Определение женской красоты
Введение
В любом обществе существовало специфическое отношение к женщинам и их красоте. Женская красота была источником вдохновения поэтов, иногда была поводом для войн. В истории есть немало примеров, когда женщины использовали свою красоту для достижения политических целей. Тем не менее, стандарты женской красоты всегда были разными. В нашем исследовании мы собираемся выяснить, какие причины предопределили современный стандарт и как он воспринимается женщинами.
Главная часть
Как правило, мужчины уделяют больше внимания физической привлекательности женщин, чем женщины физической привлекательности мужчин. Мазур утверждает, что в большинстве случаев при оценке наиболее привлекательных черт противоположного пола мужчины «отдают предпочтение физическим качествам, тогда как женщины отдают предпочтение личностным качествам, таким как интеллект или чувствительность» (282). В результате женщины более зависимы от обобщенных стандартов красоты и прилагают гораздо больше усилий по сравнению с мужчинами, чтобы соответствовать этим стандартам. Стандарты красоты быстро менялись на протяжении истории.
В последнее время наблюдается выраженная тенденция к стройности стандартов женской красоты. Трансформация понятия женской красоты предопределена коренными изменениями в культуре и может наблюдаться в символических образах, культивируемых средствами массовой информации. Это вполне естественный процесс. Эти изменения в значительной степени стали причиной формирования новой культуры, в контексте которой понятие женской красоты приобрело принципиально новое значение.
Под влиянием средств массовой информации эталон женской красоты стал частью новой культурной традиции и предопределил отношение к женщине в современном обществе. Такие внутренние части понятия женской красоты, как внутренняя красота, харизма, внутренние привычки, заменяются внешними свойствами, такими как физическая привлекательность и стройность тела. Попытки женщин соответствовать этим изменениям иногда вызывают проблемы со здоровьем и депрессию. Чтобы адаптировать этот стройный идеал, культивируемый средствами массовой информации, многие абсолютно нормальные и физически здоровые женщины сидят на диете, иногда даже страдая от голодания.
Культурные идеалы женской красоты менялись и в определенном смысле были предопределены изменениями моды на одежду (Мазур 283). Одежда имела важную функцию, скрывая определенные части тела, которые женщина хотела скрыть (Мазур 283).
При этом платье использовалось для того, чтобы подчеркнуть те части тела, которые женщина считала достоинствами. В начале века существовавший в моде стиль практически скрывал нижнюю часть тела. Таким образом, не было возможности сравнить их и выработать некий эталон их красоты. Ситуация изменилась с появлением тенденции к более открытому образу одежды. Мазур утверждает, что развитие средств массовой информации и тот факт, что «одежда стала более откровенной, предоставили многочисленные возможности судить о женской привлекательности» (284).
Также можно сделать вывод, что существующая тенденция к слендеризации во многом предопределена потребностями модного рынка. Рост производства готовой одежды потребовал своего потребителя. Целью всех усилий рекламодателей было поднять интерес к этой продукции, задав таким образом новый стандарт женской красоты, соответствующий новым тенденциям моды.
Подробно этот процесс описан в статье Мазура. Он вводит два типа женской красоты: так называемую стальную гравюру и сладострастную женщину (Мазур 284). Он описывает гравюру на стали как женщину, чье «тело короткое и стройное, округлое и изогнутое. Ее плечи наклонены; ее руки округлены; небольшая талия лежит между округлой грудью и колоколообразной нижней частью туловища» (Мазур 284). Эта передача от одного типа к другому объясняется влиянием средств массовой информации и журналов (Иак. 5). Мазур выдвигает гипотезу, что эта тенденция к уменьшению женского стандарта красоты, продолжающаяся и сегодня, была начата феминистками в их попытках добиться сексуального равенства (294). Он также подчеркивает влияние поп-культуры на стандарты моды и красоты.
Берберик считает, что образ красоты, внедряемый средствами массовой информации, и тенденция к стройности весьма вредны для женского здоровья и самооценки (1). Создание такого образа предопределено тем, что женщина всегда изображалась в СМИ в эксплуататорском ключе (Берберик 2). Женщина всегда ассоциировалась с призом, который нужно выиграть, и этот факт «создал определение красоты, с которым женщины тоже сравнивают себя» (Берберик 2).
