отелло» отражает этот переход, придавая большее значение расе и происхождению персонажей, разделяя их не только по цвету кожи, но и по географическому происхождению. Тем не менее, в отличие от современной литературы и современного взгляда на эти вопросы, проблема расизма по-прежнему тесно переплеталась в культуре с религией и философией. Спорные вопросы в «Отелло» находятся между строк. Однако культурный контекст того времени не выдвигает проблему расы на первый план, но и не отрицает существования этой проблемы.

Проблемы в игре

Совокупность взаимоотношений, определяющая характеры героев, обнажает сразу несколько проблем. Одной из центральных тем, например, является зависть Яго к Отелло из-за назначения Кассио своим помощником (Шекспир). Он не может смириться с тем, что его таланты остались непризнанными и желанный им пост занял человек гораздо менее опытный, чем он сам. Однако отношение Яго к Отелло формируется не только завистью. В книге Сьюзан Снайдер «Современный взгляд: Отелло» в речах Яго часто обращается к Отелло с использованием различных оскорбительных терминов: «Я ненавижу болото, я говорил тебе часто, и пересказываю тебе снова и снова» (Снайдер). Называя Отелло мавром, Яго открыто дискриминирует своего начальника по национальному признаку и предрассудкам народа. Военных и личных заслуг Отелло недостаточно, чтобы игнорировать его внешнюю чуждость Венеции (Ху 13). Таким образом, одна из наиболее острых проблем, которая прослеживается между игровыми линиями, — это проблема дискриминации по признаку принадлежности к другой культуре и, главное, другой расе — маврам. Надо понимать, что это разделение было гораздо более размытым, чем современный расизм, поскольку мавры понимались как целостная группа (Гайдо 2). Тем не менее суть проблем, отображенных в «Отелло», сохраняется и прослеживается до современности.

Сходство с текущими проблемами

Процесс дискриминации у Отелло и современных людей различается, но явления во многом схожи. Основной причиной различий в этом контексте является культура, в которой живут люди, испытывающие расизм. Отелло — генерал в Венеции, и его положение не позволяет Яго напрямую оскорбить его. В книге Томпсона Аяны «Шекспир и раса» автор утверждает: «Вот несколько четких линий, которые прослеживаются от Шекспира в нашем мире 21-го века» (Аяна). Шекспир использует грубые эпитеты, чтобы подчеркнуть странность черного Отелло белому венецианскому обществу. Иммигранты и цветные люди часто сталкиваются с похожими проблемами в современном мире. Протесты BLM являются тому подтверждением, подчеркивая историческую несправедливость по отношению к чернокожим гражданам (Гайдо 1). Аналогичная ситуация наблюдается и на Кипре, где до сих пор существует предубеждение против чернокожих, что ставит афрокиприотов в положение, идентичное положению Отелло (Озкалели и Канай 1). Причиной всех этих примеров является наличие в обществах различных предрассудков, в том числе расовых, которые не позволяют даже достойным людям вообще избежать статуса аутсайдера (Ху 15). Универсальность этих причин в различных культурно-исторических контекстах делает эту пьесу более доступной для современного читателя.

Доступность игры

Проблемы, продемонстрированные в «Отелло», не могут быть вполне доступны современному зрителю. Во-первых, причиной тому богатый культурный контекст, необходимый для понимания запутанных взаимоотношений между персонажами. В книге Института Фолджера «Понимание расы и религии через Отелло» «такая дихотомия черного и белого говорит об этом и связана с этим вопросом» (Институт Фолджера). Даже имя «Мавр», которое часто используют вместо имени Отелло, имеет весьма расплывчатое и неточное описание. Этот невероятно мобильный термин одновременно описывает арабов, чернокожих и людей, исповедующих мусульманскую веру (Институт Фолджера). В результате даже положение Отелло в обществе может оказаться несколько непонятным неподготовленному человеку. Более того, минимальное внимание уделяется точной расовой принадлежности Отелло, что скрывает проблему межстрочного расизма. В отличие от нынешней ситуации, расизм в пьесе Шекспира гораздо более тонкий. Лишь изредка в тексте встречаются грубые расистские замечания, как в случае с речью Брабанцио: «Ибо, если бы такие действия могли иметь свободный проход, / Рабами и язычниками будут наши государственные деятели». Следовательно, некоторые актеры в своих интерпретациях Отелло вообще отходят от этой проблемы, показывая персонажа военным без акцента на цвет его кожи (Аяна). Однако проблема расизма по-прежнему является важной частью пьесы. Однако это не похоже на его современное выражение, проявления дискриминации и предрассудков вполне доступны современному зрителю. Следовательно, несмотря на многочисленные трудности анализа, «Отелло» по-прежнему остается актуальной пьесой.

