На протяжении веков произведения искусства и стиль воплощения произведений в реальность сильно различались, поскольку художники постоянно находили разные способы изобразить свое восприятие и эмоции. Одним из лучших примеров этого является разница в столетиях между произведениями искусства «Пасторальный концерт» Тициана и «Женщина на траве» Мане, сравнение и контраст которых варьируются в пределах столетий представления. Кроме того, различия между двумя произведениями искусства могут быть очевидны в их композиции, идеях и том, что художники намеревались донести до своей аудитории. «Пасторальный концерт» Тициана, состоящий из 1510 пьес, и «Женщина на траве» Мане 1863 года сильно различаются не только по векам, но и по стилю и композиции. Тем не менее, благодаря фокусам, цветам и персонажам эти две работы демонстрируют определенное сходство.

Удивительная композиция двух работ представляет совершенно новое представление жанра натюрморта и портретной живописи в отдельных картинах. В «Le Dejeuner sur l’herbe», также известном как «Обед на траве», изображена раздетая женщина, обедающая на улице с двумя полностью одетыми мужчинами (Такач). В сельской местности Мане изображает противоречивое произведение искусства, на заднем плане которого изображена купающаяся, в результате чего произведение было отклонено жюри Парижского салона (Takac). Подобное изображение можно найти в «Пасторальном концерте», где Титан изображает двух молодых людей, одного в красном костюме, а другого, просто одетого, но босого, сидящими в центре залитого пейзажем Делла в свете заката (Муза). По обе стороны от мужчин стоят раздетые женщины: одна стоит прямо, но чуть дальше и опорожняет стакан в родник, а другая сидит, флейтуя. Другими словами, между двумя портретами и Тициан, и Мане изображают двух обнаженных женщин и двух одетых мужчин на фоне прекрасных пейзажей.

Другое сходство, отражающее тему двух произведений, — это форма причудливого общения и эротического напряжения или его отсутствие среди фигур на портретах (Муза). В «Завтраке на траве» три персонажа, появляющиеся на переднем плане, и купальщик на заднем плане кажутся далекими (Муза). Обнаженная женщина на переднем плане как будто смотрит на публику с двумя мужчинами, погруженными в глубокую беседу. Их дополняет натюрморт в левом нижнем углу холста (Камара). В этой части полотна Мане показывает корзину с фруктами, круглый каравай и одежду дамы (Гао 3). Женщина на заднем плане принимает ванну в ручье, и на портрете она выглядит сюрреалистической и призрачной из-за ее размера.

Эта тема появляется в работах Тициана, где две обнаженные женщины кажутся частью интимной группы. Как и в «Обеде на траве», двое мужчин теряются в разговоре, не обращая внимания на все остальное, что происходит вокруг них (Камара). Причем интимность момента на портрете проявляется в том, как мужчины наклоняются друг к другу, почти соприкасаясь головами, а флейтист смотрит на них играющих (Тициан). В центре этого произведения искусства — двое мужчин; однако обнаженная женщина слева отворачивается от трех других, которых, кажется, объединяет музыка, исполняемая на флейте. Стоящая дама отворачивается от контрапоста, готовясь налить воду в каменный колодец (Тициан). В отражении стеклянного кувшина женщины виден яркий мазок белой краски, описывающий небольшой водопад (Тициан). Пастух слишком далек, чтобы иметь значение на портрете, а это означает, что он является частью фона произведения искусства.

На основе пейзажа «Пасторального концерта» Тициан рисует пастуха, пасущего своих овец, значение которого проиллюстрировано далее в этом абзаце. Вместе с аллегорией поэзии, представленной в двух обнаженных, но идеально красивых женщинах, нереальные фигуры на портрете существуют только в воображении двух мужчин, вдохновленных женщинами (Камара). Исходя из распространенного в Венеции пристрастия к одновременному изображению невидимого и видимого, странность встречи двух людей в поэтическом мире раскрывает противостояние двух миров (Тициан). Произведение предполагает сложный смысл отношений между пастухами и нимфами, с одной стороны, и венецианской аристократией, с другой, при этом музыка является единственной формой общения.

