Введение

Второй круг ада, описанный Данте в «Божественной комедии», представляет собой похоть и описывает падших из него грешников. Супруги-изменники и развратники олицетворяют то, что литература Средневековья представляет собой яркий зародыш. И все же в Новом веке оно станет ключом к европейской культуре после Средневековья. Это проблема разума и того, как люди, лишенные его света, спешат потакать своим слабостям, обменивая высокие ценности и будущее на сиюминутные удовольствия.

Хоть похоть Данте и имеет яркую эротическую окраску, ее необходимо воспринимать как гораздо более глубокую и в то же время более всеобъемлющую. Данте пишет:

«Похоже, что последний путь разорвал узы любви, созданные Природой. Откуда во втором круге свое гнездо Притворство, колдовство, лесть, Воровство, ложь, симония, все, кто соблазняет К справедливости или ставит свою честность в залог, С такими подлыми подонками, как эти. (Инферно, 11:58-64).

То есть грешники, увиденные в аду, — это не только предатели, предатели, а вообще люди, при жизни потворствовавшие своим порокам и поддавшиеся искушению. Деньги, вещи или драгоценности могут соблазнить завистников и воров. Данте, таким образом, расширяет понятие похоти, помещая во второй круг ада вообще недисциплинированных людей, не сумевших сдержать свои порывы. Неслучайно в культуре Средневековья рисуется образ суккуба: обольстительного дьявола, приходящего к людям в образе женщины. Эротические чувства и страсть могут быть олицетворением слабости человека. Эта слабость, однако, не заканчивается эросом, а переходит в другие сферы жизни, пока, наконец, не затронет мышление человека. Бог и Дьявол выступают у Данте как основные регулирующие силы наказания и поощрения искушения. Однако позже эта роль перейдет к науке, рациональному мышлению и другому типу культуры, который придет в Европу.

Потребление и отсутствие дисциплины

Современное потребление уже давно достигло своего пика, и сейчас люди находятся в стадии спокойного наслаждения товарами. Было бы наивно полагать, что потребление сейчас сводится только к покупке ненужных вещей. Информационное общество позволяет людям наслаждаться производством идей и абсолютным отсутствием дисциплины мышления. Иррациональность представлена ​​как новая форма рациональности, а потворство слабостям признается продуктивным поведением в контакте с людьми. Однако человеческая неполноценность и недисциплинированность желаний не только ведут к социальной деградации, но и представляют физическую опасность для человечества. Производство оружия, угрозы военной интервенции и прямые военные действия по всему миру в цивилизованных странах являются результатом разросшейся похоти и бесконечного желания. Люди попадают в ситуацию, когда не хотят ничего конкретного, а хотят в целом. Им не нужны определенные вещи, но им нужно проявление себя как субъектов. Homo sapiens, извечная гордость всей планеты, стал человеком желания.

Глядя на рекламу и продукцию массового потребления, складывается впечатление, что люди устали от постоянных желаний. Они уже делают это без удовольствия, по привычке, но продолжают это делать. Что страшнее и опаснее для людей, так это отсутствие дисциплины в жажде власти. В ситуациях владения ресурсами, богатствами и человеческими жизнями (которые зависят от высших рангов) проявляется физическая опасность такой эмоциональной незрелости и тотальности. Возможно, с политической точки зрения, диктаторами становились люди, особенно избалованные властью, потому что чувствовали свою безнаказанность.

Похоть — пример потворства человеческой слабости

Поначалу Данте был бы искренне удивлен уровнем потребления в сегодняшнем американском обществе и тем, насколько по-разному можно читать нравы разных людей. Люди, однако, не меняются с течением веков, и их пороки остаются такими же, как и в средние века. Большинство людей жаждут власти, славы, богатства и других радостей земной жизни. Это было бы понятно Данте; однако он, вероятно, будет удивлен тем, насколько легко это получить сейчас. Многие защищают недисциплинированное мышление и считают, что эмоциональное благополучие важнее, чем стремление к идеалам и моральным поступкам.

Заключение

Историко-культурный контекст Данте очень далек от современных людей, даже если они заняты словесным творчеством. На данный момент взгляды на изобретение, религию и власть трансформировались настолько, что даже такому образованному человеку, как Данте, потребовалось много времени, чтобы понять контекст. Поняв контекст и усвоив культурные коды современного американского общества, Данте согласился бы, что большинство людей слабы. Эти люди потворствуют своим порокам и не стремятся стать лучше. Большинство людей не имеют высоких целей, а желают оправдать себя за злые дела. Современное общество приветствует подобные оправдания и с новой силой потакает слабостям. Вероятно, особенно подвержены этому молодые люди, поскольку они уже выросли в обществе развитого потребления и не часто соприкасаются с понятиями дисциплины, особенно в том смысле, который вкладывает в это слово Данте. В прошлом веке произошло торжество иррациональности, эротизма и сексуальности. Оно навсегда изменило общество и создало огромный разрыв между религиозным и мифологическим Средневековьем, полным загадок, и современным миром.

Процитированная работа

Алигьери, Данте и Генри Уодсворт Лонгфелло. Божественная комедия: «Ад», «Чистилище», «Рай». Независимое издание, 2021 г.