Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК) была основана в 1960 году как картель крупнейших мировых поставщиков нефти, чтобы помочь им контролировать цену на нефть, а также свою долю и прибыль (Mankiw, 2014, стр. 356). Сегодня в организацию входят 12 стран: «Алжир, Ангола, Эквадор, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, Катар, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и Венесуэла» (Smith & Habiby, 2010, п. 25). Члены ОПЕК владеют примерно тремя четвертями мировых запасов нефти и добывают около 40% мировой нефти (Smith & Habiby, 2010, п. 3; Krauss, 2011, п. 24). Таким образом, влияние, которое этот картель может оказать на цену нефти, огромно.

Однако ОПЕК оказалась весьма неэффективной. Договариваясь об определенных квотах (которые со временем меняются по мере роста спроса на нефть), страны ОПЕК склонны нарушать свои собственные договоренности и добывать больше нефти, чем им положено, чтобы увеличить свою долю рынка и прибыль (Krauss, 2011). , пункт 24). Что еще более важно, в этом мошенничестве, судя по всему, замешаны все члены ОПЕК. В результате, например, в 2010 году ОПЕК превысила собственные квоты в среднем на 1,934 миллиона баррелей в сутки (Smith & Habiby, 2010, п. 2).

Поведение стран ОПЕК можно объяснить с помощью так называемой «дилеммы заключённых». Это термин теории игр, описывающий психологию принятия решений, применимую к конкретной ситуации. Короче говоря, сотрудничество и соблюдение соглашений принесут наибольшие положительные результаты только в том случае, если все участники рынка будут вести себя честно. В то же время нарушение соглашения может принести еще лучшие результаты тому, кто его нарушает, если остальные участники решат играть честно. Кроме того, стратегия мошенничества позволит минимизировать ущерб в случае, если другие участники тоже решат нарушить правила. В результате нарушение соглашения становится доминирующей стратегией для игроков рынка, той стратегией, которая приносит положительные результаты независимо от действий других участников (Mankiw, 2014).

Очевидно, что доминирующая стратегия стран ОПЕК заключается в увеличении добычи и снижении цен. Сделан вывод, что страны ОПЕК склонны все более самостоятельно определять свои стратегии и преследовать собственные цели и прибыль (Krauss, 2011). Это доказывает, что сотрудничество действительно трудно поддерживать, несмотря на то, что дилемма заключенных в данном случае повторяется снова и снова. Таким образом, ситуацию на рынке можно охарактеризовать как постоянный поиск равновесия. Равновесие Нэша — это «ситуация, в которой взаимодействующие друг с другом экономические субъекты выбирают свою лучшую стратегию с учетом стратегий, которые выбрали другие» (Mankiw, 2014, стр. 354). Это естественное явление для стран, где антимонопольное законодательство не позволяет олигополистическим компаниям договариваться о своих ценах путем переговоров. В то же время, хотя страны ОПЕК могли бы достичь более выгодного равновесия путем сотрудничества, они, похоже, в конечном итоге ищут равновесие Нэша, принимая во внимание меняющиеся и независимые стратегии своих коллег.

Поэтому контроль, который ОПЕК имеет над своими членами, довольно слаб. В то же время мировой нефтяной рынок, судя по всему, заинтересован в повышении квот ОПЕК или их превышении (Smith & Habiby, 2010; Krauss, 2011). Кроме того, поведение стран ОПЕК отдаляет ситуацию от ситуации монополистического рынка. В результате отсутствие соглашения между странами ОПЕК становится выгодным для потребителей (Mankiw, 2014).

Рекомендации

Краусс, К. (2011). Расколотая распри, ОПЕК сохраняет ограничения на нефть. Нью-Йорк Таймс.

Мэнкью, Н. (2014). Принципы микроэкономики (7-е изд.). Стэмфорд, Коннектикут: Cengage Learning.

Смит Г. и Хабиби М. (2010). ОПЕК обманывала больше всего с 2004 года, поскольку цена нефти на 100 долларов предвещала поставки. Блумберг Бизнес. Веб.