Практика социальной работы: роль неявной предвзятости
Введение
Работая с разнообразной группой клиентов, социальный работник сталкивается с разными типами проблем, возникающими у людей, представляющих разные мировоззрения и происхождения. Хотя основные принципы культурной чувствительности на практике повсеместно присутствуют в академических и профессиональных областях, связанных с социальной работой, вопросы, связанные с многообразием, раскрыть труднее. Действительно, широко обсуждалась неявная предвзятость как бессознательная неприязнь или предпочтение одной группы перед другой, основанное на необоснованных основаниях. Маргинализированные группы страдают от дискриминации и угнетения в современном обществе, что создает высокий уровень стресса и чувство изоляции, которого клиент надеется избежать на сеансах социальной работы. Таким образом, неявная предвзятость может оказать существенное негативное влияние на социальных работников, добивающихся равенства, инклюзивности и справедливости в своей практике. Поэтому важно выявлять, повышать осведомленность и устранять неявную предвзятость, чтобы обеспечить беспристрастное предоставление услуг всем клиентам, независимо от их происхождения. Эта статья предназначена для анализа масштабов угнетения, с которыми могут столкнуться сообщества, роли культурной компетентности в практике социальной работы и роли скрытой предвзятости в ней.
Масштабы маргинализации и угнетения обслуживаемых сообществ
Сообщества, которые, скорее всего, получат помощь, включают различные уязвимые группы населения. Это могут быть пациенты с неизлечимыми заболеваниями и их семьи, беженцы, иммигранты, цветные люди, клиенты ЛГБТК и их сообщества, люди с низким социально-экономическим статусом, одинокие пожилые люди и другие. Все эти сообщества сталкиваются с отсутствием безопасности в своей повседневной жизни, что связано с их маргинализацией и угнетением (Craig et al., 2020). Эти явления часто наблюдаются в различных современных обществах, где слияние культур, этнических групп, происхождения и мировоззрений вызывает широкий спектр восприятий других (Sereno et al., 2022). Поскольку примеры уязвимых клиентов и сообществ часто составляют меньшинство, вполне вероятно, что они могут столкнуться с дискриминацией и стереотипным отношением со стороны большинства. Таким образом, уязвимые группы часто подвергаются стигматизации в своей повседневной жизни в самых разных условиях (Craig et al., 2020). Уровень стигматизации зависит от масштабов маргинализации.
Маргинализация — это широкая и сложная проблема, характеризующаяся принижающим или вызванным превосходством отношением других к уязвимой группе. Эта концепция развивается в трех основных измерениях, выявленных в научной литературе. В частности, по мнению Дорранса Холла и Уилсона (2021), «маргинализация — это многомерная конструкция, состоящая из различий, неодобрения и исключения» (стр. 2100). Таким образом, первое измерение маргинализации и угнетения — это различие, которое влечет за собой простое признание человека, представляющего уязвимое сообщество, отличным от большинства. В качестве измерения различие означает, что на противоположной стороне спектра существует сходство, подразумевающее, что, когда член общества признается похожим на других, он не подвергается маргинализации или угнетению (Dorrance Hall & Wilson, 2021). Примером маргинализации в этом измерении может быть опыт подростка-трансгендера в школе, где доминирующие сверстники традиционного пола задают вопросы или выражают свои трудности, связанные с идентичностью человека. В этом случае у человека может сработать ощущение того, что он не похож на других, и это приведет к последующей стигматизации.
Вторым измерением маргинализации уязвимых групп населения в различных условиях является неодобрение. Как заявили Дорранс Холл и Уилсон (2021), это измерение варьируется от одобрения как формы безоговорочного принятия человека или сообщества другими до неодобрения как условного принятия. В качестве примера можно привести ситуацию, когда сверстники будут дружить с женщиной арабской культуры только в том случае, если она не носит хиджаб. Такое состояние является проявлением неодобрения своей идентичности и культурного различия, что является признаком маргинализации.
