Выявление этапов развития, которые проходит личность, необходимо для дальнейшего анализа ее развития и выявления возможных проблем, которые могут препятствовать дальнейшей эволюции, в том числе интеллектуальных, эмоциональных и духовных. Хотя традиционно считается, что принятие одной из теорий, предложенных разными учеными, в частности Эриксоном, Вайлантом, Левинсоном и Пеком, следует рассматривать как средство оценки личного прогресса, интеграцию нескольких подходов следует поощрять как средство оценки личного прогресса. средства диагностики существующих проблем и предотвращения возможных, как показал анализ интервью с 27-летней Анной. Несмотря на то, что интервьюируемая, кажется, проходит соответствующие стадии развития в должном порядке, подробный анализ социокультурных проблем в ее жизни показывает, что ей может потребоваться психологическая помощь, чтобы справиться с процессом перехода от подросткового возраста к взрослой жизни, поскольку рассматриваемый процесс стал слишком сложным из-за социальных предрассудков, связанных с ее полом. Следует отметить, что перед участием в интервью Анна подписала информированное согласие, в котором указывалось, что она согласна участвовать в научном исследовании и, следовательно, не возражает против использования или цитирования ее ответов в научных исследованиях.

Что касается духовного развития рассматриваемой личности, то респондентка в данный момент явно находится на стадии 3, поскольку она подвергает сомнению свои собственные убеждения, тем самым допуская в свою жизнь впечатляющее количество сомнений. Указанный феномен согласуется с концепцией личностного и духовного развития, предложенной Пеком (Parker, 2009); согласно последнему, третья ступень духовного развития предполагает критику веры и дальнейшее ее испытание. Было бы неправильно предполагать, что Анна отвергает основные принципы веры, поэтому отвергает религию и исключает ее из своей жизни. Вместо этого рассматриваемый этап можно рассматривать как испытание себя и своей способности быть преданным конкретным религиозным убеждениям, а также связанным с ними моральным принципам и ценностям. Судя по ответам респондентки, она довольно не уверена в том, следует ли ей принять христианскую религию или воздержаться от создания прочных связей с христианской общиной.

Можно наблюдать вышеупомянутое противоречие между религиозными ценностями, предлагаемыми респондентке ее семьей и обществом, в котором она живет, и необходимостью определить свои собственные убеждения, ценности и морально-этические нормы. Наблюдаемый в данной ситуации конфликт можно интерпретировать с позиций теории, предложенной Левинсоном, как попытку локализовать свои индивидуальные особенности и определить свою личность, претендуя таким образом на свою собственную совокупность уникальных черт характера. Действительно, сама интервьюируемая призналась, что прошла жизненный этап, который включает в себя переопределение нынешних ценностей и построение набора принципов, по которым она будет жить в будущем. Как и предполагает теория Левинсона, личность интервьюируемого содержит как характеристики молодого человека, так и характеристики взрослого человека. Как показало интервью, участница демонстрирует сильную склонность к приведению в порядок своих приоритетов, что является типом поведения, ожидаемым от взрослого и ответственного человека. Респондентка, с другой стороны, также утверждала, что в течение некоторого времени уклонялась от некоторых своих обязанностей, таких как примирение с членами семьи и воссоединение с сообществом, что можно определить как довольно детский тип поведения. .

Однако следует иметь в виду, что гендерные вопросы, с которыми в настоящее время приходится сталкиваться интервьюируемому, составляют процесс перехода от подросткового возраста к взрослой жизни. По мнению Раваны и Моргана (2013), гендерные стереотипы, которые остаются неотъемлемой частью отношений в современном обществе, в значительной степени затрагивают женщин той возрастной группы, к которой принадлежит участник. В частности, проблемы, связанные с внешним видом, существенно затрагивают молодых женщин, значительно снижая их самооценку и создавая препятствия в их личностном развитии: недавнее исследование показало, что «повышенная неудовлетворенность своим телом, ограничения в питании и симптомы булимии в начале исследования предсказывают возникновение последующей депрессии» (Rawana & Morgan, 2014, стр. 599). Указанное явление провоцирует проблемы отвержения, что, должно быть, привело к нежеланию Анны общаться со сверстниками и становиться активным членом общества. Как призналась респондентка, она уже сталкивалась с гендерным профилированием при приеме на работу и получила отказ. Рассматриваемый вопрос явно затронул респондента, как и ожидалось, исходя из теории Левинсона:

По теории Левинсона, один из ключевых конфликтов среднего возраста связан с преодолением полярности в жизни между молодыми и старыми. Кризисы среднего возраста не так распространены, как многие полагают; однако, когда они происходят, обычно связаны с негативными жизненными событиями. (Сантрок, 2013, стр. 493)

Хотя большинство моделей поведения, продемонстрированных респондентом, соответствовали основам современных теорий развития, некоторые из моделей, которые демонстрировал участник, не согласовывались со стандартными моделями, предложенными упомянутыми выше теоретиками. В частности, заслуживает внимания тот факт, что интервьюируемый никогда не задумывался над вопросом близости и изоляции. Хотя рассматриваемую проблему можно рассматривать как небольшую вмятину на общей прочной канве психологического портрета Анны, она все же кажется довольно необычной. Действительно, согласно стадиям когнитивного развития Эрикссона, переход в подростковый возраст предполагает управление конфликтом, связанным с межличностными отношениями, в том числе как романтическими, так и теми, которые касаются процесса общения между личностью и обществом (Каркути, 2014). Тот факт, что Анну не волнует рассматриваемый вопрос, можно объяснить тем, что она сосредоточилась на своем профессиональном развитии и карьере; действительно, как показали ответы на интервью, Анне пришлось много работать, чтобы достичь того уровня успеха, которого она желает.

