Область когнитивного развития
Абстрактный
В этой статье предлагается предварительное обсуждение области когнитивного развития, включая ее определение, обзор наиболее влиятельных теорий и предложения по будущим исследованиям по этой теме. В статье кратко характеризуются теории Пиаже, Выготского и неопиаже, поясняется личный интерес исследователя к теме, а также рассматриваются возможные результаты будущих исследований.
Введение
Для будущих исследований предлагается область когнитивного развития. Когнитивные способности и навыки связаны с «управлением знаниями», то есть их приобретением и использованием (Shaffer & Kipp, 2013). Развитие когнитивных способностей человека изучается в области психологии развития, и на данный момент существует несколько теорий, которые пытаются описать и объяснить этот процесс. Для данного исследования данная область была выбрана из личного интереса к развитию когнитивных способностей и навыков, а также в попытке собрать и синтезировать информацию, которая известна или предположительно известна об этой области человеческого развития.
Теории когнитивного развития
Теория Пиаже
Пиаже был тем, кто основал эту область психологии развития (Shaffer & Kipp, 2013; White, Livesey & Hayes, 2012). Теория Пиаже была разработана посредством экспериментов и наблюдений (Harris & Westermann, 2015, стр. 73), а результат включал детальное описание и объяснение четырех стадий когнитивного развития («сенсомоторная, предоперационная, конкретная операционная и формальная операциональная»), как а также специфические когнитивные способности, характеризующие эти стадии (White et al., 2012, стр. 171). Эти этапы и их описания дают представление о моих текущих ожиданиях относительно развития предметной области на всех этапах разработки.
Теория Пиаже подчеркнула важные области когнитивного развития, что стимулировало исследования в этой области, и некоторые из этих исследований были направлены на расширение и улучшение теории, в то время как другие стремились предложить новые объяснения этого явления.
Неопиажеские подходы
Неопиажеские подходы и теории не обязательно должны быть связаны с теорией Пиаже или основываться на ней; скорее, все они основаны на идее о том, что когнитивное развитие включает в себя несколько стадий (White et al., 2012). Примером может служить теория навыков Фишера, которая предполагает три уровня (сенсомоторный, репрезентативный, абстрактный) четырех уровней сложности навыков. Уровни обозначают максимальную сложность задачи, которую человек может выполнить на определенном этапе развития, и эта сложность также связана с общими изменениями когнитивных способностей (White et al., 2012, с. 174). Существование неопиаже подходов показывает, что теория Пиаже создала основу для развития аналогичной теории.
Выготский и социокультурный контекст
Помимо теорий, внешне схожих с теорией Пиаже, в области когнитивного развития были предложены и совершенно другие теории. В частности, если Пиаже больше всего интересовали стадии развития, то Выготский искал факторы, влияющие на него. Теория Выготского подчеркивает социокультурную среду ребенка, его социальные взаимодействия и игру как факторы когнитивного развития (Harris & Westermann, 2015, стр. 31).
Выготский ввел термины зоны ближайшего развития, обозначающей сложность задач, которые может выполнять ребенок, если ему оказать умелую помощь партнера (воспитателя, родителя), и подмостей, представляющих собой « социальное сотрудничество, способствующее когнитивному росту» (Shaffer & Kipp, 2013, стр. 233). Эта теория, по-видимому, дополняет теорию Пиаже, поскольку в ней основное внимание уделяется не только ребенку, но и окружающей среде.
Заключение
Из предварительного исследования существующих в настоящее время теорий можно сделать вывод, что область когнитивного развития активно изучалась, что привело к появлению множества подходов, которые, как можно доказать, дополняют друг друга. Можно предположить, что изучение этих теорий позволит синтезировать знания и, возможно, создать целостную картину когнитивного развития, как ее видит современная наука.
Рекомендации
Харрис М. и Вестерманн Джорджия (2015). Руководство для студентов по психологии развития (версия EBSCOhost).
Шаффер Д. и Кипп К. (2013). Психология развития. Бельмонт, Калифорния: Обучение Уодсворта Cengage.
Уайт Ф., Ливси Д. и Хейс Б. (2012). Психология развития: от младенчества к развитию. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Высшее образование Пирсона.