Введение

Целью данной презентации является анализ организационных изменений в Vodafone Qatar в 2018 году. 26 февраля 2018 года, перед публикацией годового отчета, Vodafone Qatar объявила о выходе из бизнеса в Катаре и передаче ему своего совместного предприятия Qatar Foundation (Холтон, 2018). В этой презентации обсуждается процесс изменений, его движущие силы и силы сопротивления.

Для достижения этой цели были намечены четыре задачи, включая обсуждение концепций организационных изменений и управления изменениями, описание организационных изменений в Vodafone Qatar, оценку процесса изменений в свете теорий изменений и объяснение результатов изменений.

Организационные изменения

Определение ключевых понятий имеет решающее значение для понимания масштаба оценки. Мы рассмотрим два определения, включая организационные изменения и управление изменениями. Организационные изменения можно определить как «Изменение организационной структуры, ее системы/подсистем, сотрудников и взаимоотношений между ними плановым или неплановым образом» (Бежинариу и др., 2017, стр. 322). Бернс (2005) различает управляемые изменения внутри организации, которые описываются и реализуются управленческой командой, и спонтанные самоорганизующиеся изменения, независимые от усилий управленческого персонала. Все компании испытывают постоянные изменения независимо от того, используются ли методы управления изменениями или нет. Управление изменениями имеет решающее значение для обеспечения того, чтобы изменения привели к желаемым последствиям.

Управление изменениями

Моран и Брайтман (2001) определяют управление изменениями как «процесс постоянного обновления направления, структуры и возможностей организации для обслуживания постоянно меняющихся потребностей внешних и внутренних клиентов» (стр. 111). Фоль и Харрингтон (2017) определяют управление изменениями как методы и манеры, используемые компанией для описания и реализации изменений в различных аспектах бизнеса, включая как внутренние, так и внешние процессы. Управление изменениями обычно включает в себя идеи управления поведением и мнениями сотрудников, определение шагов, имеющих решающее значение для завершения изменения, и измерение успеха изменения. Таким образом, управление изменениями тесно коррелирует с концепцией организационных изменений и управлением проектами.

Описание случая

Также важно обозначить факторы, влияющие на эффективность деятельности компании. В 2018 году головная компания Vodafone испытала снижение финансовых показателей и связанное с этим недовольство инвесторов, что вынудило ее распродать свои акции в отстающих странах. Кроме того, клиенты компании жаловались на плохое освещение, а на культуре рабочего места сказалось возросшее избегание неопределенности и влияние национальной культуры на культуру рабочего места.

История компании

Прежде чем обсуждать изменения, крайне важно представить краткую историю компании.

Vodafone Qatar получила лицензию в 2007 году, став единственной альтернативой Ooredoo. Компания начала свою деятельность в 2009 году с предоставления сетей GSM и 3G. В 2014 году компания запустила LTE; однако его расширение было очень медленным. В 2015 году Vodafone покрывал только города, а у Ooredoo было около 80% покрытия, что негативно сказалось на лояльности и удовлетворенности клиентов. Поскольку компания несла убытки с момента своего запуска, Vodafone решила продать свои акции в 2018 году Qatar Foundation, в результате чего 95% компании принадлежало катарским инвесторам. В 2018 году компания запустила сеть 5G и инициативу CARE, которые изменили культуру на рабочем месте. В 2019 году компания сравнялась с Ooredoo по охвату и сообщила о своей первой прибыли.

Экологический анализ

Крайне важно провести анализ окружающей среды, чтобы понять движущие силы изменений и выявить сопротивление изменениям. PEST-анализ проводился для оценки внешних факторов, влияющих на компанию. Анализ выявил следующие политические, экономические, социальные и технологические факторы:

Политические факторы:

  1. На компанию влияет возросшая неопределенность, связанная с эмбарго Катара.
  2. Кроме того, из-за эмбарго отношения с западными странами обострились.

Экономические факторы:

  1. С одной стороны, компания испытала повышенную экономическую волатильность из-за политического конфликта, что привело к отрицательному росту ВВП в 2017 году.
  2. С другой стороны, ВВП по-прежнему оставался одним из самых высоких в мире.

Социальные факторы:

  1. У катарских клиентов возникла потребность в улучшенном покрытии, чтобы оставаться на связи повсюду.
  2. Социальные сети в Катаре бурно развивались.

Технологические факторы:

  1. Технология 5G была внедрена в Катаре в 2018 году.
  2. В Катаре появилось большее количество социальных сетей.

