Дневник Клемперера — один из самых важных отчетов о жизни Германии в период нацизма. В нем представлен яркий отчет о повседневной жизни в нацистской Германии, в том числе о том, как люди жили, думали и говорили о себе, а также о том, как они относились к своему правительству и его политике. Клемперер был немецким евреем, бежавшим в Лондон в 1941 году, где он стал профессором музыки в Лондонском университетском колледже (Клемперер 7). Для написания этих мемуаров он использовал свое положение аутсайдера и близость к историческим событиям. В мемуарах автор рассказывает о своих испытаниях во время Холокоста и Второй мировой войны. Первая половина книги посвящена жизни Клемперера до войны и его времени в нацистской Германии в качестве профессора литературы (Клемперер 9). В этом разделе презрение Клемперера к нацизму ясно выражено повсюду. Однако он никогда не упоминает о своем желании участвовать в сопротивлении, несмотря на его тесные отношения с некоторыми участниками. Это эссе дает ясное и точное описание того, как немецкое общество повлияло на жизнь автора во время Второй мировой войны.

Клемперер выражает, как сильно он хотел найти способ помочь людям, преследуемым Гитлером. Он заявил, что уважает права человека и считает, что те, кто взял на себя задачу лишать жизни людей, являются преступниками. Он подтверждает свою неприязнь к расизму, говоря, что если кто-то умирает из-за принадлежности к определенной расе или религии, он не должен подвергаться смертному наказанию. Вместо этого они должны иметь возможность выбирать свою загробную жизнь, если они хорошо жили на земле (Клемперер 11). Книга дает представление о том, что люди думали о том, как Адольф Гитлер и его режим пришли к власти и как это повлияло на их жизнь.

Взгляд Клемперера на иудаизм

Клемперер рассматривает иудаизм с позиции ненависти и страха на позицию надежды на будущее. Он описывает это как «религию крови и железа» (Клемперер 12). Клемперер начал вести дневник, когда был подростком. В то время он мало что знал об иудаизме и его истории. Во многих отношениях Клемперер был похож на других молодых немцев, вовлеченных в приход Гитлера к власти. Он не знал, что евреев собирали и отправляли в концентрационные лагеря. В первом разделе дневника Клемперер изображен как набожный еврей, который очень гордится своей верой и религиозными обрядами. Он объясняет свою способность сохранять эту преданность своим строгим воспитанием и тем фактом, что ему удалось избежать антисемитизма, который преследовал большинство евреев в то время (Клемперер 9). Когда он стал старше и узнал больше об иудаизме и еврейской культуре, Клемперер стал более сочувственно относиться к своим еврейским друзьям и членам семьи, которых нацисты также преследовали во время Второй мировой войны. В частности, он очень полюбил Рихарда Глазара, обедневшего еврейского драматурга, чьи пьесы были запрещены нацистскими властями.

Когда Германия регрессировала к диктатуре Гитлера, взгляды Клемперера на иудаизм радикально изменились. Он отвергает традиционные еврейские законы и обычаи как устаревшие и неактуальные, хотя по-прежнему придерживается большинства из них. Его растущая отстраненность от иудаизма очевидна в его неспособности распознать или назвать очевидные признаки, которые показывают, насколько тесно связаны христианство и иудаизм за этот период: «Они (нацисты) больше даже не заботятся о евреях; они больше не хотят, чтобы они были здесь… они просто хотят, чтобы мы умерли» (Клемпере 14). Он считает, что это религия ненависти, насилия и угнетения. Например: «Легко понять, почему евреи хотят войны по всей Европе; они хотят получить право убивать по своему желанию и избежать наказания за это »(Клемперер 14). Он описывает евреев как «отдельный народ», который может процветать только за счет угнетения окружающих. Он утверждает, что конечная цель евреев — уничтожить христианство и заменить его своей религией.

К 1942 году Клемперер стал относиться к иудаизму более позитивно. Он понимал это как культуру со многими ценными традициями и практиками, но также и культуру, которую другие культуры исторически преследовали за свои убеждения, включая христианство. Клемперер осознает, что многое из того, что он раньше думал об иудаизме, было неправильным или неполным. Еврейская община выжила, приспосабливаясь к окружающей среде, а не сопротивляясь ей, как он ожидал.

Критический анализ евреев и еврейства Клемперера

Его жизненный опыт глубоко повлиял на критический анализ Клемперером евреев и еврейства. Клемперер жил в Германии во времена Третьего рейха и подвергался антиеврейской политике и практикам (Клемперер 38). Он говорит: «Трудно отделаться от впечатления, что я хотел бы быть озлобленным человеком, но не являюсь… правда в том, что я никогда не мог испытывать ненависти к кому-либо или чему-либо »(Клемперер 67). Он пережил некоторые из самых трудных времен в истории, такие как лагеря смерти, Хрустальная ночь и приход к власти Адольфа Гитлера. Клемперер стал свидетелем воздействия нацистской политики на немецкое общество, что заставило его резко критиковать все, что связано с еврейством. Эта критическая линза повлияла на то, как он смотрел на евреев и их отношения с государством. Клемперер (68) сказал, что существует три типа евреев: те, кто принадлежал к той или иной группе, например сионисты; те, кто первыми назвал себя немцами; и те, кто вообще не вписывался ни в одну группу типа «арийцев». Последние две группы часто становились жертвами насилия как со стороны нацистов, так и со стороны ненацистов.

