В целях обеспечения устойчивого социально-демографического развития страны во многих странах введены и активно развиваются реформы, направленные на повышение качества и безопасности медицинских услуг. Аккредитация учреждения здравоохранения является официальным признанием наличия в учреждении здравоохранения условий для оказания качественной, своевременной, определенного уровня медицинской помощи населению. Кроме того, это подтверждает соблюдение учреждением стандартов в области здравоохранения, соответствие медицинских (фармацевтических) работников единым квалификационным требованиям. Аккредитация медицинских учреждений является добровольной для всех объектов системы здравоохранения независимо от формы собственности.

Аккредитация организаций здравоохранения является одним из ключевых механизмов системы менеджмента качества. Они обеспечивают оценку качества медицинской помощи и ее постоянное улучшение путем выявления факторов, влияющих на возникновение дефектов в технологических процессах оказания опеки. Более того, аккредитация дает возможность сформулировать рекомендации по устранению трудностей. Одобрение предполагает создание независимой системы внешней оценки деятельности в соответствии со стандартами, включая требования к квалификации персонала (Табризи и Гариби, 2019). Учитывает организацию работы учреждения, осуществление непрерывного повышения квалификации персонала, конечные результаты обеспечения лечебно-диагностического процесса. Сертификация медицинских организаций является добровольной, основанной на принципах компетентности и независимости аккредитующего органа. Кроме того, в СМИ регулярно освещаются итоги аккредитации и формирования общественного рейтинга поставщиков медицинских услуг.

Балльная шкала позволяет оценить измеряемый критерий и используется для оценки деятельности всех структурных подразделений организации здравоохранения. Эта шкала включает оценку менеджмента, обеспечения качества и безопасности медицинской помощи, структуры и профессионализма персонала. По результатам комплексной внешней оценки субъект здравоохранения составляет план мероприятий по устранению несоответствий требованиям стандартов аккредитации, выявленных в ходе комплексной внешней оценки. Аккредитация помогает выявить ряд системных проблем здравоохранения: острую нехватку специалистов, высокую нормативную нагрузку врачей и среднего медицинского персонала, недостаточное качество строительства медицинских учреждений. Показано, что некоторые разделы стандартов незнакомы руководителям и сотрудникам медицинских организаций.

Следует отметить, что процесс аккредитации требует системного подхода и определенного уровня подготовки всех участников процесса. В частности, сюда входит руководство, отвечающее за постановку процессов и обучение персонала медицинских организаций. Важным моментом является то, что для эффективного и успешного функционирования необходимо несколько взаимосвязанных подсистем, в том числе постоянная система стандартизации, обеспечивающая постоянное совершенствование и обновление стандартных процедур.

В заключение отметим, что в аккредитованных клиниках наблюдаются конкретные изменения в своей практике: снижение врачебных ошибок, снижение внутрибольничной инфекции, сокращение средней продолжительности пребывания пациентов на больничной койке. Более того, заметно снижение затрат, что повышает удовлетворенность персонала пациентов; повышение статуса среднего медицинского персонала. Внедрение системы аккредитации медицинских организаций способствует формированию единой системы требований к подготовке менеджеров здравоохранения, более широкому распространению службы внутреннего аудита как неотъемлемой части инфраструктуры управления качеством медицинской помощи. В результате повышается уровень качества предоставляемых медицинских услуг.

Ссылка

Тебризи Дж. С. и Гариби Ф. (2019). Стандарты аккредитации первичной медико-санитарной помощи: систематический обзор. Международный журнал обеспечения качества здравоохранения, 32 (2), 310-320.