Женщину в реальной жизни сравнивают с образом, создаваемым средствами массовой информации. В случае, если идеалы красоты не соответствуют реальной жизни, эта объективация вызывает сексизм. Образ красоты, созданный телевидением или современными журналами, Берберик считает мошенничеством, не имеющим ничего общего с реальной жизнью (3). Это изображение — продукт деятельности художников-графиков (Иакова 6). Безуспешные попытки женщины соответствовать этому образу приводят к проблемам со здоровьем.
Берберик различает когнитивные, социальные и физические последствия этого вредного образа для женщин (5). Если тело женщины по существующей норме считается толстым, то в своей оценке эта женщина воспринимает это как пугающую информацию. По данным исследования, приведенного в качестве примера автором статьи, все женщины, считающие себя не соответствующими существующему стандарту, демонстрируют повышенный уровень тревожности при просмотре «интерпретируемого образа тела» (Берберик 5).
Общая причина социальных последствий этого вредного образа заключается в том, что женщина теперь воспринимается как продукт потребления. Рекламные щиты, современные журналы, телепередачи, рекламные проспекты переполнены изображениями идеализированного женского тела. Этот имидж культивируется посредством телевидения и Интернета. Этот идеализированный женский образ с идеальным телом теперь служит коммерческим целям. Механизм его эксплуатации основан на психологии человека. Цель любой рекламы – сделать свой продукт популярным и заработать на его продаже. Идеальное изображение женского тела используется для привлечения внимания потребителей к определенному товару и стимулирования желания его купить. Таким образом, этот искусственно созданный образ становится неотъемлемой частью продукта. Схема очень простая — покупай товар и приобретай девушку. Таким образом, женское тело теперь ассоциируется с «наградой за потребление» (Берберик 8).
Этот идеализированный образ оказывает большое влияние на культурное окружение и причиняет немало вреда тем женщинам, которые далеки от соответствия этому стандарту. На бессознательном уровне человек начинает воспринимать реальность в соответствии с образами и закономерностями, навязанными окружающей средой. Просматривая изображения, созданные средствами массовой информации, женщины воспринимают их как руководство к действию. Воспринимаемые мужчинами как объекты, которые можно продать или выиграть, они начинают вести себя таким образом.
Как утверждает Берберик, популяризация моделирования поведения посредством средств массовой информации меняет общество и его отношение к женщинам (11). Даже женщинам с высокими моральными стандартами, живущим в обществе, приходится приспосабливаться к его требованиям. На самореализацию женщины в любой сфере деятельности сильное влияние оказывает ее соответствие обобщенному эталону красоты. Таким образом, такие качества, как интеллект, креативность и профессионализм, отходят на второй план.
Желание реализовать себя и устроиться в жизни вполне естественно для каждого человека. Для женщин реализация этой цели затруднена существующими стандартами женской красоты. Их стремление всеми возможными способами соответствовать требованиям этого образа иногда приводит к непредсказуемым последствиям и даже проблемам со здоровьем.
Например, существующая тенденция к стройности в современных женских стандартах красоты вынуждает женщин соблюдать диету. Это универсальная истина: никакая диета не может изменить естественные способности человека. Каждый человек – уникальная личность, поэтому следует учитывать и такие факторы, как генетический фон и наследственность. Тем не менее существующий образ красоты заставляет абсолютно здоровых женщин действовать против своей природы. По данным Национальной ассоциации расстройств пищевого поведения, более десяти миллионов американских женщин страдают от нервной анорексии и булимии, вызванных соблюдением строгой диеты (Берберик 4).
Помимо проблем, связанных с голоданием, все больше женщин прибегают к услугам пластической хирургии. По данным Cosmetic Plastic Surgery Statistic, из более чем 13 миллионов косметических процедур, выполняемых ежегодно в Америке, более 12,6 миллионов хирургических операций выполняются женщинам (Merianos et al.1). Наиболее распространенными услугами, предоставляемыми клиниками косметической хирургии, являются: увеличение груди, ринопластика, липосакция, хирургия век и подтяжка живота (Мерианос и др. 1).
