Подростковый возраст связан со значительными изменениями, определяющими общее развитие человека. В этот период жизни происходят физиологические и психологические трансформации, влияющие на взрослую жизнь. Подростки склонны к крайностям в поведении, демонстрации специфических моделей поведения, вариативности изменений характера. Развитие мозга, самоидентификация и гормональные изменения являются важными факторами для таких черт. Изменения гормонального фона и связанной с ним активности мозга имеют решающее значение для поведенческих и физиологических изменений подростков. За счет выброса значительного количества половых и других гормонов человек приобретает несвойственные ранее черты характера (Гальван, 2017). Например, резкое повышение уровня тестостерона у подростков часто может привести к повышению уровня агрессии. Столь существенные изменения характерны и для других гормонов. Развитие мозга также приводит к элементарным изменениям в поведении человека и во многом определяет дальнейшее развитие личности. В целом, изменения, типичные для подросткового возраста, имеют решающее значение для общего развития личности и характеристик подростка в обществе.
Новые характеристики, приобретенные вследствие изменения гормонального фона и активности мозга, приводят к тяжелому развитию самоидентичности. Этот процесс может выражаться в стремлении подростка занять лидерские позиции в обществе или принадлежать к определенной социальной группе. Однако низкий уровень некоторых гормонов у подростка может привести к замкнутости и антисоциальным наклонностям из-за трудностей во взаимодействии со сверстниками (Гальван, 2017). При этом существенным фактором является нестабильность секреции гормонов у подростков, которая может выражаться в виде частых изменений личности и взглядов. Следовательно, процессы, вызывающие изменения в гормональной системе, напрямую влияют на социальное поведение и самоидентификацию человека. В целом значительное количество изменений в поведении и самоидентификации подростка определяется, прежде всего, изменениями гормональной системы и развития мозга. Вместе с физиологическими трансформациями такие факторы являются одной из ведущих причин неустойчивого, стрессового характера перехода во взрослую жизнь.
Ссылка
Гальван, А. (2017). Нейронаука подросткового возраста. Издательство Кембриджского университета.