Напротив, пейзаж в «Завтраке на траве» представляет остров Сент-Уан, который находится на окраине Парижа, недалеко от родового поместья Мане. Четыре фигуры на картине были вдохновлены реальными людьми и моделями, знакомыми художнику (Гао 3). Считается, что обнаженная женщина на переднем плане — это Викторина Меран, любимая и часто изображаемая модель Мане, которая появляется на другой работе Мане, «Олимпия» (Самнер 32). Две мужские фигуры на картине считаются братьями Мане, Гюставом и Евгением, что заставляет ученых рассматривать произведение как семейный портрет Мане.

Однако в искусстве Мане купающаяся женщина по сравнению с трио на переднем плане слишком велика. Мане использует этот образ, чтобы показать отсутствие значимости связи между трио на переднем плане и купающейся женщиной на заднем плане. Общее впечатление от Мане такое, будто изображение происходит в студии, поскольку художник использует слабое освещение, отсутствие глубины на заднем плане и отсутствие теней (Такач). Идея Мане противоречит идее Тициана, который показывает состояние единения четырех фигур, составляющих шедевр. За исключением пастуха на заднем плане, четыре фигуры, кажется, имеют значение связи в том, как они относятся друг к другу (Камара). Более того, в отличие от Мане, который создает впечатление, что картина написана в студии, Тициан создает впечатление, что произведение искусства происходит в поле при достаточном освещении, и обеспечивает глубокую основу для штучной работы. В тени стоящей женщины, пастуха и его овец отчетливо отражается достаточно света.

Другое различие между Тицианом и Мане заключается в фактуре обнаженных женщин на переднем плане. Тициан дает более грубую фактуру, которую он создает с помощью техники, придающей форму произведению. Например, в изображении женщины, льющей воду, Тициан использует некую сфумато или дымку, отвечающую за смягчение формы (Тициан). Эффект дымки эффективно передает представление о том, что это одновременно мягкий дневной свет, или эфемерность, и тактильная мягкость обнаженной плоти (Муза). Напротив, изображению Мане двух обнаженных женщин не хватает туманности, оно кажется гладким, но ему не хватает мягкости обнаженной плоти.

Более того, в «Пасторальном концерте» Тициан демонстрирует изобретение, идиллически фокусирующееся на пейзаже. Венецианское изобретение представляет собой шедевр, изображающий пейзаж, населенный богинями и богами, крестьянами и пастухами, сатирами и нимфами (Тициан). С введением Джорджоне в искусство Венеции эпохи Возрождения вклад Тициана стал центральным принципом теории Возрождения, которая подчеркивает концептуальную активность ума художника. Художники в теории Возрождения не акцентировали внимание на интеллектуальном статусе художника, а сосредоточились на концептуальной деятельности, предполагающей создание чего-то оригинального (Камара). Это очевидно в произведении Тициана, изображающем связь между пастухами и нимфами.

С другой стороны, «Женщина на траве» Мане представляет собой отход от импрессионизма. Произведение искусства представляет собой отход от традиционных академических предметов, соответствующий конвенции новых свобод (Самнер 34). Более того, Мане отказывается использовать традиционные произведения искусства для понимания теоретических квартир, где происходит переход между темными и светлыми элементами (Такач). Именно по этой причине Мане использует пространство студии, чтобы нарисовать обнаженную женщину, используя студийное освещение вместо естественного света, который использовал Тициан.

В заключение отметим, что разница в столетиях между «Пасторальным концертом» Тициана и «Женщиной на траве» Мане очевидна как в стиле изображения, так и в композиции, идеях и в том, что художники намеревались донести до своей аудитории. Сосредоточив внимание на фокусных точках, персонажах и цветах, и Тициан, и Мане представляют тему в двух произведениях искусства: форму странного взаимодействия и сексуального напряжения или его отсутствия между фигурами на портретах. Однако, несмотря на различия в восприятии действительности художниками, художники демонстрируют отчетливое понимание одной и той же художественной мысли.

Цитируемые работы

Камара, Эсперанка. Тициан, Пасторальный концерт. Умная история.

Гао, Сию. Обед на траве. История искусства. 2017.

Муза, Байронс. Сообщения о 1510 году. Пасторальный концерт Тициана или Джорджоне. 2017.

Самнер, Энн. Эдуард Мане. Арктур ​​Паблишинг Лимитед. 2021.

Такач, Балаш. Эдуард Мане «Вечная тайна «Le Dejeuner sur l’herbe». 2019.

Тициан. Пасторальный концерт. История искусства. т. 2.