Программа посредничества родителей, учителей и молодежи
Краткое описание программы
Программа медиации «Родитель-учитель-молодежь» предназначена для построения отношений между членами семьи разных поколений. Важно отметить, что программа функционирует уже 4 года и работает на научных принципах. Реализация заключается в отборе 250 клиентов, которые нуждаются во внешней помощи и направлены либо по собственной инициативе, либо через социального работника. Соответственно, основная цель программы – видимое улучшение взаимодействия и общения между членами семьи, что приводит к разрешению текущих споров и проблем. Программа состоит из нескольких этапов, первый — консультация социального работника, затем терапия и работа в течение 9 недель. Еще одна важная цель – оказать положительное влияние на поведение детей на территории школы и эффективные изменения во взаимодействии с учителями.
Целевые бенефициары программы
Основными бенефициарами программы являются в первую очередь подростки, которых можно рассматривать как проблемных. Это означает, что у таких клиентов выражены проблемы с социализацией, заключающиеся как в агрессии, так и в изоляции. Однако их родители представляют собой другую группу, поскольку зачастую можно установить связь между поведением личности и ситуацией в семье (Джанкола, 2020). Кроме того, социальный работник выявляет потенциальных клиентов, получая и рассматривая жалобы от учителей или родителей, а также когда ребенок или семья посещают его по собственной инициативе. Программа выполняет функцию социально-психологической помощи и поддержки, но не медицинской.
Тип оценки
Для анализа эффективности программы будет использоваться оценка воздействия, которая поможет выявить как методологические недостатки, так и общую эффективность. Этот вид оценки поможет акцентировать внимание на значимости социальных последствий внедрения и реализации программы, а также ответить на вопрос о правильности ее использования (Morrison & Harms, 2018). В то же время благодаря такому инструменту можно будет установить причины недостижения запланированных результатов и отметить преимущества и наиболее перспективные возможности анализируемой программы. Полученная информация будет обобщена, интерпретирована и использована для реформирования и совершенствования всех механизмов социальной помощи подросткам и их семьям. Оценка будет проводиться исходя из внутренних потребностей реализации программы, с учетом характера внешней оценки.
Текущие проблемы оценки
Помимо вопроса о правильности реализации программы, оценка воздействия программы сможет затронуть еще несколько важных аспектов. Таким образом, такой метод позволит проанализировать уровень востребованности проекта в обществе, в частности, среди целевых лиц (Morrison & Harms, 2018). Кроме того, анализ конечных результатов поможет правильно интерпретировать коренные причины социальных проблем, чтобы сформировать механизм их устранения (McDavid et al., 2018). Исходя из вышеизложенного, оценка воздействия программы способна выполнять сразу несколько прямых и косвенных задач, что и определяет ее эффективность.
Типы данных, первичные и вторичные
Чтобы иметь возможность оценить рассматриваемую программу, специалисты должны регулярно собирать данные, которые служат информацией для анализа. Следует подчеркнуть, что все данные необходимо разделить на две группы: первичные и вторичные. К первичным группам относят такую информацию, как наблюдаемые изменения, реакцию ребенка и его родителей, реакцию личности на оказанную или оказываемую помощь (Morrison & Harms, 2018). Отдельно стоит выделить отзывы всех заинтересованных сторон об изменении поведения через определенный период времени (McDavid et al., 2018). Эта информация является наиболее важной для оценки, поскольку именно она является критерием, иллюстрирующим степень эффективности и реализации программы. Вторичные данные должны включать индивидуальную информацию, такую как пол, возраст, раса, семейное положение и основная причина проблемных ситуаций (McDavid et al., 2018). Несмотря на то, что последний критерий можно трактовать как один из наиболее важных, это не так, поскольку эта информация не влияет на понимание эффективности программы. Иными словами, вторичные данные должны включать в себя все, что играет роль в оказании психологической и социальной помощи, но несущественно для оценки конечной эффективности программы.
От кого данные
Большую часть вышеуказанных данных необходимо получить лично от подростка, на которого направлена программа. Дело в том, что родители или учителя часто могут передать искаженную информацию, потому что либо находятся под впечатлением, либо ребенок им не доверяет. Кроме того, честность и открытость специалиста с подростком существенно повышают эффективность всего проекта (МакДэвид и др., 2018). Эти данные собираются с помощью социального работника, который затем передает их профессионалам. Родители и педагоги предоставляют свои отзывы и наблюдения со стороны, которые необходимо дословно фиксировать и получать в отсутствие ребенка во избежание давления или разочарования личности в себе (McDavid et al., 2018). Следует отметить, что отзыв родителя может получить как социальный работник, так и специалист, реализующий программу. Обратная связь от учителей поступает исключительно к социальному работнику, так как это процесс внутри школы. Другими словами, учителя не должны знать, что ребенок участвует в программе, пока информация конфиденциальна.