Третьим измерением маргинализации и угнетения является исключение, которое, в отличие от включения в группу, влечет за собой прекращение любого общения или признания существования личности. Как утверждают ученые, эксклюзивный тип маргинализации характеризуется «остракизмом и игнорированием личности» (Dorrance Hall & Wilson, 2021, с. 2103). Например, молодому мужчине из бедной чернокожей общины может быть отказано в доступе к образованию или работе на основании стереотипного восприятия таких людей как ненадежных. Эта маргинализация на уровне исключения приводит к еще более серьезному притеснению, поскольку она ограничивает доступ уязвимых групп населения к основным услугам и возможностям, еще больше ухудшая их благосостояние.
Ощущению принадлежности к группе препятствует маргинализация, которую можно объяснить, обратившись к теории конфирмации. Как указывают Дорранс Холл и Уилсон, «подтверждающие сообщения сообщают о принятии другого», в то время как «опровергающие сообщения отрицают опыт другого, дискредитируют его чувства и отвергают его общение» (стр. 2101). Таким образом, различные аспекты маргинализации влекут за собой неприятие человека большинством, что стигматизирует первого и приводит к порочному кругу беспокойства. Более того, есть несколько сфер, где эти группы могут подвергаться маргинализации и притеснениям. К ним относятся здравоохранение, социализация, образование, трудоустройство, участие сообщества, правовое поле и другие (Craig et al., 2020). Однако именно в сфере социальной работы такие сообщества ищут и должны найти защиту, признание и поддержку, необходимые для исцеления и обретения социального обеспечения. С этой целью практика социальной работы должна быть лишена предвзятости и несправедливости, чтобы обеспечить положительные результаты для клиентов.
Учитывая частоту и далеко идущие последствия маргинализации уязвимого населения, обслуживаемого социальными работниками, крайне важно определить роль культурной компетентности и культурной скромности в практике социальной работы. В целом, культурно-чувствительная практика социальной работы предполагает объективное восприятие и оценку профессионалами происхождения, традиций, языков, религий, экономического статуса и мировоззрений других людей без каких-либо предубеждений. Такие установки формируются на основе аналитического и осознанного восприятия культуры социального работника, которая рассматривается как равная любой другой. Культурная компетентность – это «поведение, отношения и политика, которые могут объединиться в континуум, который будет гарантировать, что система, агентство, программа или человек могут эффективно и надлежащим образом функционировать в разнообразных культурных взаимодействиях и условиях» (Greene-Moton & Minkler, 2020). , стр. 142). Что касается культурного смирения, его можно определить как «пожизненную приверженность самооценке и критике, исправлению дисбаланса сил» для постоянного улучшения услуг, предоставляемых различным группам населения» (Greene-Moton & Minkler, 2020, стр. 142). Таким образом, компетентность связана прежде всего с овладением методом и использованием техники, тогда как смирение влечет за собой самоучастие и осознанность.
Из-за такой разницы между этими двумя концепциями сообщество социальных работников было озабочено заменой культурной компетентности культурной скромностью вместо ее большей привлекательности для самосознания социального работника. Однако результаты, полученные в ходе исследования Дансо (2018), показывают, что неуместно заменять компетентность смирением, поскольку «Культурное смирение, по-видимому, не добавляет большей ценности практике социальной работы, чем культурная компетентность» (стр. 410). Следовательно, учитывая преимущества обеих концепций и неполноту культурно-чувствительной практики без какой-либо из них, крайне важно, чтобы социальные работники реализовали как культурную компетентность, так и смирение. Действительно, значимость культурной компетентности для практики социальной работы трудно переоценить, поскольку, как показано в предыдущем разделе данной статьи, люди, нуждающиеся в социальных услугах, часто представляют культурные меньшинства. Признание разнообразия клиентов имеет важное значение для оказания помощи уязвимым группам населения с учетом культурных особенностей. Таким образом, компетентность как способность использовать методы и смирение как форма культурного самосознания являются важными инструментами для устранения дискриминации и предвзятости в практике социальной работы.