В американском обществе косметическая хирургия использует общепринятый стандарт женской красоты для достижения финансовой выгоды от его популяризации. В то же время необходимо отметить, что иногда такая операция требуется. Примером этого могут служить случаи чрезмерного и аномального ожирения, приводящего к проблемам с сердцем, или случаи врожденных дефектов внешности. Но проблема в том, что большинство клиентов клиник хирургии – это здоровые женщины, решение которых изменить свою внешность было предопределено существующими стандартами красоты. На этом основании Питтс-Тейлор (цитируется по Merianos et al.2) утверждает, что существует тенденция к медикализации женской красоты. Те косметические процедуры, которые не являются необходимыми для здоровья, он рассматривает как «социокультурное явление медикализации женской красоты… когда немедицинские проблемы описываются как медицинские» (Merianos et al.2).
Группа исследователей в попытках понять общие причины, которые заставляют женщин прибегать к услугам пластической хирургии, изучила различные виды рекламных буклетов, предлагаемых различными центрами косметической хирургии (Merianos et al.8). На этих брошюрах были изображены красивые улыбающиеся девушки с идеальными телами. Лозунги брошюр предлагали таким образом избавиться от лишнего веса и изменить жизнь к лучшему.
На этом примере очевидно, что существующие стандарты женской красоты используются высококоммерциализированными медицинскими центрами ради них самих. Реклама этих центров рассчитана на женщин, недовольных своей внешностью. Понятно, что любое хирургическое вмешательство – это шок для человеческого организма. Тем не менее, индустрия красоты не учитывает этот факт. С точки зрения медикализации женской красоты женское тело рассматривается как объект инвестиций.
Таковы повседневные реалии современной индустрии красоты с ее многомиллиардными доходами (Шеркер п.3).
Успешное функционирование индустрии красоты и пластической хирургии как ее части можно объяснить тем, что многим женщинам «не удается найти отражение своей красоты в бомбардирующих их образах» (Etcoff et al.6).
Сегодня многие женщины не ассоциируют себя со словом красивая. Описывая свою внешность, большинство женщин склонны использовать такие слова, как нейтральный или средний (Etcoff et al. 9). Более того, слово красота сейчас ассоциируется только с физической привлекательностью. Данные исследования, проведенного Etcoff et al. также показало, что оценивая себя, женщины сосредотачивают свое внимание на массе тела как главном критерии физической привлекательности (16). Этот факт может служить дополнительным свидетельством тенденции к стройности существующих стандартов женской красоты.
Заключение
Каждый человек – существо социальное, и в своих действиях мы сильно подвержены влиянию общества. Социальное воздействие предопределило существующий стандарт красоты и трудно сказать, что этот образ естественен. Чтобы самореализоваться в обществе, женщина должна соответствовать этому искусственно созданному стандарту. Надо признать, что иногда добиться этого довольно сложно.
Цитируемые работы
Берберик, Стефани. «Объективизация женщин в средствах массовой информации: женский образ себя в женоненавистнической культуре». Нью-йоркский социолог. 5 (2010): 1-15. Веб.
Эткофф, Нэнси, Сьюзи Орбах, Дженнифер Скотт и Хайди Д’Агостино. Настоящая правда о красоте: глобальный отчет. 2004.
Джеймс, Николь. Влияние общества на восприятие красоты. без даты Веб.
Мазур, Аллан. «Тенденции США в области женской красоты и сверхадаптации». Журнал сексуальных исследований. 22.3 (1986): 281-303.
Мерианос, Эшли, Ребекка Видурек и Кейт Кинг. «Медикализация женской красоты: контент-анализ косметических процедур». Качественный отчет. 18.91 (2013): 108-122. Веб.
Шеркер, Аманда, «7 способов, которыми индустрия красоты убедила женщин в том, что они недостаточно хороши». Хаффингтон Пост. 2014. Интернет.