Выбор участника
Участники отбираются по немногочисленным, но эффективным критериям поведения ребенка в школе или дома. Если семья по собственной инициативе обращается к социальному работнику, то проводится консультация, в ходе которой специалист не только собирает жалобы, но и анализирует их характер, а также общается с ребенком (МакДэвид и др., 2018). . Если будет установлено, что проблемы носят психологический характер и могут быть решены с помощью программы, такого подростка можно зачислить в число участников. В другой ситуации, когда педагоги жалуются на конкретного человека, беседа проводится с ребенком без присутствия родителей (Гиббс, 2018). При этом перед специалистом стоят одни и те же цели, включение ребенка в программу происходит только с согласия и ведома его родственников. В любом случае важнейшими критериями отбора участников являются наличие социальных проблем в поведении и взаимодействии со взрослыми, сложная ситуация в семье, а также психологическая или социальная природа таких проблем.
Частота сбора данных
Следует отметить, что периодичность сбора данных должна составлять 9 недель. Это объясняется тем, что интерпретация и анализ результатов программы возможны только после ее завершения. Кроме того, сбор данных должен осуществляться на постоянной основе, чтобы не только объективно оценить, но и своевременно выявить как негативные, так и позитивные тенденции (Morrison & Harms, 2018). Однако выше было упомянуто, что отзывы преподавателей должны приниматься и обрабатываться через определенное время. Самым гибким и удобным периодом будет месяц с момента окончания программы до опроса учителей (Linfield & Posavac, 2018). Таким образом, результаты собираются один месяц и девять недель, именно по истечении такого срока они считаются полными (Linfield & Posavac, 2018). Также стоит отметить, что социальный работник и другие специалисты могут собирать информацию в ходе реализации программы, однако такие данные должны анализироваться как текущие результаты, а не окончательные.
Соотношение системы оценивания и актуальных проблем
Вся описанная выше система сбора и оценки данных эффективно коррелирует с соответствующими вопросами, поскольку все методы ориентированы на их ответы. Таким образом, сбор информации о подростках и их семьях, а также их согласие на участие в программе дает достаточные результаты для анализа спроса на программу среди целевых групп (Linfield & Posavac, 2018). Обратная связь со стороны родителей и учителей может служить источником знаний об эффективности проекта, что является ключевой целью всей методики (Morrison & Harms, 2018). Наконец, общение с ребенком и его восприятие как специалистов, так и программы в целом позволяют оценить социальную значимость проекта для целевых групп и общества (Giancola, 2020). Кроме того, общение один на один как с человеком, так и с его семьей и последующее установление первопричин проблемных ситуаций являются основой поиска и создания механизма устранения источника.
Этические соображения и ограничения сбора данных
Сбор данных должен подвергаться ряду ограничений, которые продиктованы этическими нормами и принципами. Таким образом, в целях защиты прав клиентов необходимо запретить как сбор, так и использование любых данных, которые граждане отказываются предоставлять или раскрывать. Кроме того, сбор отзывов и информации должен быть добровольным, а не принудительным или навязчивым. Другими словами, клиентов необходимо информировать о том, что профессионалам нужны их данные (Morrison & Harms, 2018). Социальный работник и специалисты не допустят давления или раздражения как со стороны семьи, так и со стороны подростков в частности. Наконец, тот факт, что ребенок участвует в программе, может дискредитировать его друзей и сверстников (Linfield & Posavac, 2018). Учитывая этот риск, необходимо подчеркнуть, что вся информация строго конфиденциальна и не распространяется даже на учителей школы. Кроме того, необходимо ввести систему псевдонимов и анонимности при сборе любых данных.
Использование результатов на уровне практики и на уровне программы
Необходимо проанализировать, как именно следует использовать результаты, полученные специалистами о программе. Прежде всего, их необходимо собрать в единую базу данных, к которой должен иметь доступ как социальный работник, так и специалисты, взаимодействующие с программой. В эту базу необходимо внести уже интерпретированные и проанализированные данные, однако отзывы считаются дословными (Linfield & Posavac, 2018). На практическом уровне социальный работник обязан использовать данные исключительно в целях мониторинга и обработки подростка. На уровне программы такая информация используется как вектор развития всего проекта, указывая на недостатки и возникающие проблемы.
Кому предоставляются данные
Как отмечалось выше, данные предоставляются исключительно лицам, закрепленным за программой. Учителя, семья и ребенок в частности не участвуют в редактировании или реформировании программы, а лишь оставляют свои отзывы (Giancola, 2020). Соответственно, все данные, внесенные в базу данных, распространяются исключительно среди специалистов, которые разрабатывают дальнейший план обновления проекта. Родители и ребенок должны быть проинформированы об успешном завершении программы и получить дальнейшие рекомендации по борьбе с проблемным поведением.
Рекомендации
Джанкола, СП (2020). Оценка программы. Включение оценки в проектирование и разработку программ. Публикации SAGE.
Гиббс, GR (2018). Анализ качественных данных. Публикации SAGE.
Линфилд, К.Дж. и Посавац, Э.Дж. (2018). Оценка программы. Методы и тематические исследования. Тейлор и Фрэнсис.
Макдэвид, Дж. К., Хьюз, И. и Хоторн, ЛРЛ (2018). Оценка программы и измерение эффективности. Введение в практику. Публикации SAGE.
Моррисон, JQ и Хармс, Алабама (2018). Продвижение научно обоснованной практики посредством оценки программ. Практическое руководство для школьных специалистов. Издательство Оксфордского университета.