Действительно, более пристальный взгляд на рассматриваемую проблему покажет, что проблема интеграции личности подростка в общество, которую Эрикссон называет одной из ключевых в жизни человека 20–29 лет, может все еще можно проследить в жизни Анны. В частности, в качестве главного доказательства заслуживает упоминания тот факт, что она до сих пор не предприняла никаких попыток стать членом общества. Можно предположить, что вместо того, чтобы напрямую подойти к рассматриваемому конфликту, Анна выбрала путь избегания, делая вид, что конфликта вообще никогда не существовало. Ее попытки сосредоточиться на карьере и профессиональном развитии нельзя рассматривать как доказательство отсутствия конфликта между ее личными потребностями и ожиданиями общества (Pittig, Schulz, Craske, & Alpers, 2014).

Описанный выше опыт показывает, что анализ закономерностей своего развития напрямую связан с врожденными и приобретенными характеристиками личности. А также внешние факторы, которым подвергается человек, интегрируясь в общество. В частности, необходимо учитывать такие характеристики, как степень интроверсии и экстраверсии, которую проявляет человек, склонность либо к аналитическому подходу к изменениям в своей жизни, либо к предпочтению стратегии, основанной на интуиции, и другие уникальные черты личности. учитывать при анализе изменений, которые может претерпеть человек. Здесь следует упомянуть значение индикатора типа Майерс-Бриггтс (MBTI). Хотя тесты, предложенные Эриксоном, Вайлантом, Левинсоном и Пеком, важны для выявления процесса личностного развития, расположение их результатов, которое позволяет MBTI, также имеет решающее значение для правильности и объективности анализа (Ахмед, Кэмпбелл, Джаффар, Алкобайси и Кэмпбелл, 2010). Таким образом, можно предположить, что проблемы Анны можно будет решить гораздо более эффективно, если будет принят подход MBTI. Выявление личностных факторов, воздействию которых она подвергалась на протяжении всей своей жизни, так же важно, как и оценка внешних факторов, из которых состоит ее окружение, для разработки инструментов управления ее проблемой.

Таким образом, у интервьюируемого наблюдаются вполне традиционные закономерности развития, однако некоторые изменения, которые сейчас переживает Анна, не соответствуют закономерностям, предложенным теоретиками; однако отклонения в личностном развитии, которые можно наблюдать у интервьюируемого, можно объяснить и с позиций анализируемых теорий. Изменения, которые претерпевает респондент в указанный временной интервал, можно объяснить переходом от подросткового возраста к взрослой жизни, а также необходимостью столкнуться с конфликтами, связанными с целевой стадией развития (Irving & Sayre, 2013).

Исследование, о котором идет речь, показало, что принятие рассматриваемых теорий работает лучше всего, когда эти теории объединены; таким образом, можно принять во внимание каждый фактор развития личности, а процесс личной эволюции можно рассматривать с самых разных точек зрения, включая культурную, социальную и экономическую. Следовательно, сочетание рассматриваемых теорий дает возможность выявить проблемы развития, которые можно было бы упустить, если бы придерживались только одного подхода. Более того, сочетание теорий, предложенных Эриксоном, Вайлантом, Левинсоном и Пеком, создает предпосылки для создания более успешного и вполне адекватного подхода к решению проблем, с которыми человек может столкнуться в процессе своего личностного роста. Как показало интервью, проведенное с Анной, теории, созданные Эриксоном, Вайлантом, Левинсоном и Пеком, ни в малейшей степени не противоречат друг другу; совсем наоборот, их можно рассматривать как продолжение друг друга, и они идеально совместимы. Помогая обнаружить вмятины в процессе личностного развития, включая анализ эмоционального, интеллектуального и духовного роста, рассматриваемые методы можно рассматривать как инструменты для проведения успешного сеанса терапии и решения психологических проблем, с которыми может столкнуться человек. переживание на определенном этапе развития.

Список литературы

Ахмед Ф., Кэмпбелл П., Джаффар А., Алкобайси С. и Кэмпбелл Дж. (2010). Обучение и типы личности: пример курса по проектированию программного обеспечения. Журнал образования в области информационных технологий, 9 (16), 237–252. Веб.

Ирвинг, П.В., и Сэйр, ЕС (2013). Развитие идентичности физики: снимок этапов развития студентов-физиков старших классов. Журнал стипендии преподавания и обучения, 13 (4), 68–84. Веб.

Каркути, И.М. (2014). Изучение теорий развития психосоциальной идентичности: Руководство для профессиональной практики. Образование, 135(2), 257-263.

Паркер, С. (2009). Теория развития веры как контекст для наблюдения за духовными и религиозными вопросами. Консультант по образованию и надзору, 49 (1), 39–53. Веб.

Питтиг А., Шульц А.Р., Краск М.Г. и Альперс Дж.В. (2014). Приобретение поведенческого избегания: нерелевантные для задачи условные стимулы вызывают принятие дорогостоящих решений. Журнал аномальной психологии, 123 (2), 314–329.

Равана, Дж. С., и Морган, А. С. (2014). Траектории депрессивных симптомов от подросткового возраста до молодой взрослой жизни: роль самооценки и предикторов, связанных с телом. Журнал молодежи и подростков, 43 (4), 597–611 Интернет.

Сантрок, JW (2013). Развитие продолжительности жизни (15-е изд.) (версия Университета Гранд-Каньона). Веб.