Введение

В последние годы растет спрос со стороны общества на аудит государственных организаций и ведомств, в том числе на оценку эффективности деятельности государственных органов и нецелевого использования бюджетных средств. Для удовлетворения этого запроса и создания более эффективной системы государственного управления необходимо найти сбалансированные методы учета и аудита (Cordery and Hay, 2019). Два важнейших критерия становятся в центре внимания общественных запросов – финансовый аудит и аудит эффективности (Cordery and Hay, 2019). Эти показатели позволяют обществу понять, как используются бюджетные средства и какие результаты показывают конкретные программы и организации.

Объем аудита соотношения цены и качества и аудита эффективности

Аудит соотношения цены и качества (VFM) – это независимое расследование, целью которого является получение информации об экономии и эффективности использования государственных средств. Аудиторы должны проверить финансовую отчетность организации и провести анализ соотношения цены и качества предоставленных или полученных услуг (Ади и Дутил, 2018). В процессе такой проверки могут быть выявлены как мошенничество и нецелевое использование бюджетных средств, так и неоптимальное использование ресурсов (Ади и Дутил, 2018). По результатам аудита ВФМ могут быть даны рекомендации по оптимизации затрат и снижению затрат на административно-организационные процессы. Этот тип аудита необходим, поскольку он защищает государственные органы от риска мошенничества и неправомерных действий, а также помогает пересмотреть и оптимизировать расходы.

Аудит эффективности – это независимая проверка работы государственных органов и реализации программ и функций. Рецензенты изучают документацию, планы, проекты и заявленные цели и сравнивают их с исполнением (Muda et al., 2018). Таким образом, можно понять, выполняются ли запланированные мероприятия так, как изначально предполагалось. Стандарты аудита, установленные Счетной палатой США, обычно включают оценку эффективности, результативности, соответствия требованиям законодательства и исходной документации (Muda et al., 2018). Целью аудита является улучшение административных и рабочих процессов внутри организации (Муда и др., 2018). Общественность может видеть, какие программы и организации достигают своих целей и требуют новых подходов.

Аудит соотношения цены и качества и аудит эффективности преследуют разные цели и дополняют друг друга, но ни один из них сам по себе не достаточен для аудита эффективности организации. Аудит эффективности — это дорогостоящий аудит, который не проводится внезапно и требует длительного расследования (Муда и др., 2018). Эксперты проверяют документацию, оптимальное использование ресурсов, эффективность каждой операции, надежность финансовых поставщиков и соответствие целям (Муда и др., 2018). Однако этот тип проверки не может выявить хорошо спланированное мошенничество и незаконную деятельность на уровне финансового управления (Муда и др., 2018). Аудит VFM может быть проведен внезапно для организации и выполняется в первую очередь финансовыми экспертами (Jatmiko et al., 2022). Этот аудит определяет легитимность расходования бюджетных средств и соотношение цены и качества, а также позволяет обнаружить подозрительное расходование ресурсов (Ятмико и др., 2022). Таким образом, государственные менеджеры не могут пренебрегать обоими видами аудита, поскольку они дают представление о разных параметрах работы общественных организаций.

Цели, которые государственные менеджеры преследуют при измерении эффективности

Измерение эффективности государственных организаций и программ является важным компонентом их эффективной и успешной работы. Во-первых, аудиты позволяют государственному менеджеру оценить деятельность государственных организаций на основе различной доказательной информации (Moullin, 2017). Сбор и оценка данных и их публичное распространение позволяют обществу оценить, стоит ли программа своих инвестиций. Во-вторых, менеджеры таким образом осуществляют контроль за работой организаций, корректируя ее по результатам проверок (Муллен, 2017). В процессе реализации проекта неизбежно возникают объективные и субъективные трудности, проблемы и отклонения при столкновении с реальностью (Муллен, 2017). Поэтому необходим постоянный мониторинг и согласование целей и задач с результатами. В-третьих, финансовые проверки позволяют более эффективно распределять бюджетные средства и находить возможности для оптимизации (Муллен, 2017). В-четвертых, отзывы мотивируют сотрудников и поддерживают культуру организационного совершенства (Moullin, 2017). В ходе проверок сотрудники вынуждены проверять свою деятельность на соответствие должностным инструкциям.

Аудиты обычно повышают доверие к государственным органам и государственным служащим. Пятая цель измерения эффективности — повышение и продвижение персонала и вознаграждение организаций, демонстрирующих высокую эффективность и производительность (Moullin, 2017). Это выстраивает иерархию компетенций в учреждении и улучшает его работу. В-шестых, изменение производительности позволяет отмечать и вознаграждать людей и программы, которые работают лучше всего (Moullin, 2017). В-седьмых, аудиты дают возможность собрать информацию и изучить причинно-следственные связи исполнения тех или иных программ (Муллен, 2017). Работая с обществом, необходимо постоянно узнавать, какие методы работают, какие нет и почему. Люди и правительство — это сложные многомерные системы, работа с которыми требует гибкости. В-восьмых, основная цель измерения эффективности — внедрение улучшений, поэтому аудиты всегда заканчиваются выработкой конкретных рекомендаций для организации (Moullin, 2017). Государственные менеджеры всегда стараются контролировать и давать положительную обратную связь, что поможет скорректировать работу и достичь запланированных результатов.

Заключение

Общество и государство заинтересованы в контроле и повышении эффективности государственных органов и программ. Изменение производительности является важным механизмом, позволяющим осуществлять обе эти функции, а также создавать иерархию компетенций и мотивировать государственных служащих честно и продуктивно работать на благо общества. С этими целями государственные менеджеры проводят различные виды проверок, проверяющих различные аспекты деятельности организаций. Аудит соотношения цены и качества используется для выявления мошенничества и оценки затрат, а аудит эффективности определяет уровень эффективности. Эти независимые проверки необходимы для поддержания и улучшения работы органов государственной власти.

Список литературы

Ади С. и Дутил П. (2018). «В поисках стратегии: выбор аудита соотношения цены и качества (VFM) в новую эпоху государственного управления», Canadian Public Administration, 61(1), 91-108.

Кордери, Си Джей и Хэй, Д. (2019). «Высшие аудиторские учреждения и общественная ценность: демонстрация значимости», Financial Accountability & Management, 35(2), стр. 128-142.

Джатмико Б., Хая Б.С. и Утами Т.П. (2022). «Определители эффективности затрат местных органов власти: роль государственной финансовой подотчетности как посредника», Jurnal Reviu Akuntansi dan Keuangan, 12(2).

Мулен, М. (2017). «Улучшение и оценка эффективности с помощью системы показателей государственного сектора», Международный журнал по управлению производительностью и эффективностью, 66 (4), стр. 442-458.

Муда И., Эрлина И.Ю. и Насутион А.А. (2018). «Аудит эффективности и перспектива сбалансированной системы показателей», Международный журнал гражданского строительства и технологий, 9 (5), 1321-1333.