Актуальность Отелло

«Отелло» может быть более применим в нынешней мировой ситуации, несмотря на то, что пьеса устарела. Во-первых, вопросы, поднятые в пьесе, отражают не конкретные события, а суть социальных взаимодействий. Проблемы чести, предрассудков и зависти являются неотъемлемой частью жизни. В связи с этим ситуации, продемонстрированные Отелло, могут стать актуальными для любого человека. Однако продолжающаяся борьба с расизмом также придает этой работе дополнительную актуальность. В этом контексте пьеса Шекспира может стать прекрасной иллюстрацией того, до чего может довести иного человека общество, полное предрассудков. Несмотря на все достоинства Отелло, он в конечном итоге вынужден вернуться к своему первоначальному низкому статусу. Лодовико, беря под стражу и Отелло, и Яго, открыто называет первого рабом: «Ибо этого раба, / Если есть какая-нибудь хитрая жестокость / Что может его сильно мучить и долго удерживать, / Оно будет его» (Шекспир). Венецианское общество не вполне приняло его, считая чужаком. В современном мире также много несправедливости, в том числе связанной с расовой ненавистью и дискриминацией. В результате многие люди вынуждены испытывать статус аутсайдера. Именно факт распространенности этого явления делает «Отелло» столь актуальным.

Заключение

Таким образом, как показывает данный анализ, большинство проблем и событий, продемонстрированных в пьесе Шекспира, построены вокруг расовой дискриминации и отчуждения мавра Отелло в белом венецианском обществе. Хотя эта причина не единственная, непринадлежность генерала к этой общине стала одной из причин неприязни и подозрительности к нему среди многих персонажей. Поскольку даже спустя несколько столетий люди продолжают становиться чужими и подвергаться дискриминации и расизму, «Отелло» остается актуальным. Человеческие конфликты, показанные в спектакле, позволяют зрителю понять принципы функционирования общества. Такой взгляд на классическую литературу также показывает долговечность этих принципов. Пример Отелло хорошо вписывается в современные тенденции и расовые притеснения и позволяет призвать к разрушению существующих стереотипов и построению более справедливого общества.

Цитируемые работы

Институт Фолджера. «Понимание расы и религии через Отелло». YouTube, загружено FolgerLibrary, Интернет.

Гайдо, Кайл. «В защиту «мавра»: раса, расизм и насилие в Отелло и О». Место: Журнал исследований бакалавриата Сетон Холл, том. 4, нет. 5, 2021, стр. 1–13.

Огромный. «Отелло, жертва расового иного». Конспекты лекций по языку и литературе, том. 5, нет. 2, 2022, стр. 13–15.

Озкалели, Умут и Серап Канай. «Афро-киприоты: предрассудки, колоризм, расизм и рост черного сознания на Кипре». Журнал межкультурных исследований, 2022, стр. 1–16.

Шекспир, Уильям. «Отелло: Мавр Венеции». Полное собрание сочинений Уильяма Шекспира, 2005. Интернет.

Снайдер, Сьюзен. «Современный взгляд: Отелло | Фолджер Шекспир». Фолджер Шекспир, 2020, Интернет.

Томпсон, Аяна. «Шекспир и раса». YouTube, загружено Oxford Academic (Oxford University Press), Web.