Внутренние факторы

Также важно обозначить факторы, влияющие на эффективность деятельности компании. В 2018 году головная компания Vodafone испытала снижение финансовых показателей и связанное с этим недовольство инвесторов, что вынудило ее распродать свои акции в отстающих странах. Кроме того, клиенты компании жаловались на плохое освещение, а на культуре рабочего места сказалось возросшее избегание неопределенности и влияние национальной культуры на культуру рабочего места.

Модель силового поля Левина

Модель силового поля Левина использовалась для анализа изменений. Согласно модели, менеджеры по изменениям должны определить движущие силы за и против изменений, присвоить этим факторам баллы и принять окончательное решение относительно реализации изменений. На этом слайде представлен анализ изменений с использованием модели силового поля Левина. Сумма баллов слева равна 35, а сумма баллов справа — 26, что означает, что движущие силы изменений были сильнее в 2018 году до того, как изменения были реализованы.

Модель изменений Левина

Процесс изменений анализировался с использованием теории запланированных изменений Левина. Согласно этой теории, все изменения проходят три стадии: размораживание, изменение и повторное замораживание. На первом этапе Vodafone Qatar распространяла знания, связанные с проблемами текущей деятельности компании. Это помогло заинтересованным сторонам понять безотлагательность перемен. После этого было создано видение изменений, чтобы помочь каждому понять, как именно ситуация будет улучшаться. После этого менеджеры составили план изменения культуры и реализовали его. На этапе «замораживания» менеджеры оценивали результаты, вносили небольшие коррективы и создавали официальную политику, закрепляющую новые нормы и ценности.

Новая культура, достигнутая через изменения

Внедренная новая культура оказала положительное влияние на компанию. Новыми особенностями культуры на рабочем месте стали ориентация на клиента, которая повысила удовлетворенность сотрудников работой, снижение влияния национальной культуры Катара, повышение эффективности рабочей силы и долгосрочная ориентация, которая позволила осуществлять долгосрочное планирование. Согласно модели культурных измерений Хофстеде, отрицательными сторонами национальной культуры Катара являются снижение индивидуальной конкуренции, высокая степень избегания неопределенности и консерватизм. Эти стороны национальной культуры совершенствовались.

Результаты перемен

Результаты изменений были выдающимися и быстрыми. В 2018 году компания впервые за последние четыре года отчиталась о положительной рентабельности. Кроме того, компания успешно инициировала запуск сети 5G. Покрытие сети увеличилось до 86%, что повысило удовлетворенность клиентов.

Рентабельность компании (Vodafone Катар, 2018 г.)

Почему изменения увенчались успехом?

Это изменение привело к успеху по нескольким причинам. Во-первых, руководящая команда адекватно оценила ситуацию и имела четкое представление о внешних и внутренних силах, влияющих на компанию. Во-вторых, у лидеров было четкое понимание потребностей заинтересованных сторон, что позволяло компании планировать изменения в соответствии с этими потребностями. В-третьих, изменения планировались в соответствии с наиболее подходящими теоретическими моделями и лучшими практиками. Наконец, у Vodafone Qatar была лучшая управленческая команда, которая позволила провести эффективные изменения.

Заключение

В заключение, тематическое исследование представляет собой отличный пример тщательно управляемых изменений. Выяснилось, что управление изменениями имеет решающее значение для реагирования на быстро меняющуюся внутреннюю и внешнюю среду. Перемены в Vodafone Qatar прошли успешно благодаря тщательному планированию, оценке потребностей, выдающемуся руководству и отличному планированию.

Источники

Банди, С. (2018) Как управление изменениями неизбежно для любой организации.

Бежинариу, AC и др. (2017) «Управление организационными изменениями – определения понятий и инвентарь подходов», Проблемы управления в сетевой экономике: материалы Международной конференции MakeLearn и TIIM (стр. 321-330).

Бёрнс, Б. (2005) «Теории сложности и организационные изменения», Международный журнал управленческих обзоров, 7 (2), стр. 73-90.

Холтон, К. (2018) Vodafone продается из Катара за 371 миллион долларов, бренд останется.

Hofstede Insights (без даты) Сравнение стран.

Левин, К. (2013). Концептуальное представление и измерение психологических сил. Истфорд: Мартино Файн Букс.

Шири, М.Р. (2013) «Теория запланированных изменений Левина как стратегический ресурс», JONA: Журнал сестринского управления, 43 (2), стр. 69-72.

Vodafone Катар (2019 г.) Годовой отчет за 2018 г.