Введение
Некоторые известные исторические личности привлекают внимание общественности и надолго остаются в памяти людей благодаря своим неординарным личностям и действиям. Культ – одна из увлекательных тем, поскольку одновременно интригует и пугает зрителей. Способность собрать группу людей и организовать сообщество, которое будет верить и следовать всему, что говорит лидер, и делать это своим приоритетом, действительно впечатляет. Однако большинство лидеров культов редко искренне заботятся о людях и злоупотребляют своей властью над ними ради личной выгоды. Джим Джонс — один из памятных представителей, потому что к концу своего правления он довел до самоубийства около 900 своих людей (Guinn, 2017). Ни один обычный человек никогда не попытается совершить такой ужасный поступок, но разум некоторых людей работает по-другому. Таким образом, эта психобиография призвана описать личность Джима Джонса на основе моделей «большой пятерки» и проанализировать причины его действий и личных качеств.
Фон
Джим Джонс жил в обычной семье с работающей матерью и отцом-инвалидом. Он ходил в школу и интересовался религией. Его мать презирала местные церкви и конфессии, в то время как все горожане были преданы церквям, поэтому со временем Джим заинтересовался ими. Джим демонстрировал поведение, отличное от мальчиков в его городе, например, никогда не участвовал в драках, любил внимание, манипулировал людьми и устраивал похороны мертвых животных (Guinn, 2017). Джонс также был хорош в ораторском искусстве и в конце концов решил стать священником. Будучи очень харизматичным и обаятельным человеком, который легко мог произвести впечатление глубокой связи с каждым человеком, лидер приобрел преданных последователей.
Позже Джим создал сообщество под названием «Народный храм» в Джонстауне, где люди были полностью отделены от своей обычной жизни, семей и домов и могли действовать только внутри сообщества. Джонс контролировал членов и использовал их для получения материальных благ, управляя их финансами и требуя щедрых пожертвований для Народного Храма. Эта история трагически закончилась после массового самоубийства, в котором приняли участие более 900 человек, включая Джима Джонса, некоторые из которых были детьми (Guinn, 2017). Наконец, Джим Джонс продемонстрировал такие признаки невротизма, как постоянный стресс, тревога и беспокойство по поводу всего. Одним из примеров является его страх потерять сообщество, что привело к его трагическому концу и массовому самоубийству.
Модель личности «Большой пятёрки»
Чтобы лучше понять личность лидера культа, полезно применить модель черт личности «Большой пятерки». Он был очень открыт, чему способствовало его желание попробовать новые виды деятельности и форматы, такие как обучение на священника и создание народных храмов. Джим был полностью сосредоточен на решении задач и проявлял исключительную креативность, когда требовалось решение проблемы. Однако Джонс не повел себя как добросовестный человек в обществе. Хотя лидер старался поддерживать порядок и структуру, он не заботился о людях, плохо с ними обращался и иногда ставил их в опасные ситуации. Джиму не хватало баллов по доброжелательности, потому что он манипулировал, игнорировал проблемы и потребности других и заботился только о своем благополучии (Мартин, 2019). Джим добился этого благодаря своей высокой экстраверсии, любви к вниманию и выдающимся способностям общаться с людьми и нравиться публике.
Пояснительная структура
Некоторые возможные причины могли бы объяснить, почему Джим в конечном итоге развил свои качества и стал человеком, способным на ужасающие действия. Большая часть человеческой личности формируется в период детства, и Джонс не является исключением. Его нарциссическое расстройство, скорее всего, начало развиваться из-за недостатка любви, которую Джим получил во время своего воспитания. У его матери никогда не было времени заботиться о ребенке, а отец практически не участвовал в жизни сына (Гуинн, 2017). Более того, какое-то время мать Джонса не позволяла ему приходить домой до ее возвращения с работы, и он оставался один и голодал на улице. Кроме того, мать Джима демонстрировала неподобающее поведение и даже поощряла ребенка воровать из магазина конфеты, считая это демонстрацией сильной личности.
Также существует вероятность того, что свой религиозный интерес Джим развил у соседских женщин, которые пытались заботиться о нем, пока его мать была на работе. Поскольку все они были из разных церквей, он быстро понял, что разделение их интересов, отражение их эмоций и льстить им могут принести ему дополнительную пользу от человека (Мартин, 2019). Это был момент, когда Джонс начал активно манипулировать людьми. Нарциссическое расстройство личности, как правило, возникает из-за недостатка любви и пустоты, которую ребенок чувствует из-за холодности и отстраненности родителей (Мартин, 2019). Материнское одобрение некоторых неуместных действий Джонса также заставило его жаждать внимания посредством особых занятий, не обязательно хороших, и заставило Джима чувствовать себя менее одиноким и отвергнутым.
Заключение
В целом, предрасположенность Джима Джонса к развитию нарциссического расстройства личности с раннего детства. Отдаленные родители, поощрение плохого поведения, а также отсутствие любви и внимания со стороны семьи внесли значительный вклад в формирование его характера. Кроме того, влияние религии позволило Джиму осознать свою уникальность и привлечь внимание общественности. Однако, учитывая модель личности «Большой пятерки», Джонсу не хватало краткости и приятности, что подразумевало, что Джим активно манипулировал людьми ради своей выгоды и не заботился об их чувствах. В совокупности все эти факторы заложили основу формирования личности Джима Джонса и привели к дальнейшим негативным последствиям для окружающих.
Рекомендации
Гуинн, Дж. (2017). Дорога в Джонстаун: Джим Джонс и храм людей. Саймон и Шустер.
Мартин, Т. (2019). Джим Джонс: тематическое исследование взаимосвязи между антисоциальными и нарциссическими расстройствами личности.