Прикладной анализ поведения детей с аутизмом

Прикладной анализ поведения (ABA) широко используется с детьми с расстройствами аутистического спектра, поскольку несколько исследований показали его высокую эффективность. В основе ABA используются принципы обусловливания респондентов и инструментального обусловливания. Научение респондента, или классическое научение, — это процесс обучения, в котором два стимула (нейтральный и мощный) используются для сопоставления, а нейтральный сигнал вытягивает мощный сигнал. Инструментальное обусловливание использует подкрепление и наказание как силу к действию. ABA – это эффективное вмешательство в поведение детей с аутизмом, ориентированное, прежде всего, на их интеллектуальные, филологические и социальные навыки.

При раннем начале прикладного анализа поведения у детей с расстройствами аутистического спектра наблюдается тенденция к улучшению уровня IQ, способности к пониманию и высказыванию, адаптации к обществу. Результаты различных метаанализов с использованием вербальных и невербальных тестов, а также исследования Makrygianni et al. (2018) показывают, что программы ABA были чрезвычайно полезны для пациентов с аутизмом. В основном они были очень эффективны для повышения академического уровня и коммуникативных навыков; однако малоэффективны в улучшении повседневных жизненных навыков детей. Для достижения хороших результатов важно упорядочить обучение в процессе обучения детей, а также подкрепить подражание. Эти результаты желательны, хотя и не в каждой программе они достигаются.

Однако сложно оценить конкретную пользу от программ ABA, поскольку некоторые исследования разрабатываются и проводятся по-разному. Например, некоторые исследователи используют случайные, а не удобные выборки, методы слепой оценки, инструменты для оценки результатов до и после лечения. Количество анализов, изучающих эффекты программ ABA до и после лечения, все еще невелико, чтобы можно было сделать однозначные выводы. Необходимо провести дополнительные исследования, чтобы получить более точную оценку расследования.

В заключение важно сказать, что вмешательство ABA призвано стать полезной программой для детей с расстройствами аутистического спектра, которая помогает развивать их когнитивные, языковые и социальные навыки. Эти программы ориентированы на индивидуализацию, комплексность, развитие значительного количества навыков. Тем не менее, необходимо провести дополнительные исследования, чтобы оценить их влияние и их основное влияние на конкретные области жизни детей с аутизмом.

Ссылка

Макригианни М.К., Гена А., Катуди С. и Галанис П. (2018). Эффективность прикладных поведенческих аналитических вмешательств для детей с расстройствами аутистического спектра: метааналитическое исследование. Исследования расстройств аутистического спектра, 51, 18–31.