Далее, в одной дневниковой записи 1940 года Клемперер называет «евреев» «низшей расой», которая «нарушила свой контракт», имея в виду тот факт, что в рамках принудительного переселения из Берлина многие евреи были отправлены в гетто или концентрационные лагеря (Клемперер 67). Он продолжает: «Мы сталкиваемся лицом к лицу с неизбежным фактом, что наш народ никогда больше не сможет стать сообществом равных» (Клемперер 68). Он отмечает, что некоторым евреям удалось бежать из Германии, но большинство из них остались и продолжали жить в Германии. практиковать иудаизм. Этот сценарий помог ему увидеть, что их религия не была источником их проблем. Вместо этого он сосредоточился на действиях правительства Германии по отношению к ним.

Клемперер не пострадал напрямую от Холокоста, поскольку он не был евреем. Вместо этого он пережил это как наблюдатель, пока не умер в 1960 году (Клемперер 72). Такое обращение сделало его ценным свидетелем, который мог комментировать то, что произошло в тот период, не затрагивая лично. Понимание Клемперером этой ситуации было сформировано его опытом жизни в Германии во времена Третьего рейха. Он был окружен антисемитской риторикой и политикой, которая заставляла его чувствовать, что он не может быть самим собой в Германии, потому что его всегда будут считать евреем, даже если он не был евреем.

Самоощущение Клемперера изменилось

На первых страницах Клемперер по-прежнему выражает надежду на свое будущее и будущее Германии. Он пишет: «У меня огромное желание жить и работать для Германии, для ее счастья и для ее достижения мира» (Клемперер 128). Этот комментарий — одно из самых положительных слов, которые он говорит о своей стране на протяжении всей книги. Однако с течением времени он становится все более пессимистичным в отношении будущего Германии из-за растущей ксенофобии и антисемитизма. Он описывает, как «вся нация» стала более антисемитской с 1933 года, что заставляет его чувствовать себя аутсайдером, хотя он родился в немецкой культуре (Klemperer, 1998). В 1933 году Клемперер начал работать на Радио Берлина — нацистской пропагандистской станции — и пришел к убеждению, что все евреи несут ответственность за проблемы Германии. В 1936 году он вступил в СС и начал заниматься еврейскими делами в составе группы под названием айнзацгруппа С (Клемперер, 139). В составе этой группы он руководил убийствами тысяч евреев в Польше и Украине, что привело его к пониманию того, что нацисты также преследовали его народ.

В это время он чувствовал себя бессильным и слабым евреем в Германии. Он не способен постоять за себя и свой народ. Он признает, что не может дать отпор нацистскому режиму, потому что считает, что в этом нет смысла. Клемперер не видит никакой надежды ни для себя, ни для своего народа. Он не видит никакого выхода из своего положения. Он считает себя жертвой и потерял веру как в человечество, так и в Бога. В 1938 году Клемперер уже начал менять свою точку зрения, когда писал о своей реакции на «Хрустальную ночь» (ночь ареста евреев). Он описывает, как его «сначала удивило отсутствие сопротивления» со стороны других евреев во время арестов (Клемперер 141). Он считал, что им следовало более энергично постоять за себя, прежде чем их увезут силой.

В 1941 году, когда Германия вторглась в Россию, Клемперер понял, что ничего не изменится, если люди сами что-то не сделают (Клемперер 142). Он чувствовал, что на данном этапе истории не было другого выбора, кроме как дать отпор Гитлеру и его режиму. Взгляд Клемперера на этнический национализм с обеих сторон со временем изменился: сначала он считал, что это положит конец антисемитизму; позже он понял, что у евреев нет надежды без собственного государства. В конце концов он стал откровенным критиком сионизма и его роли в возникновении антисемитизма на протяжении всей истории.

Заключение

Книга представляет собой дневник событий, произошедших в первые годы диктатуры Гитлера. Эта запись событий позволяет легко понять, почему немецкое общество было так шокировано происходящим вокруг. Идеология Гитлера никогда не имела смысла, а его решения всегда были неожиданными и непредсказуемыми (Клемперер 145). Граждане Германии в то время были невежественны, и никто не знал, что происходит. Клемперер дает зрителям представление о том, как они жили при этом режиме и как их держали в полной изоляции от своих семей и реальности.

Холокост был одной из самых ужасных трагедий, постигших мир. Использование механизированной смерти осуществлялось с помощью различных средств, включая газовые камеры и мобильные отряды убийств, расстрелы и бесчисленные акты насилия, разжигаемого ненавистью (Клемперер 146). Об этих зверствах тошно думать, но они являются реальностью. Дневник Клемперера — бесценный ресурс для понимания того, какой была жизнь евреев, живших под властью нацистов, до их интернирования в концентрационные лагеря. Это очень личная хроника борьбы Клемперера за выживание в ужасах и лишениях Второй мировой войны — перспектива, которая приближает зрителя к трагедии, чем многие другие работы на эту тему.

Процитированная работа

Клемперер, Виктор. Я буду свидетелем: Дневники Виктора Клемперера. Рэндом Хаус, 1998.