Существует множество различных теоретических точек зрения, которые могут стать основой для прослушивания во время психиатрического интервью. Каждый из стендов основан на определенных установках и фокусах внимания. В последнем описывается роль, отведенная терапевту во время интервью, а также основные аспекты, которые необходимо тщательно изучить. Психиатрическая картина пациента, предоставленная на анализ, предполагает множество различных стратегий проведения интервью. Для анализа проявлений симптомов и связанных с ними проблем были выбраны поведенческая, экзистенциальная и когнитивная точки зрения.

С когнитивной точки зрения интервью с пациентом основано на изучении когнитивных соответствий и изучении причин и механизмов нарушений у пациента. Согласно этой точке зрения, терапевту необходимо обращать внимание на описание ролей пациента в различных социальных ситуациях (Аборая, 2022). Интервьюер — доброжелательный эксперт; В рассматриваемом случае жертвой полицейского преследования выступает пациент по имени Боб. Когнитивная несогласованность проявляется в том, что мужчина объясняет свою причастность к полиции желанием арестовать многих окружающих его людей, включая терапевта. Из-за своего нежелания идти на компромисс Боб отказывается предоставлять информацию о предыдущем опыте лечения. В этом и заключается основная трудность работы с пациентом. С когнитивной точки зрения терапевту следует выбирать тактику мягкого взаимодействия, доверительную и направленную на компенсацию ролевого несоответствия.

С экзистенциальной точки зрения задача терапевта ограничивается исследованием чувств пациента, приводящих к искажению восприятия реальности, и различных видов травматизации, влияющих на мотивы и цели поведения пациента (Аборая, 2022). В случае Боба терапевту необходимо достичь максимального уровня сопереживания переживаниям пациента, чтобы понять первоначальные чувства, которые инициировали его расстройство. В этом случае симптомы больного, а именно его недоверчивая, ложная тревога, являются результатом определенного эффекта, который необходимо раскрыть. Все аспекты экзистенциального поведения Боба берут свое начало в биографическом фоне, наполненном различными эмоциональными явлениями.

Поведенческая перспектива рассматривает разговор с пациентом как поиск отклонений в поведенческих установках пациента. Задача терапевта – определить, каким образом проявляющиеся симптомы свидетельствуют о неадаптированности человека к различным жизненным ситуациям (Аборая, 2022). В рассматриваемом случае врач выступает в роли эксперта. Идеи о преследовании со стороны полиции и нежелание делиться историей болезни пациента действуют для терапевта как следствие травматического опыта. Последнее стало мотивирующим фактором возникновения отклонений и проблем в адаптации к действительности.

Проявления расстройства Боба можно изучать с разных теоретических позиций и из разных диагностических пособий. Помимо DSM-5, хорошим руководством для анализа симптомов является Международная классификация болезней в ее 11-м издании (МКБ-11), в которой подробно описаны не только способы лечения заболеваний, но и возможные причины. По этой причине использование данного руководства может оказаться полезным при выборе точки зрения на интервью с пациентом. В качестве надежного справочника можно также рекомендовать «Краткий обзор психиатрии: поведенческие науки/клиническая психиатрия» Каплана и Садока. Он предоставляет довольно обширную историческую информацию об исследованиях расстройства и, следовательно, может быть особенно полезен при выборе стратегии опроса пациентов и выборе соответствующих методов лечения.

Рекомендации

Аборая, А.С. (2022). Руководство по стандарту интервьюирования врачей в психиатрии (SCIP): новый инструмент оценки для оказания помощи, основанной на измерениях (MBC) и персонализированной (1-е изд.). Спрингер.