XXI век принято считать веком информации. В большинстве стран Запада доступ к информации неограничен, а это означает, что каждый имеет право голоса и может транслировать свои взгляды и опыт (Харрисон 25).
Аналогичным образом, люди, потребляющие информацию, имеют доступ к любому источнику по своему усмотрению, принимая собственные решения о том, что читать и кого слушать. Преимущества такой системы очевидны – любому государству или компании становится невероятно сложно вести пропаганду, монополизируя источники информации (Бенклер и др., 57). Плюрализм мнений является основным требованием для функционирующей демократии. Это позволяет проводить конкуренцию идей, в которой в конечном итоге одержат победу лучшие из них. Кроме того, это позволяет привлечь правительство и его должностных лиц к ответственности. Без подотчетности любая демократия в конечном итоге станет узурпированной государственным аппаратом, работающим ради собственной выгоды, а не ради исполнения воли народа.
Еще одним преимуществом является доступность указанной информации. Если до эпохи Интернета для получения информации нужно было позволить себе газету или радио/телевизор, то сегодня у каждого есть дешевые и доступные гаджеты для доступа практически к любому новостному изданию. Именно по этой причине современные люди представляют собой одно из самых информационно насыщенных поколений в истории (Streitmatter 26).
Преимущества такого доступа многочисленны: во-первых, правительству страны становится все труднее контролировать, к каким источникам информации имеют доступ люди. Сайты могут блокироваться массово, но существует множество легкодоступных способов обойти блокаду. Чтобы иметь возможность блокировать доступ к иностранным средствам массовой информации с любой степенью эффективности, требуются колоссальные усилия, подобные усилиям Великого китайского файрвола (Althaide & Snow 85). Аналогичным образом, легкий доступ означает, что больше не проводится денежная перепись того, к какой информации имеют доступ отдельные лица, что разрушает монополию богатых и влиятельных людей на средства массовой информации.
Однако у существующих способов потребления новостей людьми есть и недостатки. Поскольку существует так много торговых точек, они начали специализироваться и ориентироваться на свою целевую аудиторию. Сегодня легко найти выход для удовлетворения любых ранее существовавших политических убеждений, при этом информация тщательно отбирается в соответствии с конкретным повествованием (Данауэй и Грабер 39). Это происходит по обе стороны политического спектра – слева и справа. В результате не существует источников, которые можно было бы считать объективными в ту или иную сторону. Люди, которые их читают, начинают жить в своей отдельной реальности, и когда эти реальности сталкиваются, конфронтация часто бывает бескомпромиссной. Существующий политический раскол между левыми и правыми в США частично является результатом поляризации людей средствами массовой информации.
Другая проблема связана с эволюцией способов, с помощью которых медиакомпании выдавливают мысли и предпочтения людей. Google, Twitter, Facebook и т. д. медленно монополизируют информационный рынок – без поисковой системы практически невозможно правильно ориентироваться в сети (Харрисон 109). Эти компании косвенно становятся хозяевами информационных потоков, беря на себя право решать, что считать фейковыми новостями, а что нет. Такие кураторы представляют собой потенциальную угрозу свободе слова и плюрализму мнений повсюду (Балджер и Дэвисон 17). Хотя в Интернете много дезинформации, предоставление права цензуры любой организации, будь то частная компания или правительство, по своей сути опасно в долгосрочной перспективе.
Цитируемые работы
Алтейд, Дэвид Л. и Роберт П. Сноу. Миры СМИ в эпоху постжурналистики. Рутледж, 2019.
Бенклер, Йохай и др. Сетевая пропаганда: манипулирование, дезинформация и радикализация в американской политике. Издательство Оксфордского университета, 2018.
Балджер, Моника и Патрик Дэвисон. «Обещания, проблемы и будущее медиаграмотности». Журнал медиаграмотности, том. 10, нет. 1, 2018, стр. 1-21.
Данауэй, Джоанна и Дорис А. Грабер. СМИ и американская политика. CQ Пресс, 2022.
Харрисон, Бриджит С. и др. Американская демократия сейчас. Макгроу-Хилл Образование, 2019.
Стрейтматтер, Роджер. Могущественнее меча: как средства массовой информации повлияли на американскую историю. Рутледж, 2018.