Одним из основных положений марксистской теории является то, что классовая борьба характеризовала историю развития общества. Поскольку искусство, как литература, так и театр, не существует отдельно от общества, оно стало важнейшим аспектом исторического процесса и миропонимания людей. Таким образом, уместно исследовать произведения искусства в конкретном контексте того времени, в котором они возникли, и сопоставить произведение искусства с анализируемым контекстом или подходом в нем. Применение марксистского подхода к «Королю Лиру» позволяет глубже проникнуть в социально-политическую структуру общества того времени, когда была написана пьеса. В соответствии с марксистской теорией, король Лир является абсолютным монархом, чье внимание сосредоточено только на сохранении личной власти, что позволяет ему эксплуатировать и пренебрегать своими подданными. Пьеса показывает, что человек может стать могущественным только тогда, когда он будет лишен привилегий и помпезности и пройдет через опыт низшего класса.

Ожидается, что марксистское прочтение «Короля Лира» покажет, что власть и материализм существенно ограничивают мировоззрение высшего класса. Чтобы понять реальность, они должны поставить себя на место бедных и непривилегированных. Лир — абсолютный монарх, представитель феодального строя. Он потерял связь со своим народом и свое личное понимание мира (Дилани, 1977). Мир Лира уходит корнями в феодализм — систему, в которой роль человека в обществе жестка и никогда не может быть изменена (Райан, 2017). Старый порядок, при котором члены королевской семьи занимают высшее положение в обществе и ожидают от всех остальных лояльности и послушания, представлены Лиром и Глостером.

Слепо веря в послушание своих подданных, власть имущие непреклонно стремятся показать свое превосходство. Примером этого является «испытание любви», в котором король Лир предложил принять участие своим дочерям. Корделия не дала желаемого ответа и сказала: «Я несчастна, я не могу вложить свое сердце в уста. Я люблю ваше величество по своим обязательствам, ни больше, ни меньше» (Шекспир, 2006, акт I, сцена 1). Цитата показывает, что отношение Корделии к отцу чисто деловое – она признает свою связь с ним в соответствии с социальными отношениями, в то время как он ожидает глубокой любви, уважения и почтения. Не удовлетворившись ответом Корделии, Лир решает отречься от нее и изгнать из королевского общества. Более того, когда Кент, бывший верный слуга Лира, поддерживает Корделию, его тоже изгоняют. Подобно Лиру, когда у Глостера возникает подозрение, что его сыну Эдгару нельзя доверять, он также приходит в ярость и отвергает свое отцовство.

С марксистской точки зрения важно подчеркнуть тот факт, что влиятельные люди не уделяют достаточного внимания нуждам и ожиданиям других: «бедные голые негодяи, где бы вы ни находились (…) Как будут ваши бездомные головы и некормленные бока? Твои лохмотья с окнами и окнами защитят тебя от таких сезонов, как это? (Шекспир, 2006, акт 3 сцена 4). Этот пример позволяет расширить марксистскую точку зрения, согласно которой Лир рассматривается как абсолютный монарх, который беспокоится только о расширении своей власти, пренебрегая отношениями со своими подданными.

В пьесе взгляды среднего класса можно проследить у таких персонажей, как Эдмунд, Корнуолл, Риган и Гонерилья, которые бросают вызов себе, чтобы конкурировать с властью лидеров феодалов. В соответствии с марксистскими идеями, эти персонажи обладают характеристиками среднего класса и, следовательно, имеют более реалистичный взгляд на мир по сравнению с абсолютным монархом пьесы (Холбрук, 2010). Например, в разговоре с Реганой и Гонерильей Лир говорит, что он хотел бы состариться с достоинством и уважением, которые он имел как король, сохраняя при этом своих рыцарей, поскольку они были знаком его власти. Однако оба говорят, что нет необходимости демонстрировать власть таким образом, называя подчиненных Лира «буйными рыцарями», не сделавшими ничего ценного для королевства (Шекспир, 2006, Акт 1, Сцена 3). Дочери короля имеют иной взгляд на власть и феодальный строй и игнорируют устаревшие «Эффекты вежливости, благодарности», которые их отец надеялся использовать для воздействия на них (Шекспир, 2006, Акт 1, Сцена 1). Лир не может поверить, что его старшие дочери оказали ему такое неуважение. Они демонстрируют полное пренебрежение к нему и его достоинству, несмотря на то, что он отдал свою власть и королевство, что полностью разрушило его мир. Это заставляет Лира покинуть общество, каким он его всегда знал; в мир низшего социального класса он входит как человек, потерявший все.

