Медицинская драма «Пробуждение» (1990) основана на реальном событии. В фильме основное внимание уделяется работе доктора Оливера Сакса по лечению людей с кататонией, расстройством, характеризующимся чрезмерной скованностью и отсутствием реакции на раздражители. Доктор Сакс начал назначать своим пациентам L-допу, препарат, обычно используемый для лечения болезни Паркинсона, после того, как предположил, что это заболевание может вызвать основное заболевание. Этическая дилемма заключается в том, что препарат является экспериментальным и не тестировался на предмет побочных эффектов на людях, что представляет потенциальную опасность для пациентов. На протяжении всего фильма для оценки персонажей можно использовать различные этические принципы, такие как утилитаризм и этика добродетели.

Утилитаризм — это сложная теория этики, которая питает несколько направлений мысли. Эта теория исследует идею о том, что действия должны максимизировать полезность или счастье (Dimmock & Fisher, 2017). В версии утилитаризма Бентама эта концепция подразумевает стремление к удовольствию и избегание боли (Dimmock & Fisher, 2017). В фильме этот аспект максимально усиливается за счет поиска препарата, который может принести пользу жизни многих людей и аналогичным образом увеличить счастье. В некотором смысле эту теорию можно сравнить с консеквенциализмом, который определяет последствия действий как морально правильных или неправильных.

Подробно можно рассмотреть сцену, где доктор Сакс приводит аргументы в пользу назначения леводопы своим пациентам, как пример утилитаризма Бентама. В то время, когда доктор Сакс обращается к своему начальству, он руководствуется убеждением, что этот препарат может улучшить качество их жизни. Он видит в этом возможность принести им счастье, дав пациентам возможность вернуть контроль над своими действиями. Эта возможность, по его мнению, гораздо более выгодна, чем просто забота об их основных потребностях. Такая возможность будет означать распространение счастья среди семей, которые практически потеряли своих возлюбленных из-за кататонического расстройства. Более того, пациенты, находящиеся практически в вегетативном состоянии, смогут избежать боли вечного молчания и неподвижности. Следовательно, полезность будет максимизирована за счет введения нового лекарства и предотвращения боли, что соответствует основному принципу утилитаризма.

В то же время личная полезность врача также максимизируется, когда он наблюдает за пациентами, возвращающимися к жизни. Когда доктор Сакс наблюдает за воздействием L-допы на своих пациентов, это еще один момент, иллюстрирующий утилитарную этику в действии. Он рад видеть, что лекарство улучшает их здоровье и что он может им помочь. Это можно рассматривать как удовольствие от признания и ценности работы человека и получения значимой квалификации, которая рассматривается как полезность, выходящая за рамки простого удовольствия. Доступ к значимым квалификациям улучшает качество жизни и позволяет воспринимать утилитаризм за пределами базовых рамок удовольствия и боли.

Однако фильм демонстрирует, что действие препарата временное. Следовательно, можно было бы построить аргумент, что временный характер препарата может принести больше вреда, чем удовольствия. Это может действовать как злоупотребление психоактивными веществами, что не соответствует удовольствиям утилитаризма. Злоупотребление психоактивными веществами позволяет испытать временное состояние эйфории за счет здоровья, продолжительности жизни и различных психических и физических ухудшений. Хотя доктором Саксом движет добрая воля, пациенты, которые возвращаются в кататоническое состояние, могут почувствовать или подвергнуться серьезному ухудшению психического состояния. Боль от получения доступа к нормальной жизни и потери ее может одолеть некоторых людей. В результате возвращение в кататоническое состояние может травмировать человека, но жалоб не будет, поскольку способность к общению будет потеряна навсегда.

В целом фильм «Пробуждение» подчеркивает, насколько утилитарная этическая теория может быть полезна при использовании для улучшения медицинского обслуживания. Эту идею можно применить для защиты от риска ради достижения большего блага. Кроме того, его можно использовать для оценки эффективности лечения, принимая во внимание положительные результаты пациентов. Кроме того, можно утверждать, что препарат может принести психический вред пациентам и в конечном итоге считаться скорее болезненным, чем приятным опытом. Однако негативные аспекты можно смягчить надлежащей духовной заботой.

Рассмотрение сюжета о применении лекарств в фильме также может следовать этике Добродетели. Аристотелевская этика добродетели вращается вокруг понятия эвдемонии, которое отражает необходимость процветающего поведения. Такое поведение может подразумевать разумный подход к акту доброй воли, который представляет собой золотую середину между пороками дефицита и избытка (Dimmock & Fisher, 2017). Например, добродетельное поведение между трусостью (порок недостатка) и безрассудством (порок избытка) — это смелость (Dimmock & Fisher, 2017). В фильме главным героем движут прежде всего такие добродетели, как смелость, сострадание, дружелюбие и сопереживание.

Повествование «Пробуждения» подчеркивает ценность морального поведения в медицинской отрасли. Приверженность доктора Сэйера – один из таких аспектов, подчеркивающих Добродетель. Он вынужден лечить своих пациентов из-за своего сострадания. Он убит горем из-за их затруднительного положения и хочет найти решение, которое могло бы им помочь. Пытаясь понять их переживания и предоставляя им самое лучшее лечение, он демонстрирует сочувствие своим пациентам. Кроме того, он сохраняет мужество перед лицом таких препятствий, как трудности в лечении пациентов и скептицизм коллег. Моральное руководство персонажа состоит в том, чтобы вызвать добрую волю, которая остается в пределах доступных перспектив разума.

Однако в этом повествовании не рассматриваются последствия таких действий. Моральной дилеммой может стать гипотетическая ситуация непрерывного приема лекарств для тех, кто этого не испытал. Вполне возможно, что врач продолжит действовать во имя добродетельного поведения. Вопрос в том, будет ли временный эффект достаточным для пациентов? Для некоторых духовная помощь может оказаться эффективной в смягчении депрессии после возвращения в кататоническое состояние. Для других это может быть слишком сложно, а последствия могут быть ужасающими, но никто не сможет их оценить. Следовательно, врач может действовать в интересах своих пациентов и Добродетели, хотя последствия могут быть не такими очевидными. Это может стать дилеммой, учитывая этику добродетели в фильме.

Фильм «Пробуждение» можно считать иллюстрацией теорий утилитаризма и этики добродетели. Согласно этике утилитаризма и добродетели, действия главного героя отражают основные ценности обеих теорий, поскольку им движут эвдемония и полезность. Хотя некоторые этические дилеммы прослеживаются, учитывая, что временное состояние препарата может вызвать ухудшение психического здоровья у тех, кто возвращается в кататоническое состояние. Эти этические принципы позволили мне пересмотреть свой подход к личной и профессиональной жизни. По моему мнению, люди должны стремиться следовать понятиям добродетели и полезности для распространения доброй воли. Таким образом, можно было бы увеличить общее счастье в мире живых. Я хочу рассматривать любые проекты, которые я могу профессионально реализовать, с учетом конечных результатов и личных ценностей, чтобы оставаться в приемлемых пределах обеих теорий.

Ссылка

Диммок М. и Фишер А. (2017). Этика для A-level. Открытое книжное издательство.