Процесс установления повестки дня на сеансе когнитивно-поведенческой терапии
Создание повестки дня — это коллективный подход, при котором психотерапевт и клиент выбирают, как будет распределяться время встречи. Пациент и терапевт составляют список тем, которые они хотели бы затронуть, а затем решают, в каком порядке они будут их обсуждать и сколько времени они потратят на каждую (Kennerley et al., 2017). Установление маршрута гарантирует, что время сеанса будет использовано правильно и что и психотерапевт, и клиент окажут влияние на тему. КПТ может быть мощным методом лечения психических заболеваний, таких как депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство и расстройства пищевого поведения, независимо от того, используется ли он отдельно или в сочетании с другими методами (Kennerley et al., 2017). Однако не у всех, кому помогает КПТ, имеется психическое расстройство. КПТ может быть ценным методом для всех, кто хочет научиться эффективно справляться со стрессовыми событиями в своей жизни.
На предоставленных видеороликах показаны два сеанса с пациентами; однако они структурированы немного по-другому. В первом видео консультант проводил пациента через беседу и рисовал на доске, где кратко записывал, как пациент себя чувствует (Qualia Counseling Services, 2017). Во втором видео процесс был более простым: консультант общался с женщиной и суммировал для себя основные моменты (доктор Тодд Гранде, 2015). Как и в первом, и во втором видео, пациенты не всегда были уверены в своих ответах. Однако им помогали их консультанты, задавая наводящие и безобидные вопросы, которые могли дать полное представление о происходящем. На мой взгляд, стиль консультирования с графическим сопровождением более эффективен, поскольку пациент также может наблюдать за происходящим своими глазами, что дает уверенность в том, что результат будет.
Проверка домашнего задания является важным аспектом сеанса КПТ-терапии. Если консультанты не выполняют назначенные задания, это создает впечатление, что это не имеет решающего значения. Также они проверят, насколько далеко продвинулся клиент в выполнении задач, которые он ставил перед собой в прошлый раз. В начале вечера они планируют выполнить дополнительные задания вне собраний, например домашние задания. Например, терапевт может предложить клиенту вести дневник любых ситуаций, вызывающих тревогу или отчаяние, в начале терапии, чтобы он мог проанализировать свои идеи относительно этого события.
Обычно новые консультанты сталкиваются с типичными проблемами при работе с пациентами. Во-первых, некоторые люди никогда не добавляют в расписание ничего из дел предыдущей недели или домашнего задания. Некоторые клиенты на последующих сеансах обнаруживают, что большая часть того, о чем они хотели бы поговорить, возникает, когда они просматривают свои задания, и они не слишком беспокоятся в течение недели. Само собой разумеется, что в этом сценарии нет необходимости добавлять план. Хотя клиенту обычно просто нечего выразить по поводу того, о чем он хочет поговорить, существует также вероятность, что он сдерживается, потому что стыдится своей боли или проблем. В таких случаях необходимо поговорить с больным, чтобы подойти поближе и дать ему понять, что он в безопасности.
Вторая частая проблема — это когда клиент представляет слишком много информации, когда дело доходит до установления повестки дня. В этом сценарии консультант должен составить на доске длинный список возможных тем и вспомогательных элементов, а затем попросить человека выбрать, на каких из них ему следует сосредоточиться на этой встрече. Предпочтительнее тщательно охватить небольшое количество тем, чем бегло просмотреть огромное количество тем.
Другая проблема – отвлечение от основной темы. Хотя я знаю, что CTS-R рекомендует это, я не уделяю времени каждому пункту повестки дня. Мне это кажется немного вынужденным; однако я время от времени использую его с чрезвычайно многословными клиентами с образовательной, а не с наказующей целью. При этом я полностью признаю, что опоздал, а не опережал график. Я стараюсь не назначать клиента почасово, каждый час, как прагматик и потому, что у меня есть некоторая гибкость в частной практике. Включение в расписание некоторого времени для восстановления сил — это практический метод устранения опустошения и ухода за пациентом.
Разработка повестки дня — это совместный процесс, в котором психотерапевт и клиент решают, как будет разделено время сеанса. Терапевт и клиент составляют список тем, которые они хотели бы осветить, затем договариваются о порядке, в котором они будут говорить о них, и сколько времени они потратят на каждую. В фильме показаны две встречи с клиентами, но они организованы несколько по-разному. На мой взгляд, терапия с графической помощью более полезна, поскольку клиент может видеть происходящее своими глазами, что дает ему уверенность в достижении результата. Будучи прагматиком и поскольку в своей практике я обладаю некоторой свободой действий, я стараюсь не назначать клиента на час, каждый час. Включение некоторого времени в свой календарь — это разумный способ компенсировать разрушительное воздействие времени и позаботиться обо мне.
Рекомендации
Доктор Тодд Гранде. (2015). Ролевая игра КПТ – определение повестки дня консультации (Видео). YouTube. Веб.
Кеннерли Х., Кирк Дж. и Уэстбрук Д. (2017). Введение в когнитивно-поведенческую терапию – Навыки и применение (3-е изд.). Публикации Сейджа.
Консультационные услуги Квалиа. (2017). Настройка демо-программы CBT (Видео). YouTube. Веб.