Если смотреть на Корделию с марксистской точки зрения, ее персонаж воспринимался бы как самый гуманный и добродушный среди всех остальных. Что немаловажно, Корделия знает свою самооценку и критически относится к тем людям, которые выражаются неискренне. Несмотря на то, что Лир обращается с ней несправедливо, она придерживается своих искренних мыслей, оставаясь стоической на протяжении всей пьесы. Это вызывает у зрителей симпатию к ней, потому что король Лир относился к ней несправедливо, несмотря на то, что другие персонажи относились к ней положительно. Обеспокоенный судьбой молодой женщины, Кент молится за Корделию: «Боги в свое дорогое убежище заберут тебя, дева, Это справедливо подумал и правильно сказал!» (Шекспир, 2006, акт 1, сцена 1).

Кроме того, король Франции, который позже женится на Корделии, упоминает, что сделал бы ее своей женой даже без приданого: «Прекраснейшая Корделия, самая богатая, будучи бедной, Самая избранная, покинутая и самая любимая, презираемая». д! Здесь я хватаюсь за тебя и твои добродетели, Пусть позволительно, я забираю то, что выброшено. (Шекспир, 2006, акт 1, сцена 1). Поэтому честность Корделии и стремление к тому, чтобы ее жизнь была свободна от феодальных барьеров, — вот что отличает ее от остальных персонажей. В общественных делах того времени ожидалось, что влиятельный мужчина женится на женщине аналогичного класса и статуса, однако король Франции отвергает это социальное ожидание ради Корделии.

Возвращаясь к путешествию, которое переживает король Лир, только тогда, когда он уходит от буржуазного общества, он может воспринимать мир как совершенно другой человек. Буря, возникающая на здоровье, символизирует внутреннюю борьбу, которую переживает Лир. В разгар жестокой бури, когда Лир сталкивается с миром бедных и «безумных», Лид получает глубокое понимание мира, в котором существуют настроенные (Lee, 2009). Соприкосновение с этим миром позволяет бывшему королю осознать, что происходит в его королевстве, в то время как он не обращал никакого внимания на интересы «несчастных» (Тайсон, 2014). На протяжении всего развития пьесы Лир прошел долгий путь и может комментировать социальную несправедливость: «Человек может видеть, как устроен этот мир, не имея глаз. Посмотри ушами своими: увидишь, как это правосудие ругает этого простого вора. Слушай себе на ухо: поменяйся местами; и, франт, кто справедливость, кто вор? (Шекспир, 2006, акт 4, сцена 6).

В то время как развитие Лира как персонажа уводит его от монархического взгляда на общество, другие персонажи поддаются стремлению к власти. Однако война, поглощающая Эдмунда, Эдгара и других, влияет на жизнь Лира и его дочери, с которыми он в конце концов примиряется. Когда эти двое попадают в плен, они завершают свой путь от высшего класса к низшему – без какой-либо власти и свободы. Корделию бессмысленно казнят, а ее отец умирает не от битвы или старости, а от глубокой скорби. Этот вывод, возможно, демонстрирует, что стремление к власти основано на эгоистических потребностях и желаниях, что согласуется с марксистской точкой зрения на ограниченный взгляд высших классов на социальную борьбу. Можно предположить, что Шекспир показывает в этой пьесе, как потеря физических богатств, таких как деньги и политическая власть, дает людям связь друг с другом и обогащает взгляд на повседневную жизнь. Тем не менее, поскольку это трагедия, Лир в конце концов теряет все, что он приобрел, но умирает другим человеком, понимающим больше, чем он понимал, будучи королем. В этом заключается связь с марксистской теорией; даже тотальный монарх, лишенный всей своей власти, может перенять опыт низшего класса.

Рекомендации

Делани, П. (1977). Король Лир и упадок феодализма. ПМЛА, 92(3), 429-440.

Холбрук, П. (2010). Слева и Король Лир. Текстовая практика, 14 (2), 343–362.

Ли, Л.С. (2009). «Позволяет себе все»: Бедный Том знакомится и разыгрывает хаос в «Короле Лире». Журнал справок, 1 (10), 1-2.

Райан, Майкл, изд. (2017). Литературная теория: практическое введение. Джон Уайли и сыновья.

Шекспир, В. (2006). Король Лир. Издательство Black Dog & Leventhal,

Тайсон, Лоис. (2014). Критическая теория сегодня: удобное руководство. Рутледж.