В качестве примера применения культурной скромности и компетентности во взаимодействии с клиентом можно сослаться на установление взаимопонимания между белой женщиной-социальным работником и клиентом-афроамериканцем-трансгендером. В этом случае пол и этническая принадлежность социального работника не должны навязывать стереотипное восприятие переживаний клиента. Вместо этого ожидается, что профессионал будет корректировать свой стиль общения с фоном и потребностями клиента, демонстрируя уважение и признание его культурной самобытности. Однако проведение практики с учетом культурных особенностей может оказаться сложной задачей из-за сложности предубеждений, о которых социальный работник может не знать (Sereno et al., 2022). Действительно, неявные предубеждения «проистекают из прошлого опыта и связаны с категорией стимулов, которые действуют вне осознания человека» (Sereno et al., 2022, стр. 73). Таким образом, они сильно влияют на отношение и поведение человека по отношению к другим, хотя человек этого не признает.
В практике социальной работы, как и в любой другой сфере или службе, неявная предвзятость присуща человеческому фактору. По данным Серено и др. (2022), «поскольку неявные предубеждения находятся за пределами осознания человеком и активируются автоматически, человек может не осознавать влияние, которое эти предубеждения оказывают на его модели поведения» (стр. 73). Таким образом, чтобы развивать культурную компетентность, нужно исповедовать культурное смирение посредством самоисследования с целью выявления скрытых предубеждений. Осознание потенциальных внутренних проблем на пути предоставления справедливых и основанных на равенстве клиентоориентированных услуг разнообразному населению откроет возможности для профессионального роста. Такое обучение можно было бы начать с использования тестов на неявную предвзятость, направленных на выявление бессознательных предубеждений и стереотипов в отношении некоторых групп населения. Таким образом, социальный работник получает возможность критического самоанализа, что в конечном итоге пойдет на пользу результатам его клиентов.
Заключение
В заключение отметим, что роль имплицитной предвзятости в практике социальной работы предопределяется неосознанным влиянием индивидуальных предубеждений человека на характер взаимодействия с клиентами. Поскольку конечной целью деятельности профессионального социального работника является исцеление и благополучие клиентов, крайне важно, чтобы взаимодействие, общение и терапевтические методы были лишены предвзятости. В этом отношении в интересах социального работника применять надлежащие средства обучения и самооценки, чтобы демонстрировать объективность и нестереотипное суждение о разнообразной группе клиентов. Таким образом, осознание своей скрытой предвзятости устранит риски несправедливости или дискриминации в практике социальной работы. Более того, клиентура, разнообразная в культурном, этническом, экономическом и религиозном отношении, получит высококачественное обслуживание, соответствующее принципам заботы.
Рекомендации
Крейг, К.Д., Холмс, К., Хадспит, М., Мур, Г., Муса-Мита, М., Варко, К., и Уоллес, Б. (2020). Боль у людей, маргинализированных социальными условиями. Боль, 161 (2), 261–265.
Дансо, Р. (2018). Культурная компетентность и культурная скромность: критическое размышление над ключевыми концепциями культурного разнообразия. Журнал социальной работы, 18 (4), 410–430.
Дорранс Холл, Э., и Уилсон, С.Р. (2021). Объяснение масштабов семейной маргинализации и типов маргинализированных членов семьи. Журнал социальных и личных отношений, 38 (7), 2099–2120.
Грин-Мотон Э. и Минклер М. (2020). Культурная компетентность или культурная скромность? Выходим за рамки дискуссии. Практика укрепления здоровья, 21(1), 142-145.
Серено М., Куигли Дж. и Смит Г.С. (2022). Систематический обзор использования процедуры неявной реляционной оценки (IRAP) для оценки неявных предубеждений, присущих профессионалам в отношении групп клиентов. Исследование практики социальной работы, 32(1), 73-91.