«Отверженные» Виктора Гюго: анализ
Важно отметить, что «Отверженные», написанные Виктором Гюго, — это выдающееся произведение литературы, исследующее многие аспекты жизни в раздробленном обществе и личную волю к действию. Основная идея книги сосредоточена вокруг свободы человека противостоять социальной деградации и злу, навязанному людям, сосредоточив внимание на искуплении, благодати и прощении. Жан Вальжан, главный герой, показывает, как человек может подняться из самого темного места внутри себя в место милосердия.
Когда дело доходит до постоянной борьбы между Вальжаном и Жавером, становится очевидным, что пути развития их характеров являются полными противоположностями друг друга. В результате Вальжан умирает спокойно, зная, что помог людям, о которых заботился, и ему прощены его прошлые грехи, тогда как Жавер кончает жизнь самоубийством из-за бремени проступков. Таким образом, очевидно, что точка зрения Вальжана была основана на прощении, которое он получил от епископа. Такое отношение влияет на его поведение и выбор самоотверженности, что показано в том, как он помогает Козетте и Мариусу (Гюго, 1862). Точка зрения Жавера проявляется в эгоизме, личной выгоде и ненависти через предательство, поэтому во время революции он решил стать роялистом (Гюго, 1862). С одной стороны, Вальжан родом из места преступления, но, получив прощение от епископа Мириэля, он пересматривает свой жизненный путь, чтобы придерживаться тех же принципов, которых придерживался епископ. С другой стороны, Жавер имеет социальные привилегии и статус, будучи инспектором полиции, который постоянно предпочитает предать и проявлять гнев.
Вальжан несколько раз показывает, как понимание точек зрения других влияет на его поведение. Первым, кто проявил такое отношение, был епископ Мириэль, который простил Вальжану после того, как тот украл серебро. Автор пишет: «Есть преступление, совершаемое обществом против личности, преступление, которое совершается каждый день» (Гюго, 1862, с. 738) заново. Иными словами, преступления личности меркнут по сравнению с преступлениями общества. Однако наиболее ярким примером понимания точек зрения другого и действий в соответствии с этим пониманием является Мариус.
Было бы лучше, если бы он провел некоторую проверку восприятия, поскольку он понял бы, что Вальжан не определялся своими прошлыми преступлениями и был искренне хорошим человеком. К концу истории Мариус перенимает позицию прощения Вальжана, которую он унаследовал от епископа. Другими словами, благодать и искупление распространяются примером самоотверженности и искренней заботы. Тема наказания – сложная тема, исследуемая с разных сторон. Книга ясно дает понять, что наказание — это не инструмент правосудия в несправедливом и деградирующем обществе, а скорее инструмент наказания слабых и уязвимых. И Фантина, и Козетта были теми, кто нуждался в помощи общества, но вместо этого жили в страданиях и страданиях, причиняемых Тенардье и самой жизнью.
В заключение отметим, что «Отверженные» Виктора Гюго — это многогранная история, весьма всеобъемлющая и отраженная в реальности. Вальжан и Жавер являются примерами путей, по которым может пойти каждый человек на Земле: первый связан с искуплением и прощением, а второй основан на эгоизме и предательстве. Несправедливое общество наказывает невинных и слабых, а не тех, кто этого заслуживает. Понимание точек зрения других порождает сострадание, которое ведет к благодати и распространению добра в мире.
Ссылка
Хьюго, В. (1862). Отверженные. Вербоекховен и Cie.